Файл: Организация общественной власти в первобытном обществе (Становление первобытного общества).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 187

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Древние города, как правило, имели значительные укрепления, более мощные, чем городища. Ядром города являлся детинец – сильно защищенная часть, огражденная валами со стоявшими на них стенами (городнями или тыном) с башнями. В детинце жили представители знати, здесь строились наиболее крупные дома и храмы. Вокруг детинца располагался посад – место

обитания простых горожан, ремесленников. Очень часто посады древних городов укреплений не имели, но иногда они обносились стенами, правда, гораздо менее высокими и внушительными, чем детинец. На месте древних городов, прекративших свое существование, до наших дней сохраняются остатки их укреплений (валов).

Таким образом, благодаря археологическим раскопкам, мы можем четко себе представить, как и в каких условиях жили наши предки, чем занимались, каковы были условия проживания, принцип территориального поселения.

Глава 2. Организация общественной власти в первобытном обществе

2.1. Праобщина

Используя термин «праобщина» многие специалисты считают, что он удобнее и короче. Хронологические границы эпохи праобщины по предположениям ученых совпадают с тем периодом, когда человек отделился от животного мира и начал образовывать общества. Человек изменился сам и изменил свое понимание природы, изменилось его отношение между членами своей группы. Следовательно, можно считать, что праобщина положила начало осознанной трудовой деятельности, связанной с применением орудий труда. Праобщина послужила становлению, пришедшему ей на смену общинного строя.

С развитием орудий труда, физиологическое изменение примата все это показывает, что праобщина не стояла на месте, а постоянно развивалась, и появление общинного строя явилось следствием праобщины. К этому периоду можно отнести ветвь неандертальцев.

Праобщина, по мнению ученых, насчитывала человек 20-30. Это объясняется тем, что прокормиться меньшим коллективом легче, чем большой группе. Пища, добытая собирательством, не всегда была высококалорийной, а охота на мамонтов и других крупных животных была сопряжена с большим риском для жизни и удача не всегда сопутствовала охотникам. Праобщина вероятно вела оседлый образ жизни, о чем говорят многие раскопки в разных частях света.


Если говорить о собирательстве и охоте, то выделить, что являлось основной отраслью в добывание пропитания невозможно. Ведь и собирательство и охота приносили пищу, но были различия в их добывании. Собирательство приносило, хотя и стабильную пищу, но мало калорийную. Охота же, давала возможность более сытному питанию, но ее добыча была сопряжена с большим риском для жизни. Ведь не всегда она была удачной, а иногда и смертельно опасной. Охотники часто погибали, однако это было прибыльной отраслью хозяйства. Зачастую при раскопках археологи находят многочисленные остатки костей животных. Помимо Чжоукоудяне такие большие стойбища ашельского времени были открыты на стоянке Торральба в Испании и в гроте Обсерватории в Италии. В первом из них, например, обнаружены костные остатки более 30 слонов.

Праобщина, при которой первобытный человек научился добывать огонь, загонная охота, умение защищаться от хищников, повлияло на развитие инстинкта, а позже и осознанного поведения. Самым существенным в развитии праобщины можно выделить мустьерское время. Именно к этому времени праобщина получила наиболее прогрессивное развитие. О чем свидетельствуют найденные неандертальские погребения, что говорит уже о осознанной заботе человека о соотечественнике.

2.2. Стадия раннепервобытной общины

2.2.1. Общие сведения

Стадию раннепервобытной общины можно охарактеризовать простыми отношениями между членами коллектива, примитивным ведением хозяйства. Путь прошедший примитивными человекообразными за 25 – 30 тысяч лет, был нелегким, но это позволило им расселиться на значительную территорию и освоить новые виды деятельности. На данном этапе выросло производство. Помимо каменных орудий труда, у превобытного человека появился лук со стрелами.

Большое значение имело для первобытного человека приручение собаки. Стало возможным создавать орудия для рыбной ловли, примитивные средства для передвижения по воде. Племена, жившие на побережье морей, научились охотиться на морских животных.

Постепенно, чем сложнее становились и орудия труда и большой опыт в хозяйственной деятельности, тем скорее требовалось разделение во введение хозяйства. Мужчине была отведена роль добытчика, т.е. он являлся и охотником и рыболовом. В обязанность женщины входило собирательство, ведение домашнего хозяйства, хранение домашнего очага. Детям и старикам отводилась роль помощника, к тому же старики, с их огромным опытом, помогали советами и в охоте и в хозяйственной деятельности, также активно принимали участие в производстве орудий труда и охоты. Все это способствовало увеличению производительности труда во всем коллективе.


2.2.2. Общинная организация

Род и община долгое время рассматривались как важнейшие ячейки организации. Территориальная независимость позволяла вести оседлый образ жизни как все общине, так и отдельным группам и семьям.

Род, это тот же коллектив, связанный родственными узами по линии матери или отца. Род имел собственную территорию для промысла. Родовые связи внутри определенного сообщества или рода были намного крепче, чем с внешние с членами общины в целом. В частности, об одной из групп аборигенов Австралии в конце XIX в. сообщалось, что сородичи в ней вместе живут и едят, ссужают друг другу своих женщин и держатся солидарно.

Можно заметить, что род и раннепервобытная община по свидетельству ученых не являлись основной ячейкой данного периода времени.

2.2.3. Организация власти

Раннепервобытная община руководствовалась принципом народовластия, при котором волеизъявление всех членов коллектива являлось законом. Огромную роль в решении главных задач имели взрослые, опытные представители общины. Среди них обычно выбирали главарей, которые руководили всеми сторонами общественной жизни коллектива. Главарем мог быть человек с полного согласия или выборный. Он имел относительно самостоятельную власть, но также ими руководил другие властные структуры.

Простейшая организация власти отмечена у яганов и алакалуфов, у которых старшие по возрасту члены общины руководили другими общинниками. В то время, когда главарь занимался вопросами жизни коллектива, его жена занималась распределением добычи.

Наиболее сложной организацией власти обладали аборигены Австралии, здесь уже существовал совет старших мужчин, который избирался из состава старейшин, где главарем избирался самый старший, при условии обладания теми качествами, которые были необходимы для принятия важного решения. Если главарь становился беспомощным или не обладал необходимыми качествами, то было что-то вроде двоевластия.

Как среди мужчин, так и среди женщин существовала власть старшей женщины, в обязанность которой входило руководство женщинами общины.

Власть главаря или совета старейшин подкреплялась их примером, умением убеждать, на их опыте, на авторитете. Существовал непререкаемый авторитет старших. В обязанности главаря входило служить интересам коллектива и выполнять все волеизъявления своих соплеменников. Поэтому она всегда имела поддержку своей группы. Взять тех же аборигенов Австралии, при нарушении общественного порядка или еще кого-нибудь противоправного действия ждала расправа, но ослушник мог убежать и скрыться.


В раннепервобытной общине, в случае столкновения главарь брал на себя обязанность предводителя. Существовали сообщества, где власть возглавлял или колдун или знахарь, но если власть совмещалась в одном лице, то организационные действия заметно улучшались.

Главарь наравне со всеми занимался хозяйственной деятельностью, при этом был равноправным членом общества, без особых каких-либо отличий.

Были случаи, когда старшие мужчины имели несколько жен. Они же подчас претендовали на самые лакомые куски добычи, но такие льготы определялись не столько обычаем, сколько естественным ходом вещей. Считалось, если человек много прожил, то он имеет возможность иметь множество жен.

2.3. Стадия позднепервобытной общины

2.3.1. Общие сведения

Стадию позднепервобытной общины можно охарактеризовать использованием земельных ресурсов, что позволило заняться разведением скотоводства на определенных территориях, а также развитие производительности труда на других территориях, занятых первобытными людьми. То, что первобытный человек начал производить продукцию, путем земледелия и скотоводства у него появились излишки, что позволило в дальнейшем получать прибыль. Деятельность первобытного человека на данном этапе, можно считать громадным успехом в экономике первобытного строя. Класс охотников, рыболовов и собирателей смог добиться высокого уровня в своем деле, что позволило дальнейшему развитию специализированного ведения хозяйства. Но данный класс не всегда имел успех в силу природных особенностей территорий. Как пишет Кашанина: «Жизнь первобытных людей была очень тяжелой»[8].

2.3.2. Общинно-родовая организация

В позднепервобытный период существования общинно-родовая организация принципиально не изменилась, но ее структура и характер межродовых отношений претерпели изменения. На данном этапе выросло число многородовых общин. Причина проста, с одной стороны люди создавали ячейки, которые занимались определенным видом трудовой деятельности., с другой – брачные союзы. Как видно из истории, размещение нескольких родов в одном поселении, давало возможность тесных кровных уз. С расширение брачных отношений увеличивались и многородовые общины, состоящие уже не из одной группы соплеменников. Каждая такая группа являлась общиной в общине, которая могла разделяться на более мелкие подгруппы, обычно – материнская семья (рис. 2).


Благодаря расширяющимся кооперативным связям, обмену, совместной защите от внешнего врага, иногда заключении мирного существования, брачные связи между межродовыми группами все это повлияло на завязывание отношений на межобщинном уровне. Развивающаяся экономика была стимулятором таких связей. Излишками продукции общины регулярно обменивались между собой. Такие обмены сопровождались изобильными пиршествами, примером могут служить знаменитые «свиные праздники» у папуасов, для которых убивалось большое количество специально выращиваемых свиней.

В позднепервобытный период родовая организация и родовые связи стали более сложными. Исходя из этого, некоторые ученые относят возникновение рода к данному периоду. В действительности проявились более выраженные черты общинно-родовой организации.

2.3.3. Организация власти

В позднеобщинном строе структура власти сохранялась на уровне первобытного народовластия.

Как и в раннеобщинном строе все решалось на совместных родообщинных собраниях под руководством их вождя. При дальнейшем развитии стали проявляться иерархические задатки органов власти. Глава рода со временем приобретал навыки для личного правления общиной.

Как известно, раньше участие в коллективных собраниях принимали участие все представители рода, но постепенно произошло разделение по классу. Взрослые мужчины рода проводили собрания в мужских домах без остальных членов общества. Они принимали решения единством голосов, а не простым подчинением воле других, хотя и большего количества голосов. Главное, как глава или другое уважаемое лицо рода мог убедить соплеменников в важности своего решения. Он должен иметь авторитет у коллектива и быть красноречивым.

На совете племени важным было охранение высших интересов членов общины. Им утверждались и смещались родовые главы, даже если род не был согласен с их решением. На совете улаживались конфликты, возникающие в роду, имел полномочия принимать и отправлять послов, объявлять войну, согласовывать и координировать действиями отрядов, принимавших участие в военных конфликтах, заключать мировое соглашение.

Глава избирался из более опытных и авторитетных людей. Он должен быть трудолюбивым, хозяйственным, обладать красноречием, знать обычаи и обряды, быть щедрым, а иногда дожжен был знать и владеть военным искусством и иметь культовые представления. Существовали племена, в которых первенство отдавалось какой-нибудь определенной сфере деятельности и тогда на совете, при выборе главы, предпочтение отдавалось тому выборному главе, у которого более всего выражалась именно этот вид деятельности. Если существовало несколько достойных представителей, то главой избирался тот, у которого был более высокий статус.