Файл: КОНЦЕПЦИЯ худ. образование.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.10.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6

ПРОЕКТ

Концепция

Художественного образования

В российской федерации

Введение

Концепция художественного образования Российской Федерации (далее - Концепция) опирается на основополагающий государственный документ – «Национальную доктрину образования в Российской Федерации», который устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года.

Концепция призвана обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина России в области культуры и искусства:

право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям;

свободу литературного и художественного видов творчества, преподавания, охрану интеллектуальной собственности;

обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Концепция определяет стратегические направления государственной политики в этой сфере, указывает на перспективы развития художественного образования в единстве целей, задач и средств достижения.

Реализация Концепции способна явиться основой для духовного развития и возрождения России, утверждения ее статуса в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры и искусства.

Художественное образование направлено на развитие человеческой индивидуальности, включая ее социально-культурную и творческую стороны. Художественное образование – это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования человека как целостной личности и неповторимой творческой индивидуальности.

Проект Концепции художественного образования в Российской Федерации

Практическая реализация этой сверхзадачи должна опираться на исторически сложившуюся в России систему художественного образования.

Система художественного образования имеет два ведущих направления: художественное образование как часть общего образо-


вания и профессиональное художественное образование. Реализация программ художественного образования осуществляется во всех типах и видах образовательных учреждений (общеобразовательных школах, детских садах, учреждениях среднего профессионального, высшего и послевузовского профессионального образования, учреждениях дополнительного образования, в том числе учреждениях дополнительного образования детей).

Цели и задачи художественного образования

Система художественного образования призвана обеспечить осуществление следующих задач:

  • формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов всех социальных и возрастных групп населения, создание на этой основе эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей;

  • подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере искусства и культуры, а также педагогических кадров для системы художественного образования;

  • сохранение и передача новым поколениям традиций отечественного профессионального образования в области искусства;

  • приобщение граждан России к шедеврам отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

  • реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических ценностей и идеалов личности и общества;

  • широкое внедрение художественного образования как фактора интеллектуального роста детей и юношества, способствующего раскрытию их творческого потенциала;

Проект Концепции художественного образования в Российской Федерации

  • формирование культуры межнационального общения посредством искусства через изучение художественных традиций народов России;

  • использование возможностей искусства, художественно-творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления детей, подростков и других групп населения посредством внедрения современных методик арт-терапии;

  • привлечение ресурсов художественного образования в целях социально-культурной адаптации детей и подростков для профилактики и коррекции асоциального поведения;

  • вовлечение всех групп населения в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно-практических навыков;

  • выявление и поддержка одаренных детей и молодежи, обеспечение соответствующих условий для их творческого развития.



Содержание и основные методические принципы художественного образования

Содержание и методические принципы художественного образования должны соответствовать актуальным задачам развития российского общества, мирового культурного процесса, способствовать всестороннему удовлетворению духовных запросов личности.

Содержание художественного образования включает в себя следующие направления:

  • формирование культурно-исторической компетентности, подразумевающей изучение теории и истории искусства разных эпох и народов;

  • формирование художественно-практической компетентности, подразумевающей овладение средствами художественной выразительности различных видов искусств;

  • формирование художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов.

Освоение содержания художественного образования осуществляется на основе следующих методических принципов:

Проект Концепции художественного образования в Российской Федерации

  • непрерывность и преемственность различных уровней художественного образования, начало обучения с раннего возраста;

  • мультикультурный подход, предполагающий включение в программы по искусству максимально широкого диапазона художественных стилей и национальных традиций с опорой на отечественную культуру;

  • опора на национально-культурные особенности при составлении учебных программ по предметам искусства;

  • комплексный подход к преподаванию художественных дисциплин на основе взаимодействия различных видов искусств;

  • распространение вариативных образовательных программ разного уровня, адаптированных к способностям и возможностям каждого обучающегося;

  • внедрение личностно-ориентированных методик художественно-образовательной деятельности, индивидуализированных подходов к одаренным личностям и другим особым категориям учащихся.

Основные условия реализации концепции художественного образования

Внедрение данной Концепции предполагает комплекс социально-психологических, организационно-управленческих, материально-технических и кадровых условий, основными из которых являются:


  • формирование на государственном уровне отношения к художественному образованию как особо значимой сфере человеческой деятельности, жизненно необходимой для развития российского общества;

  • взаимодействие органов управления культурой и образованием на федеральном и региональном уровнях на основе межведомственных координационных планов и программ;

  • сохранение и развитие сложившейся сети образовательных учреждений культуры и искусства;

  • определение правового статуса и нормативной базы деятельности образовательных учреждений культуры и искусства в общей системе российского образования;

Проект Концепции художественного образования в Российской Федерации

  • непрерывное обновление программно-методического обеспечения, содержания, форм и методов художественного образования с учетом лучшего отечественного опыта и мировых достижений;

  • усиление роли образовательной области «Искусство» в программах общеобразовательной школы;

  • активное участие средств массовой информации в художественно-просветительской деятельности;

  • издание новых учебников, учебных пособий, монографий по искусству, истории художественной культуры;

  • совершенствование деятельности учреждений культуры и искусства по развитию массовых общедоступных форм художественного образования и художественно-творческой деятельности для различных групп населения;

  • разработка и внедрение целостной системы критериев оценки эффективности функционирования системы художественного образования;

  • проведение социально-экономических и конкретно-социологических исследований для выявления состояния и динамики развития художественного образования и художественной культуры общества;

  • повышение качества и развитие системы подготовки и переподготовки педагогических кадров с учетом реальных общественных потребностей, новых тенденций в развитии российской художественной культуры, мирового опыта;

  • существенное укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, разработка мер по материальному стимулированию и достойной оплате труда преподавателей художественных дисциплин, устранение дискриминации в области предоставления им социальных гарантий;

  • создание льготных условий налогообложения для учреждений и организаций, осуществляющих благотворительную помощь сфере художественного образования;

  • повышение роли современных информационных средств и технологий в художественно-образовательном процессе.