Файл: Моделирование предметной области «Управление персоналом» с помощью UML (Аналитическая часть).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все диаграммы UML можно разбить условно на 2 группы, первая с которых является общими диаграммами.

Общие диаграммы не зависят практически от предмета моделирования, а также могут применяться для любого программного проекта без оглядки на исследуемую предметную область.

Под диаграммой использования понимается наиболее общее представление назначения предметной области.

Диаграмма использования отвечает на главный вопрос процесса моделирования: какие действия выполняет система?

На диаграмме использования используются 2 главных типа сущностей:

– лица;

– варианты использования.

Стоит отметить, что между ними устанавливаются такие основные типы соотношений:

– ассоциация между лицом и вариантами использования;

– выполнение обобщения между разными действующими лицами;

– обобщение для вариантов использования;

– определение зависимостей (различных типов) для вариантов использования.[9]

На диаграмме использования, аналогично, как и на других, могут присутствовать комментарии.

Кроме этого, это настоятельно рекомендуется выполнять для улучшения уровня читаемости диаграммы.

Стоит отметить, что применение данного типа диаграммы является обоснованным, так как UML – объектно-ориентированный язык, а классы являются его главными компонентами.

На диаграмме классов может быть применен один главный тип сущностей – классы (включая примитивные типы, интерфейсы, классы-ассоциации, а также многие другие), между ними устанавливаются следующие варианты отношений:

– ассоциация для классов;

– обобщения для классов;

– зависимости между классами.

В результате выполненного анализа будет выбрана нотация UML для моделирования процесса управления персоналом.

В настоящее время в РФ для анализа, а также выполнения моделирования БП широко могут применяться средства моделирования:[13]

– Rational Rose;

– АllFusion Modeler;

– Oracle Designer;

– Process Modeler;

– ARIS.

Кроме этого, в заграничном опыте используются помимо уже упомянутых, средства Ithink Analys, System Architect.

АllFusion Data Modeler, а также продукт AllFusion Process Modeler (еще несколько лет тому назад они имели наименование ERWin, BPWin) компании Соmputer Associates давно входят в пятерку качественных производителей ПО, предлагая инструменты для резервного копирования, выполнения моделирования, управления разного рода инфраструктурой предприятия, уровнями информационной безопасности.

Заметим, что пакет BPWin базирован на методологии моделирования IDEF, а также он предназначается для реализации процесса функционального моделирования.


Методология IDEF, что входит в совокупность официальных стандартов США, представляется совокупностью инструментария, правил или процедур, что в свою очередь предназначены для реализации функциональной системы объекта исследуемой предметной области. [6]

Заметим, что функциональная модель IDEF выполняет отображение функциональной структуры объекта, то есть все производимые им действия и манипуляции.

Основными характеристиками такого типа моделирования являются:

– Владелец процесса является должностным лицом или коллегиальным органом управления, что имеет в своем распоряжении разного рода ресурсы, которые необходимы при выполнении процессов, и несущий полностью всю ответственность за результаты реализации некоторого процесса.[11]

– Процессы – это потоки работ, которые располагают границами, другими словами, началом и концом процесса моделирования. Для практически всех отдельно взятых процессов такие границы могут быть установлены начальными, первичными данными, а также входами исследуемого БП.

Указанные входы могут открываться только первичными поставщиками определенного БП. Процессы заканчиваются выполнением выхода, который выдается с помощью результатов преобразования начальных данных клиентам процесса.

– Входы БП – это продукт, что при выполнении процесса может преобразоваться непосредственно в выход.

Каждый вход должен указываться на своего поставщика. К самым типичным входам для БП можно отнести:

– сырье для создания продукции;

– документация;

– материалы и оборудование;

– персонал и отделы;

– полуфабрикаты и потребности;

– информация и отчетность;

– услуги и другие компоненты.

– Выходом является продукт, а именно, информационный или материальный (или множество) объектов или услуг, которые являются результатом выполнения четко определенного процесса и потребляемый клиентами из вне.[12]

Выход процесса всегда может иметь своих потребителей. В случае, когда потребителями являются иные процессы, для него указанный ранее выход будет считаться входом.

При этом, стоит отметить, что выход (или продукт) процесса может применяться в качестве некоторого определенного ресурса при выполнении других процессов.

Заметим, что к выходам для БП можно отнести:

– готовую продукция;

– результатную документацию;

– обработанную информацию;

– персонал и подразделения;

– услуги и прочее.

Ресурсом бизнес-процесса является информационный или материальный субъект, что постоянно используется при выполнении исследуемого БП, но он не считается входом.[8]


Владелец БП при непосредственном его планировании, а также управлении производит полное распределение или переопределение ресурсов для достижения результата БП.

Выходы, входы, а также ресурсы можно обозначать существительными, поскольку они считаются разного рода материальными субъектами.

На рисунке 4 показан интерфейс рассматриваемой программы:

Рисунок 4 – Окно программы АllFusion Data Modeler

Рассмотрим основные возможности данного ПО:[4]

– программа поддерживает такие 3 главные стандартные нотации моделирования БП:

– DFD;

– IDEF0;

– UML.

Указанные нотации позволяют описать практически любую предметную область максимально точно;

– позволяет выполнять оптимизацию процедуры в компании;

– поддерживает методы расчета себестоимости хозяйственной деятельности;

– интегрирован с такими продуктами, как ERwin, Paradigm Plus и прочие;

– интегрирован с инструментарием имитационного моделирования Arena.

Набор современных инструментальных средств с названием Oracle Designer использует решение для разработки разного рода систем корпоративного уровня.[1]

Oracle Designer может брать участие практически во всех фазах ЖЦ разработки любого ПО – от моделирования до внедрения программы.

Oracle Designer можно применять не лишь для разработки приложений разной сложности, а и для ведения инструментов учета изменений, которые неизбежно происходят при внедрении такой системы. [10]

Графические модели, созданные на основании данного продукта, для определений проекта, могут быть интегрированы с репозиторием, а также существенно облегчать взаимодействие с другими инструментами, к примеру, Oracle Designer.

Окно Oracle Designer изображено на рисунке 5.

Рисунок 5 – Внешний вид ПО Oracle Designer

В настоящее время есть тенденция к интеграции самых разнообразных методов для реализации мероприятий по анализу и моделированию систем, проявляющаяся непосредственно в формах создания разных интегрированных средств по моделированию БП.

Одним с таких средств является Visio, разработанный компанией MicroSoft.

Visio (рисунок 6) поддерживает огромное число моделей UML, отражающие самые различные аспекты системы.[5]

Версия Microsoft Office Visio 2016 предоставляет новые инструменты в помощь для интуитивного создания диаграмм, включая новые и усовершенствованные формы и трафареты, улучшенные эффекты и темы, а также функции соавторства, упрощающие совместную работу. Пользователи Visio 2016 могут более динамично выстраивать диаграммы за счет привязки форм к данным реального времени, а затем делиться результатами со своими коллегами через web-браузер с помощью служб Visio Services в SharePoint, даже если у этих пользователей не установлено ПО Microsoft Office Visio 2016. Версия Microsoft Office Visio 2016 поддерживает только операционные системы Windows 8 и 7.


Рисунок 6 – Окно системы ARIS

Система Visio представляет собой комплекс средств моделирования, а также в нем можно выполнять анализ деятельности компании.

2.2. Моделирование предметной области решаемой задачи с использованием объектно-ориентированного подхода к проектированию

Рассмотрим процесс моделирования БП для управления персоналом в нотации UML [2].

Конструкция или стандартный элемент языка UML вариант использования применяется для спецификации общих особенностей поведения системы или любой другой сущности предметной области без рассмотрения внутренней структуры этой сущности.

Каждый вариант использования определяет последовательность действий, которые должны быть выполнены проектируемой системой при взаимодействии ее с соответствующим актером. Диаграмма вариантов может дополняться пояснительным текстом, который раскрывает смысл или семантику составляющих ее компонентов. Такой пояснительный текст получил название примечания или сценария.

На рисунке 7 показана диаграмма вариантов использования для управления персоналом на основании написанного заявления.

Рисунок 7 – Диаграмма вариантов использования

В данном случае присутствуют 3 действующих лиц:

– сотрудник отдела кадров;

– работник;

– руководитель.

На основании заявления, написанного работником, осуществляется процесс управления персоналом, который использует такие стадии:

– написание заявления;

– рассмотрение заявления;

– утверждение заявления;

– предоставление отчетности;

– проверка отчетности.

Диаграмма последовательности является одной из разновидности диаграмм взаимодействия и предназначена для моделирования взаимодействия объектов Системы во времени, а также обмена сообщениями между ними.[3]

Одним из основных принципов ООП является способ информационного обмена между элементами Системы, выражающийся в отправке и получении сообщений друг от друга. Таким образом, основные понятия диаграммы последовательности связаны с понятием Объект и Сообщение.


На рисунке 8 показана диаграмма последовательности для управления персоналом.

Рисунок 8 – Диаграмма последовательности

На диаграмме показана последовательность обработки заявления в качестве примера управления персоналом.

Диаграммы состояний служат для моделирования динамических аспектов системы. Данная диаграмма полезна при моделировании жизненного цикла объекта. [13]

От других диаграмм диаграмма состояний отличается тем, что описывает процесс изменения состояний только одного экземпляра определенного класса - одного объекта, причем объекта реактивного, то есть объекта, поведение которого характеризуется его реакцией на внешние события.

На рисунке 9 рассматривается диаграмма состояний для предметной области «Управление персоналом».

Рисунок 9 – Диаграмма состояний

На рисунке показаны состояния компонентов процесса управления персоналом.

Диаграмма деятельности (activity diagram) — UML-диаграмма, на которой показано разложение некоторой деятельности на её составные части.

На рисунке 10 описана диаграмма деятельности для предметной области «Управление персоналом».

Рисунок 10 – Диаграмма деятельности

На диаграмме показана очередность процесса управления персоналом.

Диаграмма классов определяет типы классов системы и различного рода статические связи, которые существуют между ними. На диаграммах классов изображаются также атрибуты классов, операции классов и ограничения, которые накладываются на связи между классами. Вид и интерпретация диаграммы классов существенно зависит от точки зрения (уровня абстракции): классы могут представлять сущности предметной области (в процессе анализа) или элементы программной системы (в процессах проектирования и реализации).

Рисунок 11 – Диаграмма классов

На рисунке 11 описаны классы рассмотренной предметной области, при этом указаны ассоциативные связи, методы и поля классов.

В результате выполнения указанных корректирован в выполнении процесса предоставления Управление персоналом ожидается увеличение оптимальности работы отдела кадров.

Заключение

Внедрение самых новых информационных систем в различные сферы жизни уже далеко не новинка. Автоматизация процессов некоторого учреждения или предприятия позволяет повысить эффективность функционирования отдела или работы персонала, а также качество обслуживания в работе с клиентами.