Файл: Взаимосвязь стиля педагогического общения классного руководителя и психологического климата в классе (Теоретические основы исследования взаимосвязи стиля педагогического общения классного руководителя и психологического климата в классе).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Стили педагогического общения и их характеристика
Психологический климат в классе
2.1. Диагностика стиля педагогического общения классного руководителя
2.2. Определение психологического климата в классе
Диагностика межличностных и межгрупповых отношений Дж. Морено (социометрия)
Диагностика межличностных и межгрупповых отношений Дж. Морено (социометрия)
Определение межличностной приемлемости учащихся 8 класса «а»
Основными причинами конфликтов в общении являются ущемление чувства собственного достоинства партнера по общению; не подтверждение ролевых ожиданий; психологическая несовместимость. Методы угашения конфликтов подразделяют на прямые и косвенные. К прямым методам относятся такие, как поочередное изложение сути и причин столкновения (только факты без эмоций, оценочных высказываний и очернительства); высказывание претензий публично; применение административных санкций; разведение конфликтующих по разным классам, группам. Косвенные методы опираются на реализацию следующих принципов: "выхода чувств" (по К.Роджерсу), "эмоционального возмещения", "авторитетного третьего", "обмена позициями", "расширения духовного горизонта спорящих" [11].
Однако знание перечисленных и других приемов разрешения конфликтных ситуаций не снимает с педагога ответственности за необходимость решения каждый раз заново педагогической задачи (анализ и постановка диагноза, принятие решения на основе прогнозирования, собственно решение и анализ решения).
Психологический климат в классе
Обучение в школе занимает добрую долю жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности. Создание психологического климата в классе является одной из наиболее важных и наиболее сложных задач в работе педагога с детьми. Климат выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с педагогом и другими членами группы, либо напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным. Для создания благоприятного климата мы должны выполнять три функции (зоны):
- Первая климатическая зона - социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.
- Вторая климатическая зона - моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.
- Третья климатическая зона - психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. То есть, психологический климат - это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального [2].
Постоянная практическая задача классных руководителей, воспитателей, школьного психолога и администрации это формирование и совершенствование социально-психологического климата . Формирование хорошего социально-психологического климата требует понимания психологии школьников, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом. Для того, чтобы изучить социально-психологический климат в классе педагоги должны знать те характеристики, которые его формируют.
Характеристики благоприятного социально-психологического климата:
- В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями [6].
- В отношениях между группами внутри класса существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.
- Обучающиеся класса активны, полны энергии, быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в учебной и досуговой деятельности.
- В классе высоко ценят такие черты личности как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие.
- Успехи или неудачи отдельных обучающихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.
- В классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам.
- Успехи или неудачи отдельных обучающихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива [8].
Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата:
- В классе преобладают подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другу, присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, ребята позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных.
- В классе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их, новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность.
- Такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие, бескорыстие, НЕ в почете.
- Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, класс невозможно поднять на общее дело.
- Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство.
- В классе возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности [3].
- В трудных случаях класс не способен объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения; коллектив закрыт и не стремится сотрудничать с другими коллективами.
Для изучения и формирования социально-психологического климата в классе используются различные психолого-педагогические приемы, направленные на:
- определение неформальной структуры класса, выявление лидера и его роли в группе;
- коррекцию формальной и неформальной структуры класса (например, посредством перевыборов формального лидера);
- определение уровня сплоченности класса и его психологической атмосферы;
- применение игр, направленных на сплочение коллектива;
- определение причин конфликтов в классе и применение социально-психологических способов их конструктивного разрешения;
- изучение индивидуальных особенностей школьников;
- развитие коммуникативных навыков;
- определение влияния личности педагогов и классного руководителя, их педагогических стилей на взаимодействие со школьниками:
- социально-психологическая коррекция взаимоотношений в коллективе (проведение социально-психологических тренингов и психологических консультаций).
К условиям, определяющим эффективность влияния педагогов на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие:
- личностные качества педагогов (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность)
- профессиональные качества педагогов (теоретическая и методическая вооружённость) [3].
- ориентация педагогов на эмоциональный комфорт школьников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности к действиям, формирующим благоприятный психологический климат.
Способы формирования и поддержания благоприятного психологического климата в классе аналогичны способам формирования и управления детским коллективом. Любой коллектив представляет собой общность людей, отличающуюся наличием общественно полезных целей, совместной деятельности, личных и групповых интересов, сознательной и устойчивой организацией своей жизни, а психологический климат, с одной стороны, отражает, а с другой, обуславливает характер взаимодействий между членами коллектива.
Знание о способах формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для педагогов [16].
Наиболее эффективными способами формирования и поддержания социально-психологического климата в классе, которые могут использоваться и педагогами и школьными психологами, являются следующие:
- так как, социально-психологический климат - это результат совместной деятельности учащихся класса, их межличностного взаимодействия, то для его укрепления необходимо ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность;
- находить общие интересы, которые объединили бы детей класса и на их основе организовывать общие дела;
- создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка. Для этого важно наличие активной позиции педагога по отношению к детям и классу;
- прививать общечеловеческие ценности в жизнь классного коллектива, поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций; не навязывать друг другу свое мнение, а, выслушивая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению [15].
- создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в школе и сохранению стабильно - положительных отношений между учителями и учащимися;
- развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;
- развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение.
Можно сказать, что для благоприятного Социально-психологического климата важны все факторы: и такие как, удовлетворенность работой, характер выполняемой деятельности, организация совместной деятельности, сработанность. И классный руководитель должен стремиться воплотить их в действие, сначала конечно важные, а затем и все остальные. Так более важные факторы создают основу, а другие выступают неотъемлемой частью поддержки этой основы [9].
Глава 2. Определение взаимосвязи стиля педагогического общения классного руководителя и психологического климата в класс
2.1. Диагностика стиля педагогического общения классного руководителя
Исследование проводилось на базе ГБОУ «Средняя школа №9» г. Москвы в 8 классе «а». С целью определения стиля педагогического общения классного руководителя нами были использована методика «Стили педагогического общения» (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов). Данная методика позволяет выявить предпочтение педагогами традиционных стилей общения - авторитарного, демократического и либерального. Методика содержит в себе 10 вопросов. Предложенные вопросы отражают:
1. Восприятие отношения ребенка к учителю.
2. Выбор профессионального воздействия.
3. Реакция на удачное, успешное действие ребенка.
4. Реакция на ошибку.
5. Включенность в деятельность детей.
6. Отношение к чувствам детей.
7. Отношение к сотрудничеству с детьми.
8. Восприятие активности детей.
9. Учет потребностей детей.
10. Отношение к детям в целом.
В ходе проведения исследования были получены следующие результаты (табл.2.1)
Таблица 2.1
Диагностика стиля педагогического общения классного руководителя
№ п/п |
Кол-во баллов |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
5 |
3 |
6 |
2 |
7 |
3 |
8 |
3 |
9 |
2 |
10 |
2 |
Таким образом, в ходе проведённого исследования было установлено, что классный руководитель придерживается демократического стиля общения (26 баллов).
2.2. Определение психологического климата в классе
С целью определения психологического климата в классе были использованы следующие методики:
Диагностика межличностных и межгрупповых отношений Дж. Морено (социометрия)
-
- Определение межличностной приемлемости учащихся
- Ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ).
Диагностика межличностных и межгрупповых отношений Дж. Морено (социометрия)
Данное исследование я провела, поставив перед учащимися вопрос:
Кого из своих одноклассников, в первую очередь, ты пригласил бы на свой день рождения? Напишите, пожалуйста, кого вы в первую очередь будете рады видеть на своём празднике, затем во вторую, в третью и т.д.
Листы были подписаны учащимися. На выполнение этого задания понадобилось 8 минут.
В результате проведённой диагностики были получены следующие данные (табл.2.2):
Таблица 2.2
Результаты диагностики «Социометрия»
№ п/п |
Кого выбирают |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
Кто выбирает |
|||||||||||||||||||||||||
1 |
Алексеев |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||||
2 |
Амелина |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||||
3 |
Борисова |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||||
4 |
Гаврилов |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||||
5 |
Ганьшина |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||||
6 |
Горелова |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||||
7 |
Енин |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||||
8 |
Жарова |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||||
9 |
Иванникова |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||||
10 |
Карпова |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||||
11 |
Киров |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||||
12 |
Ковалёв |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||||
13 |
Корепанов |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||||
14 |
Краснянская |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||||
15 |
Леонова |
||||||||||||||||||||||||
16 |
Луненко |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||||
17 |
Матвеев |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||||
18 |
Попова |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||||
19 |
Снеткова |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||||
20 |
Тарасенко |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||||
21 |
Фролова |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||||
22 |
Хващевский |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||||
23 |
Хрюкин |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||||
24 |
Цветкова |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||||
Количество полученных выборов |
3 |
7 |
5 |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
1 |
1 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
4 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
0 |
4 |
|
Из них взаимных |
2 |
3 |
3 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
0 |
2 |
0 |
1 |
0 |
2 |