ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.10.2024
Просмотров: 173
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Программы общеобразовательных учебных заведений мировая художественная культура
5 Класс Художественная культура России: живая старина
Раздел 1. Мир традиционной народной художественной культуры
Тема 1. В музее деревянного зодчества (бытовые традиции народной художественной культуры)
Раздел 2. Художественная культура Русской православной церкви
Тема 3. Русское церковно-певческое искусство
Тема 5. На пороге храма: духовные стихи на Руси
Раздел 3. Традиционная городская художественная культура
Тема 4. Царские дворцы – памятники русского зодчества
Раздел 4. Древние города – жемчужины художественной культуры России
Тема 1. Художественные сокровища Кремля
Тема 2. Москва музыкальная и театральная
Тема 3. Художественные музеи Москвы
Раздел VII. В городе-музее Санкт-Петербурге
Тема 2. Музеи Санкт-Петербурга
Тема 3. Петербург театральный и музыкальный
Раздел I. Путешествие по Египту: к истокам художественной культуры человечества
Тема 1. Пирамиды – хранители вечности
Тема 3. Музыкальный мир Древнего Египта
Раздел II. Художественный мир Греции: среди памятников античного искусства
Тема 2. Афины – центр художественной культуры античного мира
Раздел III. Города-музеи Италии
Раздел I. Художественный мир Англии
Раздел II. Художественный мир Франции
Тема 2. Русские сезоны в Париже
Тема 3. Импрессионизм в живописи и музыке
Тема 4. Дворцово-парковый ансамбль Версаля
Раздел III. Художественный мир Германии и Австрии
Тема 3. В средневековых замках
Тема 5. Дрезденская картинная галерея
Раздел 5. Испания – страна разнообразных художественных традиций
Тема 1. Пещера Альтамира – галерея живописи
Тема 6. Феерия – праздник для всех
Раздел 1. Художественные сокровища Индии
Тема 1. Образы древней индийской мифологии в искусстве
Тема 2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство
Тема 3. Шедевры индийской литературы
Раздел 2. Китай: мудрость древних традиций
Тема 1. Мифологические образы в искусстве
Тема 2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство
Раздел 3. Япония – далекая и близкая
Тема 1. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство
Тема 2. Поэзия, музыка, танцы, театр
Раздел 4. Художественная культура Америки
Тема 1. Художественная культура доколумбовой Америки
Тема 2. Архитектура и изобразительное искусство
Тема 3. Американские мелодии и ритмы.
Тема 4. Кино, театр, массовые зрелища
Раздел 1. Музей современного искусства
Тема 1. Изобразительное искусство
Тема 1. Музыкальные новации и эксперименты
Тема 2. Поэзия, музыка, танцы, театр
Лиричность японской поэзии Танок. «Кокинсю» (сборник стихов древних и совремнных).
Буддийские песнопения в сопровождении ударных инстурментов (тарелок, колокольчиков, барабанов). Придворная музыкальная культура в Японии. Сайбара (песни конюхов) и другие жанры народной музыки. Сказы в исполнении стрнствующих монахов.
Музыкальные инструменты из бронзы (колокола, барабаны). Небольшие духовые органы, звучание которых отождествляется со звуками природных стихий и голосами птиц. Орган, скрипка, гобой и другие европейские музыкальные инструменты, получившие распространение в Японии.
Религиозные мистерии с пением, танцами, игрой на музыкальных инструментах. Спектакли буддийской танцевальной драмы в масках.
Театр Кабуки, его истоки в народной песне и танцах бродячих актеров. Бытовые пьеса и исторические драмы в репертуаре театра Кабуки. Театр Но – классический японский музыкальный театр, в котором объединены элементы драмы, балета и оперы. Театральные японские маски.
Литература
Анарина Н. Г. Японский театр Но. М., 1984.
Виноградова Н. А. Искусство Японии. М., 1985.
Воробьев М. В. Древняя Япония. М., 1958.
Воронова Б. Г. Японская гравюра. М., 1963.
Григорьева Т. П. Японская художественная традиция. М., 1979.
Глускина А. Е. Заметки о японской литературе и театре. М.,1979
Гоголев К. Н. Мировая художественная культура. Индия. Китай. Япония. М., 1999.
Гришелева Л. Д. Формирование японской национальной культуры. Конец XVI – начало ХХ века. М., 1986.
Гундзи М. Японский театр Кабуки. М., 1969.
Иофан Н. А. Культура древней Японии. М., 1974.
Искусство стран Востока. М., 1986.
Искусство Японии. М., 1985.
История культуры Японии. М., 1992.
Николаева Н. С. Декоративное искусство Японии. М., 1972.
Николаева Н. С. Японские сады. М., 1975.
Николаева Н. С. Япония – Европа: Диалог в искусстве, середина ХУ1 – начало ХХ века. М., 1996.
Николаева Н. С. Художественная культура Японии ХУ1 столетия. М., 1986.
Николаева Н. С. Искусство Японии с древности до начала Х1Х века. М., 2000.
Овчинников В. Ветка сакуры. М., 1970.
Овчинников В. Пятьдесят три станции Токайдо. М., 1966.
Овчинников В. Тени на мосту Айои. М., 1970.
Овчинников В. Японская панорама. Фотоальбом. М., 1974.
Театр и драматургия Японии. М., 1965.
Успенский М. В. Нэцкэ. Л., 1989.
Чудодеев Ю. В., Каткова З. Д. Китай – Япония: Любовь и ненависть. М., 1995.
Раздел 4. Художественная культура Америки
Тема 1. Художественная культура доколумбовой Америки
Древние художественные традиции племен ацтеков, инков, майя. Созидательный гений майя — письменность, календарь, архитектура, скульптура, декоративное искусство (маски, ткачество, керамика и др.).
Знаменитый календарный, или солнечный, камень – символом всей культуры ацтеков.
Тропа инков, ведущая из города Куско в древнюю крепость Мачу-Пикчу, важнейший путь, сохранившийся до наших дней.
Облик древней культуры Мексики. Монументальное зодчество империи инков. Пирамиды майя.
Тема 2. Архитектура и изобразительное искусство
Небоскребы разных форм и стилей как достижение американской культуры. Эмпайр-стейт-Билдинг — символ блистательного Нью-Йорка. Джон-Хенкок-центр в Чикаго.
Статуя Свободы — символ Соединенных Штатов Америки. Памятник А. Линкольну в Вашингтоне.
Гора Рашмор — монументальные портреты четырех американских президентов: Дж. Вашингтона, Т. Джефферсона, Т. Рузвельта, А. Линкольна.
Основные тенденции американской живописи. Герои картины Г. Вуда «Американская готика» – несокрушимые «стопроцентные американцы» – обитатели сельского Среднего Запада. Американский импрессионизм. Вашингтонская национальная галерея. Метрополитен музей в Нью-Йорке. Музей С. Гуггенхайма в Нью-Йорке – музей беспредметного искусства и памятник архитектору Ф. Райту. Художники на Бродвее.
Тема 3. Американские мелодии и ритмы.
Латино - американсикие и афро-негритянские традиции в американской музыкальной культуре.
Стиль «кантри-мьюзик».
Распространение религиозных гимнов (спиричуэл). Певец Поль Робсон – известный исполнитель спиричуэл.
Американтский блюз – сольная лирическая песня американских негров, исполнявшаяся в сопровождении банджо, гитары, а позднее –инструментального ансамбля. Творчество негритянского композитора У.Хэнди, способствовавшее становлению блюза. Б. Лукас - известный блюзовый певец.
Регтайм – стиль фортептьянной игры, связанный с традицией «трактирной» музыки северо - американских негров, приемами игры на банджо, танцем «кек – уок». Известные исполнители-авторы регтайма (например, Дж. Сеймор, Дж. Скотт и др.).
Джаз – род профессиональной музыки, возникший на юге США в результате взаимодействия африканской и европейской музыкальных культур. Истоки джаза в народной музыке (в трудовых, религиозных и светских негритянских песнях) и танцевальных мелодиях белых переселенцев.
Многочисленные разновидности джаза: фри-джаз (то есть свободный джаз), джаз – рок, и другие.
Трубач Л. Амстронг-известный джазовый солист.
Нью-йоркский оркестр Дюка Эллингтона.
Мак Доуэлл - основоположник американской профессиональной музыки. Зарождение жанра «мюзикл». Творческий облик Л. Бернстайна. Мюзикл «Вестсайдская история».
Театр «Метрополитен – опера» в Нью-Йорке.
Творчество Д. Гершвина. Новые тенденции в его музыке: «Рапсодия в блюзовых тонах», «Американец в Париже», опера «Порги и Бесс».
Рок-музыка. Творчество Э. Пресли. Эстетика рока, его разновидности и роль в культуре.
Тема 4. Кино, театр, массовые зрелища
Голливуд – фабрика звезд. Американская школа эксцентрической комедии. Вестерн. Кинофильм В. Флеминга «Унесенные ветром». А. Хичкок – знаток психологии человека, создатель детективных фильмов («Шантаж», «Птицы», «Безумие» и др.). У. Дисней – создатель героев мультфильмов (утенок Дональд, Микки Маус) и полнометражных мультфильмов «Белоснежка и семь гномов», «Бэмби», «Русалочка», «Алладин» и др.
Диснейленд – парк развлечений и страна сказок в Калифорнии.
Бродвей. Шоу-бизнес и искусство.
Праздники, карнавалы и фестивали в американской культуре.
Литература
Искусство США: живопись, скульптура. М., 1986.
Кинжалов Р. В. Искусство древней Америки. М.,1962
Конен В. Д. Пути американской музыки. Очерки по истории музыкальной культуры США. М., 1977.
Конен В. Д. Рождение джаза. М.,1984.
Мауджери М. Шедевры живописи. Музеи и коллекции Европы и Америки. Скт.-П., 1997.
Полевой В. М. Искусство стран Латинской Америки, М., 1967.
9 класс
Мир без границ: художественная культура ХХ века
Современные тенденции взаимовлияния и взаимопроникновения художественных культур разных народов и стран, связанные с глобализацией средств массовой информации, новых информационных технологий и другими социогенными и техногенными факторами.
Отражение в мировой художественной культуре ХХ века облика современной цивилизации, ее новых ритмов, образов, идей, конфликтов и парадоксов.
Многообразие течений, направлений и творческих поисков в современной мировой художественной культуре. Новое прочтение классики. Возникновение новых средств художественной выразительности (полистилистика – смешение видов, жанров и стилей искусства; новые материалы и технологии; синтез искусств, взаимодействие художественных и внехудожественных (технических) средств, нетрадиционное использование художественных материалов; эксперименты с формой, цветом и композицией и т.д.). Появление интерактивных форм освоения художественной культуры. Интернет в музее и музей в интернете.
Распространение идей мультикультурного мирового пространства, расширения межкультурных коммуникаций, «этнического плавильного котла» современной культуры. Конфликт этих идей со все более популярными идеями сохранения национального своеобразия и самобытности художественных культур народов мира, шедевров их культурного наследия.
Раздел 1. Музей современного искусства
Творческая ситуация: экскурсия по воображаемому музею современного искусства, в котором сосредоточены новейшие идеи и достижения ХХ века в области изобразительного искусства, дизайна и архитектуры.
Тема 1. Изобразительное искусство
Стиль «Модерн» в живописи ХХ века. Соединение реальности и декоративности на полотнах австрийского художника Г. Климта («Юдифь и Олоферн», «Три возраста женщины», «Портрет Адели Блох-Бауэр I», «Поцелуй»).
Искусство авангарда.
Общая характеристика фовизма, кубизма, футуризма, абстракционизма, конструктивизма.
Декоративная живопись, яркие краски, синтез природных и орнаментальных мотивов в творчестве А. Матисса – французского художника, основоположника фовизма («Испанка с бубном», «Танец», «Красные рыбки», «Урок музыки», «Симфония красного»). Изобретение А. Матиссом оригинальной техники составления изображения из обрезков бумаги – коллажей, их эстетические достоинства.
Череда творческих поисков и столкновений с исторически сложившимися художественными традициями А. Дерена – французского живописца, одного из главных представителей фовизма (серия натюрмортов в стиле кубизма, пейзажи в духе неоклассицизма и др.).
Мировое значение творчества художника и скульптора П. Пикассо – основателя кубизма, ставившего своей целью выявление геометрической структуры видимых объемных форм, разложение реальных предметов на части в соответствии с их внутренним строением и организация их в другом порядке в новую форму. Многоаспектность и стилевая многогранность искусства П. Пикассо («Девочка на шаре», «Авиньонские девицы», «Портрет А. Воллара», «Музыкальные инструменты», «Девушка с веером», «Герника», графические серии «Арлекин», «Пьеро», «Художник и модель», рисунок «Голубь мира» и др.).
Оригинальные способы передачи движения на плоскости Д. Балла – итальянского художника, основателя футуризма («Девочка, выбежавшая на балкон», «Полет ласточек», «Пес на поводке», «Гоночный автомобиль»).
Общая характеристика конструктивизма. Стремление Э. Лисицкого – русского художника-конструктивиста, создателя «проун искусства», объединить живопись и архитектуру на своих полотнах. Оформление оперы «Победа над солнцем».
Цветовые и композиционные поиски А. Родченко – русского живописца-конструктивиста.
Супрематизм К. Малевича – теоретика конструктивизма. Построение картин на основе геометрических фигур – серия супрематических картин («Супрематизм. Автопортрет в двух измерениях», «Красный квадрат. Живописный реализм крестьянки в двух измерениях», «Черный крест», «Черный круг» и др.). Важнейшее произведение – «Черный квадрат». Различные творческие поиски пластической и цветовой выразительности К. Малевича («Купальщицы», «Натюрморт», «Автопортрет», «Крестьянка с ведрами и ребенком», «Уборка ржи», «Лесоруб», «Корова и скрипка», «Частичное затмение с Моной Лизой», «Крестьянка», «На сенокосе», «Женщина с граблями», «Девушки в поле», «Красный дом»). Архитектоны.