ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 0
Регулирование международного движения капитала
1. Национально-правовое регулирование мдк
Иностранные инвестиции регулируются как в национальном, так и в международном масштабе, и способы их регулирования можно подразделить на два уровня: национально-правовой и международно-правовой.
Национально-правовое регулирование основано, прежде всего, на использовании в каждой стране норм и институтов традиционных отраслей права (административное, гражданское и др.). В связи с интенсивным развитием международного инвестиционного процесса, сегодня во многих странах имеется специальное законодательство в виде инвестиционных законов и кодексов. Основу такого законодательства составляют условия инвестирования, а также правовые гарантии для иностранных инвесторов в принимающей стране. В рамках этих гарантий происходит учет взаимных интересов принимающей страны и иностранного инвестора.
Государство, как правило, использует следующие методы регулирования:
■ методы финансового регулирования: ускоренная амортизация основных производственных фондов, налоговые льготы, предоставление субсидий, займов, страхование и гарантирование кредитов;
■ нефинансовые методы: предоставление земельных участков, обеспечение необходимой инфраструктуры, оказание технической помощи.
В большинстве развитых стран законодательство включает положения, которые предоставляют иностранным инвесторам (юридическим и физическим лицам) национальный режим принимающей страны, т. е. закрепляется отсутствие дискриминации иностранных инвесторов по сравнению с местными.
Однако законодательство, как правило, вводит определенные ограничения исходя из необходимости обеспечения национальной безопасности. По этой причине многие страны закрепили в своих законах определенные отрасли исключительно или предпочтительно за национальным капиталом.
С другой стороны, если государство заинтересовано в привлечении иностранного капитала, то законодательство учитывает, что для инвесторов зарубежные инвестиции связаны с повышенными политическими и коммерческими рисками, дополнительными затратами на транспорт, связь и т. п. Чтобы компенсировать эти факторы, национальное законодательство ряда стран предусматривает дополнительные льготы и привилегии для иностранного капитала в налогообложении, взимании таможенных пошлин с ввозимого оборудования, сырья и материалов, которые отсутствуют на внутреннем рынке, и т. п.
2. Международно-правовое регулирование мдк
Международно-правовой режим включает специальные межгосударственные соглашения по поводу регулирования отношений, возникающих в связи с прямыми инвестициями частного капитала. Международно-правовой режим может действовать на двусторонней и многосторонней основах.
Двусторонние международные соглашения определяют принципиальные положения о статусе иностранных инвестиций, согласно которым стороны соглашения взаимно предоставляют национальный режим инвестициям друг друга. Кроме того, эти соглашения содержат положения о защите инвестиций и о порядке разрешения споров между иностранными инвесторами и принимающим государством.
Государства, между которыми происходит интенсивное движение предпринимательского капитала, нередко подписывают специальные соглашения об исключении двойного налогообложения прибыли предприятий. Такие соглашения исключают обложение прибыли на иностранный капитал в двух странах (стране базирования и принимающей стране) одновременно в полном размере.
Многосторонний международно-правовой режим основан на многосторонних универсальных договорах-соглашениях, заключенных в рамках международных организаций — МВФ, МБРР, ЮНКТАД и др.
В настоящее время приняты и действуют следующие многосторонние универсальные конвенции:
1. Вашингтонская конвенция 1965 г. «О разрешении инвестиционных споров между принимающими государствами и иностранными частными инвесторами». Она предусматривает разрешение этих споров в Международном центре по урегулированию инвестиционных споров при Международном банке реконструкции и развития.
2. Сеульская конвенция 1985 г. о создании Международного агентства по страхованию иностранных частных инвестиций (МАСИЧИ) при МБРР.
Последствия и тенденции международного движения капитала
1. Положительные и отрицательные последствия иностранных инвестиций предпринимательского капитала для экономики стран базирования и принимающих стран
Международное движение предпринимательского капитала оказывает влияние как на страны базирования, так и на принимающие страны.
Последствиями МДК для стран, экспортирующих капитал, являются следующие.
1. Может привести к замедлению темпов экономического роста за счет уменьшения внутренних инвестиций.
2. Отрицательно сказывается на уровне занятости в стране-экспортере.
3. Неблагоприятно отражается на платежном балансе страны. Принято считать, что экспорт капитала замедляет экономическое развитие страны, однако он становится эффективным средством ее внешнеэкономической экспансии.
Положительными последствиями для страны, ввозящей капитал выступают следующие:
■ происходит экономический рост;
■ создаются новые рабочие места;
■ приходят новые технологии, эффективный менеджмент;
■ улучшается платежный баланс;
■ появляются дополнительные стимулы к развитию конкуренции;
■ вывоз капитала ведет к углублению и развитию международного разделения труда, что способствует дальнейшему развитию преимуществ международной специализации и кооперации.
В современных условиях принимающие страны (как развитые, так и развивающиеся), как правило, одобряют приток иностранных инвестиций на свою территорию. Главная выгода принимающей стороны состоит в получении в свое распоряжение дополнительных ресурсов, причем не только в виде капитала, но и в виде внедрения новых технологий, передачи управленческого опыта и повышении квалификации отечественных кадров, которые происходят в результате иностранных инвестиций. При этом все риски несет инвестор, а страны получают увеличение занятости, рост производства и потребления, налогооблагаемой базы и т. п. выгоды.
Отрицательными последствиями для страны, ввозящей капитал, является следующие:
■ иностранный капитал вытесняет местный из прибыльных отраслей;
■ приток может сопровождаться загрязнением окружающей среды;
■ на рынок приходят товары, уже прошедшие свой жизненный цикл, либо снятые с производства вследствие их недоброкачественности;
■ растет внешняя задолженность страны (при импорте ссудного капитала);
■ растет внешняя экономическая и политическая зависимость страны.
Принимающие страны опасаются политического давления со стороны крупных инвесторов иностранного капитала, а также их проникновения в отрасли, связанные с национальной безопасностью. Кроме того, иностранные инвесторы нередко стремятся переместить в принимающую страну производства, наиболее неблагополучные с экологической точки зрения. В этой связи принимающие страны издают законы, ограничивающие или же прямо запрещающие иностранные инвестиции в определенные отрасли. Отрицательное значение прямых иностранных инвестиций сказывается тогда, когда объем выплачиваемых дивидендов и процентов превышает приток новых капиталовложений.
Отрицательное значение ПИИ связано также с угрозой захвата ТНК отдельных отраслей, включая товарный экспорт страны, или даже всей экономики. Так, например, по данным Счетной палаты России, в 2000 г. из 242 предприятий авиационной промышленности в 1994 г. у России не было ни одной акции, зато в лучших предприятиях отрасли иностранный капитал захватил по 30-40%. При этом объем производства на таких предприятиях упал за постприватизационный период в 9 раз. Российские предприятия с долей иностранного капитала более 25% лишились (в соответствии с российским законодательством) право на лицензию на разработку и производство конкурентоспособной военной техники. Очевидно, что такая ситуация была создана и отвечает интересам иностранных инвесторов, например United Technologies Company, которые таким способом убрали опасных для себя конкурентов с мирового рынка. Им гораздо выгоднее продавать на рынке собственную продукцию, чем содействовать производству российской.
Основными противниками иностранных инвестиций в принимающих странах становятся местные производители аналогичных товаров. Они оказываются не в состоянии выдержать иностранную конкуренцию и требуют от правительства протекционистских мер.
Однако практика показывает, что страна, принимающая зарубежные инвестиции предпринимательского капитала, в целом выигрывает от их притока. Трудящиеся и поставщики, обслуживающие новые предприятия, а также местные и федеральные органы управления, получающие налоги, выигрывают больше, чем теряют местные фирмы. Возможность положительных технологических и кадровых изменений вызывает у правительств стремление стимулировать приток предпринимательского капитала из-за рубежа, а не вводить протекционистские меры.
В связи с движением капитала важное значение приобретает понятие инвестиционного климата. Инвестиционный климат — ситуация в стране с точки зрения иностранных предпринимателей. Основными составляющими инвестиционного климата выступают:
■ потенциальные опасности (инвестиционный риск), связанные с политической, социальной, экологической, экономической и иной ситуацией;
■ потенциальные возможности (инвестиционный потенциал), который оценивает ресурсно-сырьевую базу, трудовые ресурсы, потребительский рынок, инфраструктуру страны;
■ законодательная база, которая оценивает степень защиты прав собственности, уровень налогового законодательства, законодательства в области инвестиций.
Разработаны различные методики экспертной оценки инвестиционного климата. По одной из методик, например, учитываются 11 рисков и строится 100-балльная шкала, где 100 баллов — наихудший показатель. Сегодня в мире на 1-м месте находится Сингапур, 100 баллов имеет Ирак, Россия в 1998 г. получила 82 балла (рядом с Эквадором), но в начале XXI в. поднялась на 67 место.