Файл: Test_shkolnoy_trevozhnosti_Filipsa.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.11.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?

58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?


Психолого-педагогические рекомендации для работы с тревожными детьми подросткового возраста

Для того чтобы существенно снизить тревожность необходимо вести многонаправленную работу: с подростками, учителями и родителями.

Работа будет проходить в следующем направлении:

Первая стадия – это диагностика личностных особенностей, семейных отношений и взаимоотношений с одноклассниками.

Вторая стадия – это индивидуальная консультация с подростками, родителями, учителями.

Третья стадия – это индивидуальная или групповая коррекционная работа с подростками.

Четвертая стадия – это повторная диагностика, отслеживающая динамику развития.

С учителями: проведение семинаров, занятий с целью просвещения индивидуально-психологических особенностей подросткового возраста.

С родителями: проведение родительских собраний, занятий посвященных теме подросткового возраста и его особенностей.

Чтобы существенно снизить тревожность у подростков, необходимо педагогам и родителям, обеспечить реальный успех в какой либо деятельности. Нужно подростка меньше ругать, унижать, недооценивать его возможности, больше хвалить, причем не сравнивать его с другими, а только с ним самим, оценивая улучшение его собственных результатов (сегодня ты сделал домашнее задание лучше, чем вчера). Необходим щадящий режим в той области, в которой успехи подростка не велики. Ненужно на неудачах фокусировать внимание, а при улучшении обязательно хвалить. Больше доверять подростку. Искренне интересоваться его делами, верить в его успех. Больше обращать внимание на обстановку дома и в школе. Теплое эмоциональное отношение, доверительный контакт со взрослыми тоже могут способствовать снижению общей тревожности ребенка. Необходимо изучить систему личных отношений подростка в классе, для того, чтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать для каждого подростка в классе благоприятный эмоциональный климат. Нельзя оставлять без внимания непопулярных подростков, так называемых белых ворон, следует выявить и развивать у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Также необходимо педагогам и учителям пересмотреть свое личное отношение к этим подросткам. При необходимости, следует обратиться за консультацией к психологу.


Данные рекомендации будут полезны родителям, учителям и психологам.

Приложение 1 Возникновение эмоционального конфликта.

ШКОЛА РЕБЕНОК ВНУТРЕННИЙ

(эмоциональная КОНФЛИКТ

психотравмирующая сфера)

ситуация

дом дом агрессия аутизм

улица семья

тревожность страхи

Свою работу мы начали с определения уровня тревожности у старших дошкольников: Тест (Р.Тэммл, М. Дорки, В.Амен).

Беседа проводится индивидуально Экспериментальный материал — 14 рисунков размером 8,5 х 11 см. На каждом из них представлена типичная для жизни старшего дошкольника ситуация. Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом — печальное. Рисунки показывались в строго определенном порядке один за другим.

Ребенку предлагается подобрать соответствующее, по его мнению, выражение лица. Выбор ребенка и его словесные высказывания фиксируются в специальном протоколе. Предлагаемые рисунки изображают типичные ситуации, отличающиеся по своей эмоциональной окраске. Так, рисунки 1 (Игра с младшими детьми), 5 (Игра со старшими детьми) и 13 (Ребенок с родителями) имеют положительную эмоциональную окраску; рисунки 3 (Объект агрессии), 8 (Выговор), 10 (Агрессивность) и 12 (Изоляция) - отрицательную; рисунки 2 (Ребенок и мать с младенцем), 4 (Одевание), 6 (Укладывание спать в одиночестве), 7 (Умывание), 9 (Игнорирование), 11 (Собирание игрушек) и 14 (Еда в одиночестве) имеют двойной смысл. Двусмысленные рисунки несут основную «проективную нагрузку»: - то, какой эмоциональный смысл придает им ребенок, указывает на его мироощущение и нормальный или травмирующий опыт общения. Протоколы каждого ребенка подвергались количественному и качественному анализу.


Количественный анализ. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):

ИТ= число эмоционально негативных выборов X 100% : 14. В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:

а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);

б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);

в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

Качественный анализ. Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рисунки 4 (Одевание), 6 (Укладывание спать в одиночестве), 14 (Еда в одиночестве). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего будут обладать наивысшим ИТ; дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях 2 (Ребенок и мать с младенцем), 7 (Умывание), 9 (Игнорирование) и 11 (Собирание игрушек), с большой вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ.

Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения «ребенок — ребенок» (Игра с младшими детьми, объект агрессии, игра со старшими детьми, агрессивное нападение, изоляция). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения «ребенок — взрослый» (ребенок и мать с младенцем, выговор, игнорирование, ребенок с родителями), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия: одевание, укладывание спать в одиночестве, умывание, собирание игрушек, еда в одиночестве.

В процессе интерпритации реультатов,дети били разделены на 2группы с высоким уровнем тревожности и среднем уровнем.Вследствии чего нами была составлены две таблицы.(Таблица 1,2).

Таблица 1.

Имя ребёнка

Результаты тестирования по методике Р.Тэммла,М.Дорки,В.Амена

(индекс тревожности ИТ,уровень тревожности)

1.Вова

71,4%-высокий уровень

2.Саша

57,1%-высокий уровень

3.Саша К.

64,28%- высокий уровень

4.Алина

57,1% -высокий уровень

5.Вова

78,6% -высокий уровень

6.Гера

50% -высокий уровень

7.Артем

57,1%- высокий уровень

8.Даша

64,3% -высокий уровень

9.Даша П.

64,3% -высокий уровень

10.Игорь

78,6% -высокий уровень

11.Оля

50% -высокий уровень


Таблица 2

Имя ребёнка

Результаты тестирования по методике Р.Тэммла,М.Дорки,В.Амена

(индекс тревожности ИТ,уровень тревожности)

1.Алена

35,7%-средний уровень

2.Аркадий

42,8%-средний уровень

3.Саша И.

28,5%-средний уровень

4.Влад

21,8%-средний уровень

5.Даша В.

35,7%-средний уровень

6.Настя

42,8%-средний уровень

7.Дима

28,5%-средний уровень

8.Лена

42,8%-средний уровень

9.Настя К.

35,7%-средний уровень

10.Ангелина

35,7%-средний уровень

11.Катя

21,8%-средний уровень

12.Лиза

42,8%-средний уровень

13.Антон

35,7%-средний уровень

14.Регина

28,5%-средний уровень

15.Таня

42,8%-средний уровень

16.Оля К.

35,7%-средний уровень

17.Маргарита

42,8%-средний уровень

Средний

показатель

35,3%

Диаграмма 1

Катя ! САМ БЛАН МЕТОДИКИ СМОТРИТЕ В ДРУГОМ ДОКУМЕНТЕ

Далее был использован тест Р. Бернса и С. Коуфмана «Кинетический рисунок семьи».