ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.11.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Терминология

  1. Художественная форма - внешняя, материальная, неидеальная сторона художественного мира.

  2. Художественное содержание - внутренняя, идеальная, сущностная сторона художественного мира.

  3. Художественный образ - конкретное, единичное отражение авторского замысла средствами искусства.

  4. Художественная условность – установка на иллюзорность художественного мира, которую принимает автор, и читатель/зритель/слушатель.

  5. Жанр - литературный вид (вид литературного произведения), обладающий постоянными и переменными признаками внутри рода.

  6. Эпос – род литературы, повествование о событиях, предлагаемых в прошлом.

  7. Лирика – род литературы, предмет отображения которого-содержание внутренней жизни собственного «я» поэта.

  8. Драма - есть совокупность эпоса и лирики.

  9. Художественная речь произведения – не существует какой-то специальной речи с помощью, которой пишут произведения. Используется весь арсенал языка.

  10. Монологизм - принцип(способ) организации художественной речи, при котором все говорящие субъекты изъясняются в единой манере.

  11. Разноречье - принцип организации речи, при котором все говорящие субъекты выражаются в качественно разной манере.

  12. Стилизация- воспроизведение автором характерных черт некоего речевого образца.

  13. Имитация – автор воспроизводит не только характерные черты, но и мельчайшие подробности некоего определенного образца (художественная подделка).

  14. Сказ – манера повествования максимально приближена к разговорной речи.

  15. Силлабо-тоническая система – система слогоударного стихосложения. Включает два ритмообразующих фактора – слог и ударение – и подразумевает закономерное чередование фрагментов текст с равным количеством слогов, среди которых ударные слоги определенным закономерным образом чередуются с безударными

  16. Стопа - (в силлаботонике) единица измерения стиха, представляющая собой устойчивое сочетание сильных и слабых слогов в определённом количестве, в определённой последовательности.

  17. Сильный слог - ударный.

  18. Пиррихий - двусложная стопа без ударного слога.

  19. Спондей - двусложная стопа с 2-мя сильными слогами- 1 метрический, другой- конический

  20. Клаузула – слог в стихе, начиная с последнего сильного (или сам последний)

  21. Мужская клаузула – стих заканчивается сильным слогом.

  22. Женская клаузула – предпоследний слог является сильным.

  23. Дактилическая клаузула – сильный слог-третий от конца.

  24. Гипердактилическая клаузула – сильный слог- далее третьего слога.

  25. Цезура - метрическая и ритмическая пауза, которая делит стих на 2 полустишья.

  26. Икт - ударный слог в стихе.

  27. Константа - обязательно присутствующий ударный слог в конце стиха, подчёркивающий данный метр.

  28. Дольник- разновидность метра, между силлабо-тоникой и тоникой.


Фонетические средства создания художественного образа

  1. Ономатопея – имитация языковыми средствами звуков, издаваемых животными или неживыми предметами.

  2. Аллитерация – использование одних и тех же или одинаковых по образованию согласных звуков.

  3. Ассонанс – использование одних и тех же или одинаковых по способу образования гласных звуков.

  4. Рифма - одинаковое звучание концовок стихов (морфологически любая часть слова)


Рифма и системы рифмовки

Характеристики:

-точная/неточная

-богатая/бедная

-простая/составная

Признаки точной:

а) в рифмованных частях совпадает ударный гласный.

б) фонетически полностью совпадает заударная часть.

Признаки неточной:

Ассонансная, консонансная, диссонансная.

Ассонансная:

а) в рифмованных частях совпадает ударный гласный

б) примерно совпадает ударная часть

в) продуктивная и благозвучия

Консонансная:

а) ударный гласный совпадает

б) созвучие в предударной части

в) непродуктивная, неблагозвучная

Диссонансная:

а) в рифмованных частях не совпадает ударный гласный

б) созвучие достигается за счет согласных.

Богатая: в рифмованных частях повторяется предударный звук.

Бедная: предударный звук не совпадает

Простая: ни в одной из рифмованных частей нет словесного разрыва

Составная: хотя бы в одной из частей есть словесный разрыв

Белый стих – отсутствие рифмы в строфе

Холостой стих – все рифмуется, а один нет

Верлибр – свободный стих (свободен: от метрических систем стихотворений, рифмы)

Вольный=разностопный

Строфа. Основные виды строф

  1. Строфа – построение поэтического текста в определенном количестве стихов с определенной рифмовкой

  2. Моностих – литературная форма: стихотворение, состоящее из одной строки

  3. Дистих – строфа, состоящая из двух строк

  4. Терцет – строфа из трех стихов, обычно в рифмованном стихотворении

  5. Катрен – четверостишие, рифмованная строфа в четыре стиха, имеющая завершенный смысл.

Откава (8) 1-6 аб аб аб аб вв; Триолет (8) 1=4=7, 2=8; Сонет (14): тезис, антитезис, синтез.

Синтаксические средства создания художественного образа

  1. Инверсия - нарушение прямого порядка слов в предложении по отношению к нормам данного языка.

  2. Повтор - использование автором одних и тех же элементов, частей, приёмов.

  3. Анафора – единоначалие

  4. Эпифора – единозаканчивание

  5. Рефрен - периодически повторяющаяся часть текста, обладающая относительной самостоятельностью (смысловой и интонационной)

  6. Симплока - сочетание анафоры с эпифорой

  7. Анадиплосис - последующий элемент текста начинается так, как заканчивается предшествующий

  8. Многосоюзие - неоднократное использование союза(начиная с 3-х)

  9. Бессоюзие - отказ от использования союзов там, где они предполагаются (часто в перечислительной конструкции)

  10. Тавтология - повтор одних и тех же или однокоренных слов

  11. Плеоназма – дублирование одного и того же разными словами

  12. Силлепс – в один синтаксический ряд, обычно перечислительный, помещают различные элементы, характеризующие предмет по разным качествам.

  13. Перенос – перенесение окончания законченного по смыслу предложения из одной стихотворной строки или строфы в следующую за ней.

  14. Эллипсис – намеренный пропуск слов, несущественных для смысла выражения. Используется и как риторическая фигура разговорного стиля.

  15. Перифраз – описательно выражает одно понятие с помощью нескольких.

  16. Синтаксический климакс – разновидность градации; каждый последующий элемент(не меньше 3х) в ряду обладает большей нагрузкой, чем предшествующий (восходящая ступень);

  17. Антиклимакс – нисходящая ступень

  18. Антитеза – противопоставление по каким-либо признакам, свойствам, качествам

  19. Ретроспектива – возвращение к прошлому

  20. Ретордация – представление автора краткого временного эпизода в гиперболе

  21. Градация – цепь понятий или определений с постепенным нарастанием или убыванием значемости


Тропы

  1. Троп – слово или словосочетание, максимум весь текст, употребленные не в прямом значении для создания художественного образа.

  2. Эпитет - определение предмета, в котором определяющее слово (слова) употреблены не в прямом значении. (нетрадиционное значение)

  3. Метафора - скрытое сравнение: не назван объект, который подлежит сравнению, назван тот, с которым сравнивают

  4. Метонимия - подмена названия предмета: 1.названием материала 2.характерного качества 3.названием части, вместо целого (эта разновидность метонимии называется синекдоха)

  5. Гипербола - очевидное преувеличение признаков, свойств, качеств предмета

  6. Литота - очевидное преуменьшение признаков, свойств, качеств предмета

  7. Олицетворение - перенос человеческих признаков, качеств на животных или неодушевленные предметы

  8. Зооморфизм - перенос качеств животных на человека или предмет

  9. Сравнение - сопоставление двух предметов, названных по имени

  10. Синекдоха - название предмета по части

  11. Оксюморон - сочетание в образе взаимоисключающих качеств, свойств предмета

  12. Гротеск - доведенное до крайности, до абсурда преувеличение, преуменьшение признаков, свойств, качеств предмета

  13. Аллегория – иносказание, (эзопов язык)

  14. Эмблема – моносимичный знак, указывающий на скрытую сущность предмета, процесса или явления

  15. Символ – полисимичный знак, указывающий или скрывающий сущность предмета, процесс или явления (проявления: в слове, в звуке, в жесте)

  16. Катахреза – стертая метафора

  17. Эвфемизм – смягчение: грубого, безобразного, комического, трагического, неприличного

  18. Художественное сравнение – минимум 2 объекта, можно больше, оба названы в тексте, наличие союза или союзного слова необязательно.

  19. Эмфаза – употребление слова в зауженном значении.


Тематика, проблематика, идея, пафос

  1. Тематика – совокупность тем произведения (творчество авторов/автора)

  2. Тема – предмет разговора автора с читателем. Темой может быть все, что угодно.

  3. Проблематика – вопросы, которые задает автор себе и читателям

  4. Идея – главная мысль произведения (его рациональное ядро), ответ/ответы на вопрос/вопросы проблематика-проблематики

  5. Пафос – на уровне пафоса авторская система ценностей проявляется наиболее полно даже против авторской воли

  1. Это эмоциональное наполнение художественного мира, его части или всего творчества автора в целом.

  2. Эмоционально-оценочная позиция автора

Композиция

  1. Композиция- построение всех элементов и частей художественного мира в соответствии с авторским замыслом и с требованиями жанра.

  2. Повтор - неоднократное использование автором одних и тех же элементов, частей, приёмов.

  3. Антитеза- противопоставление, каким- либо принципам, свойствам, качествам.

  4. Ретроспектива- возвращение к прошлому.

  5. Футуроспекция - освещение будущего.

  6. Ретардация- представление автором короткого временного кадра в гиперболе.

Конфликт

  1. Конфликт –нарушение всякого нормального состояния

  2. Локальный конфликт –открытый.

  3. Устойчивый конфликт –нарушение нормы есть норма

  4. Сюжет - событийный ряд произведения в том виде, как его воспринимает читатель.

  5. Фабула- прямая последовательность (хронология) событий

  6. Мотив - минимальная устойчивая единица событийного ряда.

  7. Бродячий мотив- та модель отношений, которая многократно повторяется в жизни, зафиксирована в человеческом сознании и отражена в искусстве разных эпох и народов

  8. Эпилог, пролог –в прологе сюжетообразующего конфликта, центрального действия еще нет, а в эпилоге уже нет

  9. Экспозиция –композиционно-сюжетный элемент, в котором автор подводит читателя к сюжетообразующему конфликту.

  10. Завязка –композиционно-сюжетный элемент, в котором оформляется сюжетообразующий конфликт, силы входят в открытый конфликт.

  11. Развитие действий –композиционно-сюжетная часть, где происходит само действие.

  12. Кульминация –фаза развития действия, в которой конфликт уже не может существовать как конфликт и требует незамедлительного разрешения.

  13. Развязка –композиционно удалена от кульминации, может быть раздроблена на несколько эпизодов.