Файл: Роль «Электронного Правительства» в системе государственного управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основными функциями СМЭВ являются:

  • передача запросов, документов и сведений, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и поданных заявителями через единый портал, в подключенные к СМЭВ информационные системы;
  • обмен электронными сообщениями между участниками СМЭВ;
  • передача на единый портал запросов, иных документов и сведений, обработанных в информационных системах, а также информации о ходе выполнения запросов и результатах предоставления услуг.

В целях исполнения своих функций СМЭВ обеспечивает:

  • доступ к электронным сервисам информационных систем, подключенных к СМЭВ;
  • возможность использования централизованных баз данных и классификаторов информационными системами, подключенными к СМЭВ;
  • получение, обработку и доставку электронных сообщений в рамках информационного взаимодействия участников СМЭВ, обеспечение фиксирования времени их передачи, целостности и подлинности, указания их авторства и возможности предоставления сведений, позволяющих проследить историю движения электронных сообщений;
  • защиту передаваемой информации от несанкционированного доступа, искажения или блокирования с момента поступления указанной информации в СМЭВ до момента передачи ее в подключенную к СМЭВ информационную систему;
  • ведение реестра электронных сервисов информационных систем, подключенных к СМЭВ.

Единый портал государственных и муниципальных услуг

Единый портал государственных и муниципальных услуг — это своеобразные «ворота», связывающие пользователя и множество государственных информационных систем.

Рисунок 4 – Внешний вид портала госуслуг

При авторизации на портале происходит идентификация личности пользователя и предоставление доступа к необходимому набору инструментов. На портале есть 3 типа учетных записей:

  • Упрощённая открывает доступ только к справочной информации: выписки из реестров, получение бухгалтерской отчетности юрлица, получение копий некоторых документов, проверка штрафов ГИБДД по свидетельству о регистрации транспортного средства и по номеру.
  • Стандартная расширяет список доступных услуг: проверка штрафов ГИБДД по свидетельству о регистрации транспортного средства, по номеру автомобиля и по водительскому удостоверению, запись к врачу, регистрация товарного знака. Для этой записи пользователь заполняет паспортные данные и СНИЛС.
  • Подтвержденная открывает доступ ко всем госуслугам: загранпаспорт, запись ребенка в садик, регистрацию по месту жительства и др.

Чтобы получить первый тип учетной записи необходима только электронная почта или номер телефона. Для следующего типа учетной записи необходимы полные паспортные данные и номер СНИЛС. После их введения запускается проверка паспорта и СНИЛС по базам пенсионного фонда и МВД, в случае успешного их прохождения будет доступен последний и самый высший уровень учетной записи – «Подтвержденная». Для получения этого уровня необходимо обратится в любой ближайший центр активации, они указаны на глобальной карте (это может быть от почтового отделения, районной администрации, до органов исполнительной власти и МФЦ).

Рисунок 5 – Схема получения уровней учетных записей.

Повышение качества предоставления государственных услуг, удовлетворенности граждан при их оказании, ликвидация административных барьеров для юридических лиц.

Во время 2000-х годов, когда персональные компьютеры были слабо распространены в Российской Федерации из-за своей сложности и дороговизны, у граждан не было возможности получать государственные услуги, кроме личного присутствия. Это порождало неудобства, большие очереди, нередко потерю важных документов.

У государства уходили большие средства на поддержание большого числа работников, обслуживающих население, а также на их материальное обеспечение. Но даже с такими тратами, население получало государственные услуги достаточно долго по времени и не всегда могло получить их по месту проживания (особенно если место прописки было иным). Отдельно можно отметить огромное количество собираемых справок и иных документов, которые были необходимы для получения той или иной государственной услуги, так как не было межведомственного взаимодействия как на федеральном уровне, так и на региональном.

С активным внедрением цифровых технологии появилась возможность уменьшения затрат на государственные услуги, путем перевода их в электронный вид. Это стало возможным после появления системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), как важного элемента системы, внедрением в федеральных и краевых органах исполнительной власти электронного документооборота, а также создание единых цифровых профилей граждан (на данный момент можно привязать даже свои биометрические данные). Это стало возможным, благодаря единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), а также «настройки» над ней в виде портала «Госуслуги». Все эти шаги предприняты государством для повышения удовлетворенности граждан за счет быстрого оказания государственных и муниципальных услуг, отказом от сбора большинства справок гражданами (Распоряжение Правительства РФ от 1 ноября 2016 г. № 2326-р).


Для юридических лиц роль электронного правительства также является своеобразным упрощением для ведения деятельности. Все административные барьеры можно сгруппировать следующим образом:

    • препятствия, возникающие при получении доступа к ресурсам и правам собственности на них (регистрация предприятия, регистрация изменений в статусе предприятия, его уставных документах, получение права на аренду помещения, доступ к кредитам, лизингу оборудования и т.п.);
    • барьеры при получении права на осуществление хозяйственной деятельности (лицензирование деятельности, регистрация товаров, сертификация товаров и услуг и т.п.);
    • барьеры при текущем осуществлении хозяйственной деятельности (санкции за нарушения установленных правил, согласовании принимаемых решений с контролирующими организациями, получение различных льгот).

Соответственно получение государственных услуг в электронной форме значительно уменьшает время для совершения каких-либо регистрационных действий, упрощает подачу отчетности и ускоряет процессы получения лицензии, сертификации товара и т.п.

Расширение перечня государственных услуг и основные способы их получения

В настоящее время государство активно переводит оказываемые услуги населению в электронный вид, так как данное направление является эффективным способом повышения качества и скорости предоставляемых услуг.

Основные способы получения государственных услуг:

  1. Лично, соответствующих органах государственной власти и местного самоуправления
  2. Лично, в многофункциональном центре (МФЦ)
  3. Удаленно, на порталах государственных и муниципальных услуг (Едином федеральном www.gosuslugi.ru или региональном www.gosuslugi.krskstate.ru)

Согласно статистике по Красноярскому краю (рисунок 7), можно оценить растущие потребности населения в оказываемых услугах.

Рисунок 7 – Статистика получения государственной услуги в Красноярском крае

Поскольку моя специфика работы в Агентстве печати и массовых коммуникаций Красноярского края работа подразумевает в том числе активацию новых пользователей и восстановление доступа к учетным записям пользователей портала Госуслуг, могу выделить некоторые моменты.

  1. Доступность, понятность и необходимость получения государственных услуг через портал активно растет. Каждый день (не учитывая летний период отпусков) на активацию (восстановление доступа) приходит от 3 до 10 человек. На примере Министерства цифрового развития Красноярского края можно увидеть, что количество учетных записей растет постоянно.

Рисунок 8 – Доля граждан, зарегистрированных в ЕСИА на 01.06.2019

Рисунок 9 – Доля граждан, зарегистрированных в ЕСИА на 01.07.2019

  1. Вышеуказанная необходимость получения государственных услуг обусловлена не только более простым и удобным оформлением, но и наличием понижающего коэффициента 0.7, если оплачивать пошлины напрямую через портал. Например, за регистрацию автотранспортного средства можно заплатить 1400р вместо 2000.
  2. К сожалению, далеко не все пользователи Госуслуг в полной мере понимают ответственность за создание такого кабинета и устанавливают легкие пароли для входа. Это грозит взломом личного кабинета с похищением всех персональных данных или даже материальным ущербом.
  3. Достаточно много пользователей приходят на восстановление учетной записи которые были сделаны не самостоятельно. Работодатели, родственники могут завести учетную запись и не сказать об этом. Пользователи узнают о данной ситуации только тогда, когда регистрируются второй раз, и система не дает ввести заново СНИЛС, так как не может быть двух одинаковых учетных записей.

«Открытые данные», повышение результативности и эффективности работы органов власти и правительства, открытость и прозрачность деятельности органов власти

Создание таких сервисов, как портал Госуслуг и ЕСИА значительно повышает результативность и эффективность работы органов власти, оказывающих такие услуги. Соответственно упрощается работа для Правительства, так как оперативный сбор статистических данных позволяет быстрее и корректнее настраивать механизмы взаимодействия, а также реагировать на возникающие инциденты.

Невозможно так же при упоминании «Электронного правительства» не упомянуть о таком понятии, как «Открытые данные». Определение, которое дает Википедия – «концепция, отражающая идею о том, что определённые данные должны быть свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля».

У каждого органа власти. Особенно у тех, кто плотно занимается социальной поддержкой населения или социально значимыми проектами есть определенные наборы статистических данных, которые не являются государственной или иной тайной и могут быть опубликованы.

Например, Департамент городского транспорта заведует автобусной сетью и устанавливает для контроля особое оборудование, которое следит за перемещением автобусов по городу. Эти данные можно и нужно использовать, на примерах приложений «Яндекс.Транспорт», Красноярского KrasBus, BusTime и прочих. И таких примеров может быть очень много.


В стране есть так же единый портал Открытых данных, расположенный по адресу: data.gov.ru.

Рисунок 10 – Портал Открытых данных Российской Федерации

На примере своего государственного органа исполнительной власти (Агентство печати и массовых коммуникаций Красноярского края), мы так же публикуем открытые данные на официальном портале. Данные предоставлены в определенном формате и машиночитаемом виде.

Рисунок 11 – Открытые данные официального портала Агентства печати и массовых коммуникаций Красноярского края

Так же органы исполнительной и законодательной власти публикуют множество другой информации, для ознакомления граждан, начиная от сведений о доходах государственных служащих до специфических отчетов о расходовании бюджетных средств. Например, на сайте Министерства финансов Красноярского края есть раздел «открытый бюджет», где каждый желающий может ознакомится с текущими доходами и расходами, а также принятыми обязательствами.

Рисунок 12 – Официальный сайт Министерства финансов Красноярского края

Так же публикуется путеводитель по бюджету, который в понятном и наглядно виде предоставляет данные о бюджете на текущий год.

Рисунок 13 – Путеводитель по бюджету Министерства финансов Красноярского края

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После формированием темы «Электронного правительства»
в Российской Федерации в 2008 году произошли большие изменения как
в количестве, так и в качестве предоставляемых услуг. Благодаря единому порталу граждане могут получить практически весь спектр услуг, которыми они пользуются повседневно, начиная от здравоохранения, налогообложения, оплаты штрафов ГИБДД и различных пошлин и заканчивая специфическими услугами, вроде получения дров, лицензии на охранную деятельность.

Со стороны государства данные изменения сказываются так же положительно, можно вести статистику по оказываемым услугам, принимать решения какие еще услуги необходимы для населения и производить более быстрые расследования по возникающим инцидентам.

В целом, оказание услуг для граждан не требует от них специальных навыков или оборудования. Однако есть и свои нюансы, например пенсионный фонд или Росреестр не принимает электронные заявления от граждан, если они не подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью. С одной стороны, данный факт усложняет получение некоторых государственных услуг, однако у граждан есть альтернатива – посещение многофункциональных центров, работающих по графику, удобному для граждан.