ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.11.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
Терминология
Художественная форма - внешняя, материальная, неидеальная сторона художественного мира.
Художественное содержание - внутренняя, идеальная, сущностная сторона художественного мира.
Художественный образ - конкретное, единичное отражение авторского замысла средствами искусства.
Художественная условность – установка на иллюзорность художественного мира, которую принимает автор, и читатель/зритель/слушатель.
Жанр - литературный вид (вид литературного произведения), обладающий постоянными и переменными признаками внутри рода.
Эпос – род литературы, повествование о событиях, предлагаемых в прошлом.
Лирика – род литературы, предмет отображения которого-содержание внутренней жизни собственного «я» поэта.
Драма - есть совокупность эпоса и лирики.
Художественная речь произведения – не существует какой-то специальной речи с помощью, которой пишут произведения. Используется весь арсенал языка.
Монологизм - принцип(способ) организации художественной речи, при котором все говорящие субъекты изъясняются в единой манере.
Разноречье - принцип организации речи, при котором все говорящие субъекты выражаются в качественно разной манере.
Стилизация- воспроизведение автором характерных черт некоего речевого образца.
Имитация – автор воспроизводит не только характерные черты, но и мельчайшие подробности некоего определенного образца (художественная подделка).
Сказ – манера повествования максимально приближена к разговорной речи.
Силлабо-тоническая система – система слогоударного стихосложения. Включает два ритмообразующих фактора – слог и ударение – и подразумевает закономерное чередование фрагментов текст с равным количеством слогов, среди которых ударные слоги определенным закономерным образом чередуются с безударными
Стопа - (в силлаботонике) единица измерения стиха, представляющая собой устойчивое сочетание сильных и слабых слогов в определённом количестве, в определённой последовательности.
Сильный слог - ударный.
Пиррихий - двусложная стопа без ударного слога.
Спондей - двусложная стопа с 2-мя сильными слогами- 1 метрический, другой- конический
Клаузула – слог в стихе, начиная с последнего сильного (или сам последний)
Мужская клаузула – стих заканчивается сильным слогом.
Женская клаузула – предпоследний слог является сильным.
Дактилическая клаузула – сильный слог-третий от конца.
Гипердактилическая клаузула – сильный слог- далее третьего слога.
Цезура - метрическая и ритмическая пауза, которая делит стих на 2 полустишья.
Икт - ударный слог в стихе.
Константа - обязательно присутствующий ударный слог в конце стиха, подчёркивающий данный метр.
Дольник- разновидность метра, между силлабо-тоникой и тоникой.
Фонетические средства создания художественного образа
Ономатопея – имитация языковыми средствами звуков, издаваемых животными или неживыми предметами.
Аллитерация – использование одних и тех же или одинаковых по образованию согласных звуков.
Ассонанс – использование одних и тех же или одинаковых по способу образования гласных звуков.
Рифма - одинаковое звучание концовок стихов (морфологически любая часть слова)
Рифма и системы рифмовки
Характеристики:
-точная/неточная
-богатая/бедная
-простая/составная
Признаки точной:
а) в рифмованных частях совпадает ударный гласный.
б) фонетически полностью совпадает заударная часть.
Признаки неточной:
Ассонансная, консонансная, диссонансная.
Ассонансная:
а) в рифмованных частях совпадает ударный гласный
б) примерно совпадает ударная часть
в) продуктивная и благозвучия
Консонансная:
а) ударный гласный совпадает
б) созвучие в предударной части
в) непродуктивная, неблагозвучная
Диссонансная:
а) в рифмованных частях не совпадает ударный гласный
б) созвучие достигается за счет согласных.
Богатая: в рифмованных частях повторяется предударный звук.
Бедная: предударный звук не совпадает
Простая: ни в одной из рифмованных частей нет словесного разрыва
Составная: хотя бы в одной из частей есть словесный разрыв
Белый стих – отсутствие рифмы в строфе
Холостой стих – все рифмуется, а один нет
Верлибр – свободный стих (свободен: от метрических систем стихотворений, рифмы)
Вольный=разностопный
Строфа. Основные виды строф
Строфа – построение поэтического текста в определенном количестве стихов с определенной рифмовкой
Моностих – литературная форма: стихотворение, состоящее из одной строки
Дистих – строфа, состоящая из двух строк
Терцет – строфа из трех стихов, обычно в рифмованном стихотворении
Катрен – четверостишие, рифмованная строфа в четыре стиха, имеющая завершенный смысл.
Откава (8) 1-6 аб аб аб аб вв; Триолет (8) 1=4=7, 2=8; Сонет (14): тезис, антитезис, синтез.
Синтаксические средства создания художественного образа
Инверсия - нарушение прямого порядка слов в предложении по отношению к нормам данного языка.
Повтор - использование автором одних и тех же элементов, частей, приёмов.
Анафора – единоначалие
Эпифора – единозаканчивание
Рефрен - периодически повторяющаяся часть текста, обладающая относительной самостоятельностью (смысловой и интонационной)
Симплока - сочетание анафоры с эпифорой
Анадиплосис - последующий элемент текста начинается так, как заканчивается предшествующий
Многосоюзие - неоднократное использование союза(начиная с 3-х)
Бессоюзие - отказ от использования союзов там, где они предполагаются (часто в перечислительной конструкции)
Тавтология - повтор одних и тех же или однокоренных слов
Плеоназма – дублирование одного и того же разными словами
Силлепс – в один синтаксический ряд, обычно перечислительный, помещают различные элементы, характеризующие предмет по разным качествам.
Перенос – перенесение окончания законченного по смыслу предложения из одной стихотворной строки или строфы в следующую за ней.
Эллипсис – намеренный пропуск слов, несущественных для смысла выражения. Используется и как риторическая фигура разговорного стиля.
Перифраз – описательно выражает одно понятие с помощью нескольких.
Синтаксический климакс – разновидность градации; каждый последующий элемент(не меньше 3х) в ряду обладает большей нагрузкой, чем предшествующий (восходящая ступень);
Антиклимакс – нисходящая ступень
Антитеза – противопоставление по каким-либо признакам, свойствам, качествам
Ретроспектива – возвращение к прошлому
Ретордация – представление автора краткого временного эпизода в гиперболе
Градация – цепь понятий или определений с постепенным нарастанием или убыванием значемости
Тропы
Троп – слово или словосочетание, максимум весь текст, употребленные не в прямом значении для создания художественного образа.
Эпитет - определение предмета, в котором определяющее слово (слова) употреблены не в прямом значении. (нетрадиционное значение)
Метафора - скрытое сравнение: не назван объект, который подлежит сравнению, назван тот, с которым сравнивают
Метонимия - подмена названия предмета: 1.названием материала 2.характерного качества 3.названием части, вместо целого (эта разновидность метонимии называется синекдоха)
Гипербола - очевидное преувеличение признаков, свойств, качеств предмета
Литота - очевидное преуменьшение признаков, свойств, качеств предмета
Олицетворение - перенос человеческих признаков, качеств на животных или неодушевленные предметы
Зооморфизм - перенос качеств животных на человека или предмет
Сравнение - сопоставление двух предметов, названных по имени
Синекдоха - название предмета по части
Оксюморон - сочетание в образе взаимоисключающих качеств, свойств предмета
Гротеск - доведенное до крайности, до абсурда преувеличение, преуменьшение признаков, свойств, качеств предмета
Аллегория – иносказание, (эзопов язык)
Эмблема – моносимичный знак, указывающий на скрытую сущность предмета, процесса или явления
Символ – полисимичный знак, указывающий или скрывающий сущность предмета, процесс или явления (проявления: в слове, в звуке, в жесте)
Катахреза – стертая метафора
Эвфемизм – смягчение: грубого, безобразного, комического, трагического, неприличного
Художественное сравнение – минимум 2 объекта, можно больше, оба названы в тексте, наличие союза или союзного слова необязательно.
Эмфаза – употребление слова в зауженном значении.
Тематика, проблематика, идея, пафос
Тематика – совокупность тем произведения (творчество авторов/автора)
Тема – предмет разговора автора с читателем. Темой может быть все, что угодно.
Проблематика – вопросы, которые задает автор себе и читателям
Идея – главная мысль произведения (его рациональное ядро), ответ/ответы на вопрос/вопросы проблематика-проблематики
Пафос – на уровне пафоса авторская система ценностей проявляется наиболее полно даже против авторской воли
Это эмоциональное наполнение художественного мира, его части или всего творчества автора в целом.
Эмоционально-оценочная позиция автора
Композиция
Композиция- построение всех элементов и частей художественного мира в соответствии с авторским замыслом и с требованиями жанра.
Повтор - неоднократное использование автором одних и тех же элементов, частей, приёмов.
Антитеза- противопоставление, каким- либо принципам, свойствам, качествам.
Ретроспектива- возвращение к прошлому.
Футуроспекция - освещение будущего.
Ретардация- представление автором короткого временного кадра в гиперболе.
Конфликт
Конфликт –нарушение всякого нормального состояния
Локальный конфликт –открытый.
Устойчивый конфликт –нарушение нормы есть норма
Сюжет - событийный ряд произведения в том виде, как его воспринимает читатель.
Фабула- прямая последовательность (хронология) событий
Мотив - минимальная устойчивая единица событийного ряда.
Бродячий мотив- та модель отношений, которая многократно повторяется в жизни, зафиксирована в человеческом сознании и отражена в искусстве разных эпох и народов
Эпилог, пролог –в прологе сюжетообразующего конфликта, центрального действия еще нет, а в эпилоге уже нет
Экспозиция –композиционно-сюжетный элемент, в котором автор подводит читателя к сюжетообразующему конфликту.
Завязка –композиционно-сюжетный элемент, в котором оформляется сюжетообразующий конфликт, силы входят в открытый конфликт.
Развитие действий –композиционно-сюжетная часть, где происходит само действие.
Кульминация –фаза развития действия, в которой конфликт уже не может существовать как конфликт и требует незамедлительного разрешения.
Развязка –композиционно удалена от кульминации, может быть раздроблена на несколько эпизодов.