ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§3 Повышение сцепных качеств дорожных покрытий

Важнейшей задачей службы эксплуатации автомобильных дорог является поддержание высоких сцепных качеств дорожных покрытий. Сцепные качества покрытий меняются в течение эксплуатации автомобильных дорог. Поэтому наряду с обеспечением шероховатости нового покрытия применяют методы, позволяющие повысить шероховатость находящихся в эксплуатации покрытий.

Высокие сцепные качества новых покрытий обеспечивает применение каркасного (многощебенистого) асфальтобетона (содержание щебня 50-65%). На таком покрытии коэффициент сцепления более 0,5.

В последние годы широкое распространение получило строительство шероховатого покрытия с втапливанием щебня, обработанного битумом, в мелкозернистый асфальтобетон. Преимуществом этого метода являются простота осуществления и достижение необходимого коэффициента сцепления сразу после укладки асфальтобетонной смеси. При этом длительное время не требуется поверхностная обработка.

Повышение коэффициента сцепления обычного асфальтобетонного покрытия может быть достигнуто путем введения в асфальтобетонную смесь добавок из полимерных материалов.

Для повышения коэффициента сцепления покрытий, находящихся в эксплуатации, чаще всего устраивают поверхностную обработку. Она предназначена для повышения не только коэффициента сцепления, но и прочности всей дорожной одежды. Применяют одиночную и двойную поверхностную обработку.

Резкое снижение коэффициента сцепления наблюдается в осенне-зимний и ранне-весенний периоды при образовании на поверхности покрытия гололеда. Ухудшение состояния покрытия приводит к резкому увеличению тормозного пути.

Для борьбы с зимней скользкостью покрытия применяют разные методы. Наиболее широко используется россыпь песка с размером частиц 0,2-5 мм, имеющих кубическую форму и острые грани. Могут применяться также топливные дробленые металлургические шлаки и др. Для предупреждения смораживания частиц песка, предупреждения сбрасывания его с покрытия автомобилями и сдувания ветром добавляют гигроскопические соли (хлористый натрий или хлористый кальций). Такая смесь песка с солью хорошо удерживается на проезжей части.

Радикальным методом борьбы со скользкостью является предотвращение образования на покрытии корки снега и льда или полное ее удаление. С этой целью широко применяют растворы солей. Однако существует мнение, что они оказывают вредное влияние на окружающую растительность и ускоряют коррозию кузова.


Обогрев покрытия является наиболее энергоемким и дорогим методом удаления льда, поэтому его применяют обычно на городских дорогах.

Рис. 1 Современные методы удаления льда с дорожного покрытия

Также для повышения сцепления при движении по обледенелому покрытию применяют шины с шипами.

§4 Поддержание высоких транспортных качеств автомобильных дорог в период интенсивных перевозок

Трудные условия транспортной работы дорог возникают в период интенсивных перевозок при вывозе урожая. Как правило, резкое увеличение интенсивности движения наблюдается на всей сети дорог, расположенных в сельскохозяйственных районах. Особенностью работы дорог в этих условиях является то, что элементы дорог не рассчитаны на пропуск интенсивных потоков автомобилей.

Обычно уборочные кампании продолжаются короткий период, но к этому периоду должны тщательно готовиться служба эксплуатации дорог и служба организации движения.

До начала интенсивных перевозок необходимо выполнить следующие мероприятия: улучшить состояние обочин и проезжей части; усилить дорожную одежду и искусственные сооружения; разработать схемы организации движения в местах скопления автомобилей; составить и установить на дорогах маршрутные схемы.

Началу работ по улучшению дорожных условий должны предшествовать обследования маршрутов движения наиболее интенсивных потоков, подъездов к полям и к элеваторам или пунктам сдачи урожая. Во время этих обследований оценивают: состояние проезжей части, объемы работ в местах наибольших разрушений дорожного покрытия, состояние обочин, потребность в дорожных знаках и т. п.

Важными работами являются устранение неровностей дорожного покрытия, выравнивание обочин и очистка водоотводных и водопропускных сооружений. При устранении ям и выбоин, как правило, используют местные материалы. На обочинах ликвидируют колейность, при этом отметка поверхности обочины должна соответствовать отметке проезжей части. Работы обычно выполняют автогрейдером.

Необходимо также спрофилировать летние пути, прокладываемые в пределах полосы отвода вдоль основных дорог. Летние пути используют для прохода гусеничных тракторов, перегона комбайнов и других сельскохозяйственных машин, имеющих большую ширину. Отвод этих машин на летние пути позволяет избежать заторов на основной дороге.


Для предупреждения разрушения мостов разрабатывают маршруты движения тяжелых автомобилей в обход мостов с недостаточной грузоподъемностью. Если невозможно наметить маршруты в обход таких мостов, то, как исключение, предусматривают оперативные мероприятия по повышению грузоподъемности отдельных мостов. Большое внимание уделяют вопросам организации движения и, особенно, размещению указателей направлений движения.

Заблаговременное осуществление указанных выше мероприятий позволяет обеспечить без потерь бесперебойный вывоз урожая.

Стр. 7

Л екция 8


Смотрите также файлы