ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.10.2024
Просмотров: 170
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Программы общеобразовательных учебных заведений мировая художественная культура
5 Класс Художественная культура России: живая старина
Раздел 1. Мир традиционной народной художественной культуры
Тема 1. В музее деревянного зодчества (бытовые традиции народной художественной культуры)
Раздел 2. Художественная культура Русской православной церкви
Тема 3. Русское церковно-певческое искусство
Тема 5. На пороге храма: духовные стихи на Руси
Раздел 3. Традиционная городская художественная культура
Тема 4. Царские дворцы – памятники русского зодчества
Раздел 4. Древние города – жемчужины художественной культуры России
Тема 1. Художественные сокровища Кремля
Тема 2. Москва музыкальная и театральная
Тема 3. Художественные музеи Москвы
Раздел VII. В городе-музее Санкт-Петербурге
Тема 2. Музеи Санкт-Петербурга
Тема 3. Петербург театральный и музыкальный
Раздел I. Путешествие по Египту: к истокам художественной культуры человечества
Тема 1. Пирамиды – хранители вечности
Тема 3. Музыкальный мир Древнего Египта
Раздел II. Художественный мир Греции: среди памятников античного искусства
Тема 2. Афины – центр художественной культуры античного мира
Раздел III. Города-музеи Италии
Раздел I. Художественный мир Англии
Раздел II. Художественный мир Франции
Тема 2. Русские сезоны в Париже
Тема 3. Импрессионизм в живописи и музыке
Тема 4. Дворцово-парковый ансамбль Версаля
Раздел III. Художественный мир Германии и Австрии
Тема 3. В средневековых замках
Тема 5. Дрезденская картинная галерея
Раздел 5. Испания – страна разнообразных художественных традиций
Тема 1. Пещера Альтамира – галерея живописи
Тема 6. Феерия – праздник для всех
Раздел 1. Художественные сокровища Индии
Тема 1. Образы древней индийской мифологии в искусстве
Тема 2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство
Тема 3. Шедевры индийской литературы
Раздел 2. Китай: мудрость древних традиций
Тема 1. Мифологические образы в искусстве
Тема 2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство
Раздел 3. Япония – далекая и близкая
Тема 1. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство
Тема 2. Поэзия, музыка, танцы, театр
Раздел 4. Художественная культура Америки
Тема 1. Художественная культура доколумбовой Америки
Тема 2. Архитектура и изобразительное искусство
Тема 3. Американские мелодии и ритмы.
Тема 4. Кино, театр, массовые зрелища
Раздел 1. Музей современного искусства
Тема 1. Изобразительное искусство
Тема 1. Музыкальные новации и эксперименты
Самый крупный оперный театр в Англии – Ковент-Гарден. Постановка иностранных опер, поиски собственно английских путей развития оперного искусства.
Истоки английской музыки, обнаруживающиеся в музыкальной культуре древних племен кельтов. Английские барды - певцы-сказители в средние века, бродячие или придворные, исполнители героических песен - баллад, боевых, религиозных и сатирических песен. Кроте (старинный струнный смычковый музыкальный инструмент), на котором аккомпанировали себе барды.
Древнейшие английские народные музыкальные инструменты: пайп (свирель), рекордер (флейта), фиддль (скрипка), тейбор (барабан). Появление арфы, лиры, лютни, волынки.
Зарождение и развитие в 6 в. — начале 7 в. церковно-хоровой музыки. Месса и магнификат.
Распространение в XI–XIV вв. музыкально-поэтического искусства менестрелей.
Развитие со второй половины XIV в. светского музыкального искусства. Сольные и ансамблевые песни, мадригалы, хоровые сочинения, вокальная и танцевальная музыка для театральных представлений (так называемых «масок»). Сочинения для вёрджинела - разновидности клавесина.
Творчество композиторов Генри Пёрселла (1659—1695 г.г.) и Бенджамина Бриттена (1913—1976). «Военный реквием» Б.Бриттена.
Мировое значение творчества вокально-инструментального квартета «Битлз».
Пейзажный парк. Значение в культуре XVIII в. и более поздних времен создания англичанами пейзажного парка. Иллюзия реальной, якобы нетронутой человеком природы. Широкое распространение таких парков не только в Англии, но и в других странах Европы.
Литература
Ковнацкая Л. Г. Английская музыка XX в. Истоки и этапы развития, М., 1986.
Кудрявцев Б. В. Художественные музеи Лондона. М., 1994.
Кузнецова И. А. Национальная галерея в Лондоне. М., 1984.
Ривкин Б. И. Британский музей. Лондон. М., 1980.
Раздел II. Художественный мир Франции
Франция – страна древних художественных традиций, изысканных художественных памятников, вечных поисков нового в искусстве, законодательница мод.
Отражение во французской художественной культуре (в романах произведениях А. Дюма, музыке, живописных полотнах и др.) природы этой страны, ее истории, веселого и романтического характера французов, их утонченного восприятия красоты, особого шарма.
Великие имена: Мольер, Ж. Бизе, О.Роден, К.Сен-Санс, и другие.
Тема 1. Париж
Эйфелева башня - символ Парижа. Ажурная башня – выдающееся техническое достижение своего времени.
Нотр-Дам - Собор Парижской Богоматери (архитектура, скульптура, витражи, григорианское пение).
Сакре-Кёр (церковь Сердца Христова) с округлыми куполами и сияющей белизной стен.
Елисейские поля - самая широкая и парадная улица Парижа. Триумфальная арка. Марсельеза – символ французской революции, скульптура и песня.
Центр Помпиду, фонтан из движущихся скульптур «Тингелли».
Музей скульптора О. Родена. Скульптура «Мыслитель» и др.
Лувр.
Лувр - всемирно известный художественный музей. Стеклянная пирамида - современный вход в Лувр. Шедевры Лувра (Ника Самофракийская, Венера Милосская, Леонардо да Винчи «Мона Лиза» и др.).
Монмартр – квартал художников, композиторов и писателей. «Живые скульптуры».
Кабаре «Мулен-Руж». Варьете. Понятие «оперетта», оперетты Ж. Оффенбаха. Старинные традиции выступления уличных певцов (шансоне) и актеров («жонглеров»).
«Гранд – опера». Ведущие спектакли театра. «Опера-комик». Истоки национальной французской музыки, народные песни. Искусство трубадуров и труверов. Творчество великих французских композиторов-классиков, авторов известных во всем мире опер (Г. Берлиоза, Ж. Бизе, Ш. Гуно, К. Сен-Санса).
Театр «Комеди Франсез» – первая драматическая сцена Франции, существующая более 300 лет. Постановки пьес Мольера («Мещанин во дворянстве» и др.).
Звезды французской эстрады Эдит Пиаф, Мирей Матье, Джо Дассен и др. Оркестр Поля Мориа.
Париж – законодатель моды. В течение XVII-XIX вв. Париж был не только «столицей духа», но и «столицей вкуса», главным законодателем мод. Мода капризна, а сила ее огромна. Мода не только на одежду, но и взгляды, вкусы, манеры.
Мягкость и легкость старинных мужского и женского костюмов. Современные тенденции в моде.
Тема 2. Русские сезоны в Париже
Значение Русских сезонов в Париже для мировой художественной культуры. С. П. Дягилев - организатор «Русских сезонов». Участие художников группы «Мир искусства» во главе с А. Н. Бенуа в изготовлении декораций и костюмов спектаклей. Опера М. П. Мусоргского «Борис Годунов» - содружество композитора, великого русского певца Ф. И. Шаляпина и художника Головина. Триумф русского балета (Н. А. Римский-Корсаков «Шехерезада», И. Ф. Стравинский «Жар-птица», «Петрушка», «Весна Священная» и др.). Творчество выдающегося балетмейстера-новатора М. Фокина, солистов балета А. Павловой, Т. Красавиной, В. Нижинского.
Тема 3. Импрессионизм в живописи и музыке
Творчество художника К. Моне. Яркие краски картин П. О. Ренуара. Сельские пейзажи А. Сислея. Балерины и лошади Э. Дега. Особенности цвета и формы полотен П. Сезанна.
Творчество композиторов-импрессионистов К. Дебюсси и М. Равеля. Утонченное изображение в их музыке мимолетных впечатлений и неуловимых изменений в природе.
Тема 4. Дворцово-парковый ансамбль Версаля
Статуя Людовика XIV у входа в Версальский дворец. Архитектура дворца, планировка и художественное оформление дворцового парка. Искусство в жизни французских королей и их придворных. Коллекции живописи, декоративно-прикладного искусства, мебели и других предметов времен Людовика Х1У.
Литература
Комеди Францез. Сб. статей.- Л.,1980
Ревальд Дж. История импрессионизма. СПб.,1993
Раздел III. Художественный мир Германии и Австрии
Германия – страна древней художественной культуры, памятники которой гармонично вписываются в современную жизнь. Шедевры искусства, которые подарила Германия миру – музыка И. С. Баха и Л. В. Бетховена, Кельнский собор, поэзия вагантов, поэтические и драматургические произведения И.-В. Гете и И.-Ф.Шиллера, Б. Брехта и др.
Берлин, Кельн, Дрезден, Бонн и другие города и провинции Германии, где возникли и развивались самобытные народные традиции сельской и городской художественной культуры, а также создавались шедевры профессионального искусства.
Тема 1. На городских площадях
Традиционная немецкая художественная культура. Изделия народных мастеров на городских ярмарках. Выступления уличных актеров, фокусников и акробатов, поэтов и танцоров. Средневековые карнавалы.
Ваганты (в переводе с латинского – бродячие, скитающиеся) – странствующие по средневековой Германии певцы и поэты, слагавшие на латинском языке сатирические, застольные, студенческие, любовные и другие песни. Высмеивание вагантами духовенства и богатых горожан. Расцвет творчества вагантов в 12-13 веках. Одна из самых известных песен вагантов «Гаудеамус», которая и в наши дни является гимном студентов.
Шпильманы (в переводе с немецкого – играющий человек) – средневековый странствующие актеры, поэты и музыканты в немецкоязычных странах (то же, что скоморох в Древней Руси). Шпильманы – профессиональные забавники, «выросшие» из сельских острословов и плясунов. Роль сельских обрядовых игр как основного источника творчества немецких шпильманов. Первые немецкие шпильманы - «мастера на все руки», «синкретичные актеры», каждый из которых умел петь, плясать, играть на музыкальных инструментах, жонглировать и еще многое другое. Тысячи шпильманов, появившихся в Германии в XII в. «Оседлые» шпильманы, появившиеся в 13-14 веках и обосновавшиеся в городах. Цехи и гильдии шпильманов, просуществовавшие в Германии вплоть до 18 века. Веселое, жизнерадостное искусство шпильманов – любимцев простонародной публики. Окончательный отрыв шпильманов от деревни – изначального источника их творчества. Шпильманы на улицах и площадях средневековых городов, их представления на шумных ярмарках. Первоначальный синкретизм искусства шпильманов. Постепенное расслоение массы шпильманов по отраслям творчества, по типу аудитории, к которой они чаще всего обращаются. Разновидности шпильманов - комики-буффоны, чье искусство близко к цирковому; рассказчики; певцы и музыканты; сочинители и исполнители стихов, баллад и Средневековые мистерии – массовые площадные народные действия на библейские темы и сюжеты, возникшие из религиозных процессий в честь церковных праздников и торжественных въездов в город королей.
Мистерия как наиболее универсальный жанр средневекового театра. Расцвет мистериального театра в XV—XVI вв. Мистерия как выражение процветания средневекового города, его культуры. Истоки мистерии в так называемых «мимических мистериях» - городских процессиях в честь религиозных праздников, а также в честь торжественных въездов королей.
Площадная мистерия как массовое народное искусство, использовавшее ранний опыт средневекового театра и по линии литературной, и по линии сценической. Представления мистерии, организовывавшиеся не церковью, а городскими цехами и муниципалитетами. Авторы мистерий - ученые-богословы, юристы, врачи. Участие сотен человека в представлениях мистерий. Инсценировки церковных легенд, в которые вторгались народные, мирские элементы.
Три цикла мистериальной драматургии: «ветхозаветный», имеющий своим содержанием циклы библейских легенд; «новозаветный», рассказывающий историю рождения и воскресения Христа, и «апостольский», в котором сюжеты пьес были заимствованы из «Жития святых».
Яркий пример ранней мистерии - огромная (50 тысяч стихов, 242 действующих лица) «Мистерия Ветхого завета», содержавшая 38 отдельных эпизодов. Ее главные герои -Бог, Ангелы, Люцифер, Адам и Ева. Показ в мистерии сцен сотворения мира, восстания Люцифера против Бога, библейских чудес. Использование сценических эффектов и фокусов при изображении сотворения света и тьмы, тверди и неба, животных и растений.
Гистрионы и площадной фарс.
Музыкальная «палитра» немецких улиц и площадей. Германия – страна древних музыкальных традиций. Исторические сведения о существовании еще в 1-м тысячелетии до нашей эры у древних германских племен практики игры на луре. Литературные и исторические памятники более позднего времени, свидетельствующие о развитой песенной культуре немцев. Своеобразие традиций народной музыки в различных областях Германии. Германия – родина аккордеона, любимого в народе музыкального инструмента.