Файл: Роль «Электронного Правительства» в системе государственного управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Данная курсовая работа будет основываться на данных и материалах по Красноярскому краю за 2015 – 2019 года, а также на уровне Федерации.

В эпоху цифровых технологий, которые призваны упрощать жизнь не только рядовым гражданам, но и целым регионам Российской Федерации, а также стране в целом.

Тема Электронного правительства в Российской Федерации поднималась с 2008 года (концепция формирования «электронного правительства» в РФ одобрена постановлением Правительством РФ от 06.05.2008 г. №632) и в 2010 было утверждено распоряжение Правительства РФ №1815 от 20.10.2010 года в котором описывался комплекс работ по формированию единой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры электронного правительства.

Так же приказом Минкомсвязи РФ № 190 от 27 декабря 2010 года
в котором были утверждены технические требования к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия.

Ключевыми элементами инфраструктуры электронного правительства является:

  1. Единый портал государственных и муниципальных услуг.
  2. Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ);
  3. Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме (ЕСИА);
  4. Информационная система головного удостоверяющего центра;
  5. Национальная платформа распределенной обработки данных.

Постановление Правительства РФ №451 от 8 июня 2011 года обязывает использовать СМЭВ государственные органы и организации, оказывающие государственные услуги населению.

Главной задачей при внедрении технологий электронного правительства является смещение приоритетов в деятельности органов власти от ведомственных интересов к удовлетворению потребностей общества.

Сегодня информационные технологии, создающие ценности нового электронного века и функционирующие по принципу «быстрее, лучше, дешевле, доступнее», должны работать на интересы всех Российских граждан в форме предоставления качественных государственных услуг.

Для данной курсовой работы рассмотрим только первые 3 пункта ключевой инфраструктуры.


Цели создания «Электронного правительства»

Главной задачей при внедрении технологий электронного правительства является смещение приоритетов в деятельности органов власти от ведомственных интересов к удовлетворению потребностей общества.

Задачи создания «Электронного правительства»

  1. Повышение качества предоставления государственных услуг, повышение удовлетворенности граждан при оказании услуг и ликвидация административных барьеров.
  2. Расширение перечня государственных услуг
  3. Повышение информационной культуры общества
  4. Повышение результативности и эффективности работы правительства, открытость и прозрачность деятельности органов власти

Правовая основа создания Электронного правительства в Красноярском крае (Федеральные нормативно-правовые акты)

  • Положение Концепции формирования электронного правительства в Российской Федерации до 2010 г., одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 632-р
  • Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009 №1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде» (в редакции 07.09.2010 №1506-р)
  • Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (в последней ред. ФЗ от 13.07.2015 № 216-ФЗ)
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 №697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия»
  • Распоряжение Правительства РФ от 25.04.2011 № 729-р «Об утверждении перечня услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме»
  • Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 №352 «Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, и определении размера платы за их оказание»
  • Постановление Правительства РФ от 16.05.2011 №373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)»
  • Постановление Правительства РФ от 07.07.2011 №553 «О порядке оформления и предоставления заявления и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов»
  • Постановление Правительства РФ от 24.10.2011 № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)»
  • Постановление Правительства РФ от 28.12.2011 № 1184 «О мерах по обеспечению перехода федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов на межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде»
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2011 № 2415-р
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 № 2516-р «Концепция развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде»
  • Указ от 07.05.2013 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»
  • Постановление Правительства РФ от 25.12.2014 № 1494 «Об утверждении правил обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия»
  • Распоряжение Правительства РФ от 20.08.2015 № 1616 «Об утверждении Концепции оптимизации механизмов проектирования и реализации межведомственного информационного взаимодействия, оптимизации порядка разработки и утверждения административных регламентов в целях создания системы управления изменениями»

Правовая основа создания Электронного правительства в Красноярском крае (Региональные нормативно-правовые акты)

  • Постановление Правительства Красноярского края от 27.05.2010 № 285-п «О создании министерства информатизации и связи Красноярского края и переименовании министерства транспорта и связи Красноярского края»
  • Постановление Правительства Красноярского края от 14.03.2012 № 91-п «Об утверждении порядка разработки и утверждения исполнительными органами государственной власти Красноярского края административных регламентов предоставления государственных функций»
  • Постановление Правительства Красноярского края от 14.03.2012 № 93-п «Об утверждении порядка разработки и утверждения исполнительными органами государственной власти Красноярского края административных регламентов предоставления государственных услуг»
  • Распоряжение Правительства Красноярского края от 13.11.2010 № 936-р
  • Постановление Правительства Красноярского края от 19.01.2011 № 15-п «Об утверждении порядка формирования и ведения краевого Реестра государственных услуг исполнительных органов государственной власти Красноярского края и услуг, предоставляемых в подведомственных им учреждениях»
  • Закон Красноярского края от 30.06.2011 № 12-6096 «О государственных информационных системах Красноярского края»
  • Распоряжение Правительства Красноярского края от 19.07.2011 № 565-р «Концепция развития информационного общества и формирования Электронного правительства в Красноярском крае до 2014 года»
  • Постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 504-п «Об утверждении государственной программы «Развитие информационного общества» (25.10.2011 № 649-п)
  • Постановление Правительства Красноярского края от 18.12.2012 № 517-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Содействие развитию местного самоуправления» (18.12.2012 № 673-п)
  • Постановление Правительства Красноярского края от 25.12.2012 № 697-п «О создании государственной информационной системы Красноярского края «Региональная система межведомственного электронного взаимодействия «Енисей-ГУ»
  • Постановление Правительства Красноярского края от 29.08.2013 № 424-п о создании государственной межведомственной информационной системы Красноярского края «Енисей-Видеомост»
  • Закон Красноярского края от 05.12.2013 № 5-1912 «О порядке разработки и принятия административных регламентов осуществления муниципального контроля»
  • Постановление Правительства Красноярского края от 29.08.2013 № 418-п «Об утверждении перечня государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Красноярского края в краевом государственном бюджетном учреждении «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг»»

Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА)

ЕСИА обеспечивает доступ различных категорий пользователей (например, физических лиц, представителей юридических лиц, индивидуальных предпринимателей) к информации, содержащейся в государственных информационных системах, муниципальных информационных системах и иных информационных системах.

Ключевая функция ЕСИА - предоставление пользователю единой учетной записи, которая дает возможность пользователю получить доступ к множеству значимых государственных информационных систем с использованием единой учетной записи. Регистрация в ЕСИА, т.е. наличие единой учетной записи, позволяет после первого входа в ту или иную государственную информационную систему обращаться к любым информационным системам, использующим ЕСИА, при этом не будет требоваться новый ввод логина и пароля.

Дополнительные возможности учетной записи ЕСИА:

-поддержка различных методов аутентификации (способов входа в систему): по паролю, по электронной подписи, а также усиленная аутентификация (по постоянному паролю и одноразовому паролю, высылаемому в виде sms- сообщения);

-поддержка уровней «достоверности» идентификации (упрощенная учетная запись, стандартная учетная запись, подтвержденная учетная запись);

- управление личными данными пользователей и юридических лиц;

-управление полномочиями сотрудников организаций в отношении информационных систем посредством механизма групп доступа (например, руководитель юридического лица в ЕСИА может дать разрешение отдельным сотрудникам работать с порталом государственных закупок, включив их в соответствующую группу).

Независимо от того, к каким услугам намерен получить доступ пользователь (например, для физических или юридических лиц), требуется предварительно пройти процедуру регистрации учетной записи физического лица. В ЕСИА предусмотрены три типа таких учетных записей физического лица:

-упрощенная учетная запись (для ее регистрации требуется указать имя и фамилию, один из возможных каналов коммуникации), позволяющая получить доступ к ограниченному перечню государственных услуг и возможностей информационных систем;

-стандартная учетная запись (данные пользователя прошли проверку в базовых государственных информационных системах - Пенсионном фонде РФ и Министерстве внутренних дел РФ), позволяющая получить доступ к расширенному перечню государственных услуг;


-подтвержденная учетная запись (данные пользователя прошли проверку, а личность пользователя подтверждена одним из доступных способов), позволяющая получить доступ к полному перечню государственных услуг.

Регистрация учетной записи юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также возможность присоединения к организации в качестве сотрудника, предполагают наличие у пользователя подтвержденной учетной записи ЕСИА. Схематично роли пользователей ЕСИА и типы учетных записей представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Схема ЕИС

Единая система межведомственного электронного взаимодействия

Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) - федеральная государственная информационная система, предназначенная для организации информационного взаимодействия между информационными системами участников СМЭВ в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

Участниками межведомственного электронного взаимодействия (участниками СМЭВ) являются федеральные органы исполнительной власти, государственные внебюджетных фонды, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, многофункциональные центры, иные органы и организации.

Целью создания СМЭВ является повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций за счет использования общих информационных ресурсов, уменьшения времени на поиск и обработку информации в электронной форме.

Рисунок 2 – Схема СМЭВ

Рисунок 3 – Схема СМЭВ Красноярского края

СМЭВ предназначена для решения следующих задач:

  • обеспечение исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;
  • обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием универсальной электронной карты и единого портала;
  • обеспечение информационного взаимодействия в электронной форме при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.