Файл: Взаимосвязь стиля педагогического общения классного руководителя и психологического климата в классе (Теоретические основы исследования взаимосвязи стиля педагогического общения классного руководителя и психологического климата в классе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ полученных результатов показал, что «социометрическими звёздами» в данном классе являются Борисова Ангелина, Матвеев Олег и Цветкова Анастасия. Второй круг образуют Алексеев Алексей, Корепанов Александр, Амелина Ева, Ганьшина Наталия, Краснянская Ольга, Киров Павел, Снеткова Светлана. В третьем круге оказались Горелова Екатерина, Иванникова Инна, Тарасенко Стас, Луненко Оксана, Леонова Мария, Попова Яна. Изолированными оказались Хрюкин Александр и Жарова Ольга. В данной группе «звезда» является фактическим лидером (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Социограмма межличностных отношений в 8 класса «а»

Определение межличностной приемлемости учащихся 8 класса «а»

С целью проведения данного исследования я раздала учащимся следующие бланки:

№ п/п

Оставил бы хотел бы всё равно скорее нет не оставил бы

оставить

обязательно

1

Алексеев

2

Амелина

3

Борисова

4

Гаврилов

5

Ганьшина

6

Горелова

7

Енин

8

Жарова

9

Иванникова

10

Карпова

11

Киров

12

Ковалёв

13

Корепанов

14

Краснянская

15

Леонова

16

Луненко

17

Матвеев

18

Попова

19

Снеткова

20

Тарасенко

21

Фролова

22

Хващевский

23

Хрюкин

24

Цветкова

Каждому учащемуся я предложила оценить своих одноклассников по пяти критериям по принципу: этого человека я в классе 1) оставил бы обязательно; 2) хотел бы оставить; 3) мог бы оставить, а мог и не оставить (все равно); 4) скорее всего не оставил бы; 5) ни в коем случае не оставил бы.

В результате получены следующие данные (табл.2.3):


Таблица 2.3

Результаты определения межличностной приемлемости

№ п/п

Кого оценивают

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

Кто оценивает

1

Алексеев

0

2

1

1

1

2

-1

0

0

0

0

1

-2

2

10

0

0

0

1

1

2

1-

2

12

0,38

2

Амелина

1

1

2

1

0

0

0

1

1

-1

1

2

1

0

1

0

1

1

1

1

1

1

0

17

0,43

3

Борисова

2

2

1

2

2

2

2

0

1

2

1

2

2

2

2

20

0

1

2

2

1

1

2

35

0,82

4

Гаврилов

2

1

1

0

0

0

0

1

0

2

0

-1

1

1

1

1

1

0

-1

1

0

1

1

13

0,25

5

Ганьшина

1

2

1

0

0

0

0

0

-1

1

1

-1

2

1

0

0

0

1

1

1

-1

0

1

11

0,22

6

Горелова

1

0

0

0

-1

1

0

-1

-2

0

0

0

1

1

1

1

1

1

0

1

-1

1

1

6

0,13

7

Енин

2

1

2

0

1

1

2

2

1

-1

0

0

1

1

1

1

0

2

-1

1

1

2

0

19

0,4

8

Жарова

0

0

0

-1

0

1

0

-2

-2

1

1

1

1

0

2

1

-1

-1

0

0

0

1

0

2

0,08

9

Иванникова

0

1

1

1

1

2

1

0

1

1

2

1

-1

0

0

1

1

-1

1

0

0

1

1

16

0,39

10

Карпова

2

2

1

2

1

1

1

1

2

1

0

1

1

1

1

1

2

1

1

1

0

1

0

25

0,43

11

Киров

0

1

1

1

0

2

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

-1

1

1

1

1

2

20

0,4

12

Ковалёв

2

-2

1

1

1

1

1

2

2

1

2

1

1

1

1

-1

0

0

1

1

1

1

1

20

0,4

13

Корепанов

2

1

1

1

1

-1

0

1

-1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

-1

0

1

1

0

18

0,39

14

Краснянская

1

2

1

1

1

-1

1

1

1

1

0

1

0

0

1

1

2

1

-1

2

1

2

1

21

0,41

15

Леонова

2

1

1

1

1

1

1

1

-1

2

1

1

1

1

-2

-1

1

1

1

1

1

1

0

18

0,38

16

Луненко

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

2

1

1

1

2

2

1

1

1

2

1

2

30

0,6

17

Матвеев

-2

1

1

1

1

0

2

1

1

1

1

1

1

2

1

-2

1

1

1

1

0

0

1

16

0.33

18

Попова

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1-1

1

1

2

2

1

1

1

-1

1

22

0.35

19

Снеткова

2

2

2

2

1

1

1

1

1

1

0

0

0

2

-1

1

1

2

1

1

1

1

1

23

0,35

20

Тарасенко

1

-1

0

0

0

0

1

1

1

2

1

1

-1

2

1

1

1

1

1

2

1

0

1

17

0,28

21

Фролова

2

1

1

1

1

1

1

1

-2

-2

-1

1

1

1

1

0

2

1

1

1

2

1

1

17

0,28

22

Хващевский

-1

-1

-2

1

1

1

1

1

0

0

0

1

0

2

1

1

1

1

-1

2

1

1

1

13

0,2

23

Хрюкин

-2

-2

-1

0

0

0

0

-1

1

-1

-2

0

0

0

0

1

-2

-2

0

-1

0

0

-1

-13

-0,25

24

Цветкова

1

2

1

1

1

1

1

2

2

2

2

1

1

2

1

2

1

0

2

1

1

1

2

31

0.58

сумма

22

16

21

17

11

13

17

15

23

21

18

15

13

12

14

20

17

9

12

14

20

18

13

21

Arg

0,5

0,37

0,49

0.38

0,28

0,2

0,38

0,3

0,5

0,49

0,39

0,3

0,2

0,2

0,24

0,49

0,38

0,14

0,17

0,28

0,49

0,38

0,2

0,5


Как видно из приведённых данных, Ар у всех оказался положительным, кроме Хрюкина Александра, которого не приемлет весь класс. Социально-психологический статус лидера (Борисовой Ангелины) класса высок – 0,82. Статус профорга Цветковой Анастасии – 0,58. Конфликтных пар в данном коллективе не наблюдается.

Ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ)

В ходе анкетирования получены следующие результаты (табл.2.4):

Таблица 2.4

Результаты проведения методики ЦОЕ

№п/п

Качества личности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

Фамилия учащихся

1

Алексеев

+

+

+

+

2

Амелина

+

+

+

+

+

3

Борисов

+

+

+

+

+

4

Гаврилов

+

+

+

+

5

Ганьшина

+

+

+

+

+

6

Горелова

+

+

+

+

+

+

7

Енин

+

+

+

+

8

Жарова

+

+

+

+

+

9

Иванникова

+

+

10

Карпова

+

+

+

+

+

11

Киров

+

+

+

+

+

12

Ковалёв

+

+

+

+

+

13

Корепанов

+

+

+

+

+

14

Краснянская

+

+

+

+

+

15

Леонова

+

+

+

+

+

16

Луненко

+

+

+

+

+

17

Матвеев

+

+

+

+

+

18

Попова

+

+

+

19

Снеткова

+

+

+

+

+

+

20

Тарасенко

+

+

+

+

21

Фролова

+

+

+

+

+

22

Хващевский

+

+

+

+

+

23

Хрюкин

+

+

+

+

+

24

Цветкова

+

+

+

+

+

+


Наиболее ценными качествами в данном коллективе оказались: целеустремлённость, уверенность в себе, общительность, инициативность и самостоятельность. Коэффициент ценностно-ориентационного единства группы составил 0,48, что является довольно высоким результатом. В целом можно отметить, что учащиеся связывают успех совместной деятельности прежде всего с целеустремлённостью, настойчивостью и общительностью.

Заключение

В ходе анализа источников научной литературы было установлено, что стиль педагогического общения – это устоявшаяся система приемов и способов, используемых педагогом в процессе взаимодействия с учениками и их родителями, а также коллегами по работе. В стиле общения находят отражение особенности коммуникативных возможностей педагога, характер его взаимоотношений с воспитанниками, особенности коллектива учеников, творческая индивидуальность педагога.

Формирование и совершенствование социально-психологического климата - это в первую очередь, постоянная практическая задача классных руководителей. Формирование хорошего психологического климата требует понимания психологии школьников, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом. Для того чтобы изучить социально-психологический климат в классе педагогам необходимо знать характеристики, которые его формируют.

Стиль педагогического общения оказывает влияние на психологический климат в классе. В данной работе нами проведено исследования влияния стиля педагогического общения на психологический климат в классном коллективе. Установлено, что классный руководитель придерживается демократического стиля общения. При этом психологический микроклимат в классе устойчивый, преобладает приподнятый настрой. Члены групп способны к сопереживанию, но стараются этого не показывать, считая, что они «взрослые и сильные», поэтому не следует проявлять подобных эмоций. Члены групп всячески стремится преодолевать различные препятствия, как бы доказывая, что они способны на многое для достижения своих целей. Часто они конкурируют между собой. Конкуренция для них служит фактором развития.

В целом педагогический стиль общения классного руководителя благоприятно отражается на психологическом климате в классе.