Файл: Организация и развитие коммерческой деятельности предприятий на рынке товаров и услуг (Понятие коммерческой деятельности и ее содержание).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Торговля в условиях рыночных отношений осуществляется в рамках крупномасштабной, быстроменяющейся внешней среды. Весь спектр сложных позитивных и негативных процессов, противоречивых тенденций, происходящих в экономической и социальной жизни, как страны, так и регионов, находит отражение и в торговле. Роль торговли как связующего звена между сферой производства и сферой потребления трудно переоценить. От торговли предприятия–производители получают достоверную информацию о требованиях потребителей и изменении спроса на реализуемую продукцию.

Розничная торговля, замыкая цепь движения товаров от производителей к потребителю, представляет собой конечное звено по реализации товаров и оказанию услуг непосредственно потребителю.

Рыночная экономика требует организации коммерческой деятельности предприятий розничной торговли на качественно новом уровне, в связи с чем требуются новые подходы к управлению предприятиями розничной торговли.

Коммерческой деятельности предприятий розничной торговли должен быть присущ высокий динамизм, обусловленный изменениями во внутренней и внешней среде, ресурсном потенциале, технологии торговли, финансовом состоянии, а эффективная коммерческая деятельность обеспечивает устойчивое развитие торгового предприятия, его конкурентоспособность.

Актуальность темы исследования определяется тем, что разработка стратегических направлений развития коммерческой деятельности предприятий розничной торговли необходима для укрепления конкурентных позиций на рынке товаров и услуг. В связи с этим возникает необходимость конкретизации сущности и цели коммерческой деятельности предприятий розничной торговли, разработки инструментария оценки и рекомендаций по организации, прогнозированию и планированию коммерческой деятельности.

Несмотря на рост числа исследований, посвященных коммерческой деятельности в современных условиях, научную разработанность этой проблемы в целом еще нельзя признать исчерпывающей. Кроме того, развитие рыночных отношений постоянно предопределяет появление новых проблем, требующих научного исследования. Проблема организации и развития коммерческой работы предприятия розничной торговли и определила выбор темы курсовой работы.

Целью курсовой работы является раскрытие аспектов организации и развития коммерческой деятельности предприятий на рынке товаров и услуг на примере ООО «Родео–Джинс».


Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить особенности организации коммерческой деятельности в розничной торговле;
  • проанализировать коммерческую деятельность ООО «Родео–Джинс» и оценить ее эффективность;
  • разработать конкретные предложения по развитию коммерческой работы ООО «Родео–Джинс»

Объект исследования является коммерческая деятельность предприятия розничной торговли.

Предметом исследования является организация и развитие коммерческой деятельности предприятий на рынке товаров и услугю

Объект наблюдения – ООО «Родео–Джинс».

Информационная база исследований представлена законодательно–правовой литературой и финансово–экономическими показателями деятельности организации.

Методы исследования – теоретический анализ, маркетинговый анализ, экономический анализ.

1. Организация коммерческой деятельности розничных торговых предприятий

1.1. Понятие коммерческой деятельности и ее содержание

Развитие рыночных отношений создает новую экономическую ситуацию, связанную со свободным формированием хозяйственных связей торговли с промышленными предприятиями и гибким ценообразованием. Торговые предприятия действуют в условиях свободы договоров, конкуренции, жесткой экономической ответственности. Такое положение требует экономико–организационных условий, без которых невозможно повышение эффективности деятельности хозяйствующих субъектов рынка, в том числе розничной торговли предприятий.

Элементы коммерческой деятельности группируются по разным признакам. Исходя из того, что для осуществления коммерческой деятельности необходимо знание товара, рынка и потребителя, элементы коммерческой деятельности подразделяют на:

1) элементы, связанные с изучением и прогнозированием рыночной ситуации (изучение и прогнозирование спроса населения);

2) элементы, связанные с формированием товарных ресурсов, закупкой и поставкой товаров, с установлением хозяйственных связей между предприятиями (поиск источников поступления и поставщиков, организация закупки товаров у производителей, предприятий–посредников, заключение договоров на поставку товаров и контроль за их выполнением);


3) элементы, связанные с реализацией товара, включающие учет условий реализации и активную политику по продаже товара на рынке: формирование торгового ассортимента, управление товарными запасами, проведение рекламных мероприятий, оказание услуг потребителям [20, с. 166].

Деятельность розничного торгового предприятия связана с реализацией продукции конечному потребителю, что является завершающим этапом ее продвижения из сферы производства. Предметом розничной торговли является торговое обслуживание населения и предоставление услуг покупателям. Процесс розничной торговли складывается из продажи товаров, обслуживания покупателей, оказанных торговых и послепродажных услуг. Имидж розничного торгового предприятия определяется уровнем торгового обслуживания покупателей, удобством и минимальными затратами времени на совершение покупки.

Функции розничной торговли в современной экономике заключаются в следующем:

– удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах высокого качества;

– поддержание баланса между спросом и предложением;

– воздействие на производство в целях расширения товаров ассортимента, увеличения объемов, а также влияния на качество товаров;

– совершенствование технологии торговли и улучшение обслуживания покупателей [8, с. 346].

Для выполнения указанных функций необходимо решение предприятиями розничной торговли следующих задач:

– изучение запросов и потребностей в товарах с ориентацией на покупательскую способность;

– определение ассортиментной политики;

– формирование и регулирование процессов поставки, хранения, подготовки к продаже и реализации товаров в соответствии с целями деятельности предприятия;

– продвижение на рынок новых товаров;

– обеспечение товарооборота товарными ресурсами [13, с. 49].

При этом особое внимание уделяется взаимодействию розничного торгового предприятия с производителями товаров и оптовыми предприятиями. Все эти составляющие в совокупности образуют технологическую цепочку в процессе доведения товаров до покупателя.

Рациональная организация коммерческой деятельности розничных торговых предприятий позволит обеспечить их устойчивые конкурентные позиции хозяйствующим субъектам рынка.

В условиях рыночной экономики значение коммерческой работы розничных торговых предприятий крайне велико, что обусловлено рядом причин:

  • необходимостью преодоления убыточности розничных предприятий, за счет сохранения и увеличения своей доли на соответствующем рынке. Поэтому для преодоления убыточности и повышения их конкурентоспособности нужны новые экономические подходы к планированию и организации коммерческой работы;
  • целевой направленности деятельности предприятий на рынке, когда получение прибыли является показателем их успешного функционирования [23, с. 287].

Исследование различных аспектов и определение роли коммерческой работы в торговле должно опираться на четко сформулированный и теоретически обоснованный понятийный аппарат, раскрывающий сущность и содержание таких категорий как «коммерция», «коммерческая деятельность (работа)».

Данный вопрос имеет как теоретическое, так и практическое значение для розничных торговых предприятий потребительской кооперации.

Товарно–денежные отношения – это общественные отношения, возникающие между товаропроизводителями и потребителями в процессе производства и реализации товаров [25, с. 304]. Коммерческая деятельность, включающая операции торгово–оперативного процесса, связанного с закупкой и продажей товаров, является частью товарно–денежных отношений.

В этой связи коммерческую работу в торговле следует рассматривать в качестве одной из объективно–необходимых разновидностей деятельности, обусловленной функцией торговли как экономической категории.

Коммерческая работа по продаже товаров в розничных торговых предприятиях в отличие от опто­вых предприятий имеет особенности. Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредст­венно населению, применяя свои, специфические способы и методы розничной продажи.

Коммерческая работа по розничной продаже товаров складывается из следующих этапов:

  • изучение и прогнозирование спроса на реализуемые в магазинах товары;
  • формирование оптимального ассортимента товаров в магазине;
  • рекламно–информационная деятельность розничных торговых предприятий;
  • выбор наиболее эффективных методов розничной продажи то­варов;
  • организация оказания торговых услуг покупателям [9, с. 200].

Таким образом, коммерческая работа в розничном торговом предприятии направлена на совершение процессов купли–продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получения прибыли. Основными же элементами, связанными с реализацией товара, являются формирование торгового ассортимента и управление товарными запасами, что и будет рассмотрено далее.

1.2. Особенности организации коммерческой деятельности на розничном рынке

Розничная торговля классифицируется по собственности, формам и методам торговли [30, с. 240].


Классификация розничной торговли по формам собственности:

  • независимый торговец,
  • сеть розничных точек,
  • розничные франшизы (соглашение с производителем на использование торговой марки),
  • кооператив (независимых торговцев или потребителей).

По специализации – это универмаги, универсамы, супермагазины, специализированные магазины, магазины разнообразного ассортимента, магазины дежурные и магазины сниженных цен.

В большинстве случаев розничная торговля ведется в общедоступных помещениях. Существуют, однако, и другие формы розничной деятельности, как например, продажа товаров по почте и на основе телефонных заказов, торговля из торговых лавок на колесах или из временных торговых стендов и распродажа со склада, распродажа на рынках (улицах) и т.д. [11, с. 105].

По итогам анализа устанавливается потенциальное число покупателей, которые будут пользоваться услугами открывшегося нового розничного предприятия. Как показывают опросы населения, на выбор места покупки влияют следующие факторы:

  • цена – 38 %;
  • качество – 38 %;
  • ассортимент – 42 %;
  • персонал – 27 %;
  • удобство расположения – 35 %;
  • сервис – 10 %;
  • услуги – 27 %;
  • стимулирование покупок– 5 %;
  • реклама – 15 %;
  • атмосфера – 18 %;
  • репутация – 20 % [6, с. 283].

Возможная схема классификации предприятий розничной торговли приведена в табл. 1.1. Данную классификацию можно использовать при проведении сегментирования розничной торговли.

Таблица 1.1

Классификация предприятий розничной торговли

п/п

Уровень обслужива–ния

Предлагаемый товарный ассортимент

Относительное внимание к ценам

Характер торгового обслуживания

Принадлежность магазина

Разновидность концентрации магазинов

1

Магазин самообслу–живания

Специализи–рованный магазин

Магазин сниженных цен (дискаунтный, комиссионный)

Торговля с заказом по почте, телефону

Корпоративная сеть

Центральный деловой район

2

Магазин со свободным отбором товара

Универмаг

Склад–магазин (кэш энд кэрри)

Торговые автоматы

Добровольная сеть

Разбросанное расположение

3

Магазин с ограниченным отбором товара

Бентам, универсам, супермаркет, гипермаркет

Магазин модных товаров

Торговля по электрон–ным каналам

Потреби–тельский кооператив

Районный торговый центр

4

Магазин традицион–ной торговли (через прилавок)

Комбинированный универсам–торговый комплекс (торговый дом)

Уличная торговля: лари, контейнеры, автофургоны, палатки, тележки

Торговля по каталогу

Розничный конгло–мерат

Изолированное расположение