ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
Лекция 3 Характеристики транспортно-эксплуатационного состояния дорог и городских улиц
1 Факторы, влияющие на работу и состояние дороги
Автомобильная дорога работает под влиянием большого количества факторов, которые необходимо учитывать при ее проектировании и организации работ по ремонту и содержанию. После ввода в эксплуатацию на дорогу одновременно воздействуют: нагрузки от проходящих автомобилей и других транспортных средств, грунтовые и поверхностные воды, погодно-климатические факторы, а также хозяйственная деятельность людей в районе проложения дороги.
Строительство любой автомобильной дороги способствует развитию народного хозяйства районов, по которым она проходит: появляются новые населенные пункты, предприятия, активизируется и совершенствуется хозяйственная деятельность, социальная и культурная жизнь существующих населенных пунктов, улучшается связь села с городом, между населенными пунктами, районами и областями. Это приводит к росту интенсивности движения и нагрузок на дорогу, что ускоряет ее износ.
Автомобильная дорога должна быть прежде всего устойчива к воздействию нагрузок от автомобилей, для пропуска которых она и предназначена. Автомобильные нагрузки являются динамическими. Действие таких нагрузок особенно опасно для дорожной одежды в период сильного переувлажнения ее основания и земляного полотна. В связи с этим для предупреждения разрушения дорожной одежды в весенний период на дорогах низших категорий ограничивают проезд тяжелых грузовых автомобилей до полного высыхания низа дорожной одежды.
Дороги I-III категорий должны обеспечивать проезд в любое время года.
Недостаточная прочность земляного полотна дорожной одежды и плохое качество материалов отдельных ее слоев приводят при динамическом воздействии нагрузки к снижению ровности покрытия, появлению на нем волн и выбоин. Все это вызывает значительное снижение скоростей движения. Отрицательное влияние на устойчивость верхнего слоя дорожного покрытия оказывает процесс резкого торможения большегрузных автомобилей. Примером такого отрицательного воздействия являются волны («гребенка») на автобусных и, особенно, троллейбусных остановках.
Основной враг дороги – вода. Переувлажнение низа дорожной одежды и земляного полотна приводит к быстрому разрушению дороги и нарушению нормального транспортного процесса. Замерзающая вода разрушает верхние слои покрытия, поэтому одной из основных задач дорожников является обеспечение отвода от дороги воды как поверхностной, так и грунтовой. Сохранность дороги зависит от того, насколько эффективно работает вся система водоотвода.
Устойчивость конструктивных элементов дороги также зависит от погодно-климатических условий района приложения дороги. Наиболее подвержены погодно-климатическому воздействию грунтовые дороги, а также плохо уплотненные щебеночные и гравийные покрытия, несущая способность которых резко уменьшается при их переувлажнении. Туман, гололед, снежные заносы, паводки могут резко ухудшить транспортно-эксплуатационные качества и более капитальных дорог и даже прервать проезд по ним.
В районах с жарким климатом высокая температура на поверхности дорожного покрытия, доходящая порой до 70-80°С, размягчает асфальтобетон, а в результате проезда автомобилей происходит деформация верхнего слоя покрытия, снижается ровность, резко меняются сцепные качества дорожного покрытия.
Поэтому при проектировании и эксплуатации автомобильных дорог необходимо детально учитывать влияние погодно-климатических условий.
Таким образом, автомобильная дорога как инженерное сооружение работает в крайне неблагоприятных условиях.
Одновременное влияние всех факторов, воздействующих на дорогу, особенно заметно сказывается на изменениях, происходящих в дорожной одежде вследствие старения битума, усталости материалов, изменений водно-теплового режима дорожных конструкций и др.
Для поддержания высоких транспортно-эксплуатационных показателей дороги необходимо детально изучать все факторы, связанные с воздействием как автомобилей, так и природных условий, и учитывать их при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог.
2. Основные транспортно-эксплуатационные показатели автомобильной дороги
Транспортно-эксплуатационные состояние дороги характеризуется комплексом показателей, от которых зависит эффективность работы как автомобильной дороги, так и автомобильного транспорта. Можно выделить следующие группы переменных во времени показателей, характеризующих: транспортную работу автомобильной дороги; технико-эксплуатационные качества дорожной одежды и земляного полотна; общее состояние автомобильной дороги и условия движения по ней; эффективность транспортной работы дороги.
К первой группе показателей относят: интенсивность, состав и объем движения; пропускную и провозную способность автомобильной дороги; скорость движения и время сообщения.
Интенсивность движения N – количество автомобилей, проходящее через некоторое сечение автомобильной дороги за единицу времени (час, сутки). Интенсивность является очень важным и сложным показателем, изменяющимся во времени (в течение часа, суток, недели, месяца и года). В зависимости от интенсивности движения устанавливается категория автомобильной дороги, выбираются сроки выполнения ремонта дороги и мероприятия по организации движения.
Объем движения – суммарное количество автомобилей, прошедшее через данный участок дороги за определенный период времени; измеряют путем непрерывных наблюдений.
Состав движения р – распределение в процентном отношении всего транспортного потока по видам транспортных средств (легковые автомобили, автобусы, грузовые автомобили: тяжелые, средние, легкие). Состав зависит от района проложения дороги, наличия промышленных предприятий, дня недели и сезона. Состав движения оказывает существенное влияние на выбор мероприятий по организации движения.
Грузонапряженность дороги (брутто) G – суммарная масса грузов и транспортных средств, прошедших по данному участку дороги в обоих направлениях в единицу времени; измеряется в тоннах в год (т/год) или в тоннах в сутки (т/сут). Грузонапряженность дороги (нетто) – общая масса грузов, перевезенных по данному участку дороги в обоих направлениях в единицу времени и на единицу пути. Показатель грузонапряженности дороги чаще всего применяют для оценки работоспособности дорожной одежды.
Пропускная способность автомобильной дороги Р – максимальное количество автомобилей, которое может пропустить данный участок дороги или дорога в целом в единицу времени; обычно измеряется в автомобилях в час (авт/ч). Этот показатель является важнейшим в проектировании поперечного профиля и геометрических элементов дороги.
Провозная способность дороги М – максимальная масса грузов или количество пассажиров, которые могут быть перевезены через данный участок автомобильной дороги в единицу времени; измеряется в пассажирах в час (пасс/ч) или в тоннах в час(т/ч).
Коэффициент загрузки дороги движением z – отношение интенсивности движения к пропускной способности рассматриваемого участка дороги. Этот показатель является одним из основных при расчете числа полос движения и размеров геометрических элементов.
Скорость движения v – важнейший качественный показатель транспортной работы автомобильной дороги и ее состояния.
В зависимости от целей и задач, при решении которых используют этот показатель, различают; следующие виды скоростей: расчетную, конструктивную, мгновенную, эксплуатационную, техническую, расчетную, принимаемую при организации движения, оптимальную, нормируемую.
Расчетной скоростью называют максимальную безопасную скорость движения одиночного автомобиля на сухом покрытии при достаточном расстоянии видимости, допускаемую на дороге рассматриваемой категории. На эту скорость проектируют все геометрические элементы автомобильных дорог и, в первую очередь, элементы плана и продольного профиля дороги.
Значение расчетной скорости устанавливается на основе технико-экономических расчетов.
Конструктивная скорость автомобиля представляет собой максимальную скорость, развиваемую автомобилем данной конструкции. Эта скорость зависит от типа автомобиля, удельной мощности его двигателя.
Мгновенные скорости движения – это фактические скорости, измеренные в конкретных створах дороги. Поэтому они представляют собой скорости движения одиночных автомобилей или потока автомобилей на данном коротком участке дороги в рассматриваемый промежуток времени. Значение мгновенной скорости характеризует фактические условия движения в конкретном месте дороги и в данный момент времени.
Скорость сообщения показывает среднюю скорость на данном маршруте с учетом задержек, вызванных наличием пересечений в одном уровне, железнодорожных переездов, или взаимным влиянием автомобилей в потоке. Скорость сообщения является основным показателем транспортной работы дороги. По этой скорости можно определить продолжительность движения между рассматриваемыми пунктами отправления и назначения. При технико-экономических расчетах данные о скоростях сообщения являются основными для обоснования мероприятий по улучшению условий движения.
Техническая скорость показывает среднюю скорость на данном маршруте без учета задержек, вызванных наличием пересечений в одном уровне или другими факторами, и определяется в основном размерами геометрических элементов дороги. По этой скорости можно оценивать условия движения на отдельных маршрутах и комплексное влияние дорожных условий на скорость движения. Значение технической скорости во многом определяется видом транспортных средств, поэтому она существенно зависит от состава движения.
Расчетная скорость, принимаемая при организации движения, представляет собой скорость, на которую рассчитывают работу всех систем управления движением и на основе которой выбирают вид дорожного знака и размеры элементов разметки проезжей части.
Под оптимальной скоростью движения понимают скорость, при которой обеспечиваются наиболее эффективные условия транспортной работы дороги и автомобильного транспорта, а также благоприятные условия для работы водителей. Характерным примером оптимальной скорости является скорость, соответствующая оптимальной загрузке дороги движением и составляющая около 55% от скорости движения в свободных условиях.
К нормируемым скоростям относят значения скоростей, принимаемые как стандартные при технических или технико-экономических расчетах. В этом смысле расчетная скорость также является одной из разновидностей нормируемой скорости. К нормируемым скоростям можно отнести скорости при определенном типе дорожного покрытия, которые используются при технико-экономических расчетах. К нормируемым скоростям можно также отнести скорость сообщения общественного транспорта, используемую для расчетов по организации работы этого вида транспорта.
Время сообщения – продолжительность движения по рассматриваемому маршруту (дороге) без учета остановок в пути; учитываются только задержки, вызванные наличием других автомобилей и ожиданием на перекрестках; измеряется в часах или минутах.
Удельное время сообщения (темп движения) – средняя продолжительность (в минутах) проезда одного километра дороги транспортным потоком; определяют на основе средней скорости сообщения и измеряют в минутах на километр (мин/км).
Ко второй группе показателей относят: прочность дорожной одежды и земляного полотна, ровность и шероховатость покрытия, сцепление шины с покрытием, износостойкость покрытия, работоспособность дорожной одежды.
Прочность дорожной одежды и земляного полотна – характеристика несущей способности дорожной одежды, рассматриваемой конструкции, оценивается модулем упругости Е (в мегапаскалях).
Шероховатость дорожного покрытия – наличие на поверхности покрытия малых неровностей, не отражающихся на деформации шины и обеспечивающих повышение коэффициента сцепления с шиной; определяется размером микровыступов и остротой угла вершины микровыступа.
Ровность дорожного покрытия S – качественное состояние поверхности проезжей части, обеспечивающее высокие транспортно-эксплуатационные свойства дороги (комфортабельность, безопасность). Оценивается по сравнению с установленной нормой колебаний по высоте в поперечном и продольном профилях, измеряется по размеру просвета между поверхностью покрытия и рейкой в продольном и шаблоном в поперечном направлениях или с помощью специальных приборов; при использовании толчкомера, суммирующего сжатие задних рессор автомобиля на пути в 1 км, ровность измеряют в сантиметрах на километр (см/км).
Коэффициент сцепления шипы колеса автомобиля с дорожным покрытием φ – показатель, характеризующий сцепные качества дорожного покрытия; представляет собой отношение окружного тягового усилия на ободе ведущего колеса к вертикальной нагрузке на колесо, при котором начинается проскальзывание (пробуксовывание) колеса.