Файл: Управленческий учет как составная часть информационной системы предприятия (Сущность управленческого учета).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 172
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты управленческого учета
1.1 Сущность управленческого учета
1.2 Функции и принципы управленческого учета
1.3 Сфера и особенности применения управленческого учета
2. Методология и системы управленческого учета
2.1 Методология управленческого учета
2.2 Система управленческого учета
3.1 Законодательные акты РФ, регламентирующие управленческий учёт
К законодательным нормативным документам также относятся: Гражданский кодекс РФ, в первой части которого законодательно закреплены многие вопросы учета и отчетности (наличие самостоятельного баланса как признака юридического лица, обязательность утверждения годового отчета, понятие дочерних и зависимых обществ); «Об акционерных обществах» от 26. 12. 1995 г. №208-ФЗ, Постановление Правительства РФ «О Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными учетными стандартами финансовой отчетности» от 06. 03. 1998 г. № 283.
Так как в настоящее время происходят весьма существенные перемены в финансовом учете, связанные с переходом России на международные стандарты финансового учета, то следует обратить внимание на положения Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу, которая была утверждена приказом Минфина от 1 июля 2004 г. №80. Концепция, разработанная по решению Правительства РФ, направлена на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованным пользователям.
Концепция раскрывает такие положения, касающиеся учета и отчётности, как [43]:
- необходимость дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности;
- цель и основные направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности;
- необходимость повышения качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;
- создание инфраструктуры применения МСФО;
- изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;
- подготовка и повышение качества квалификации кадров;
- а также основные этапы развития бухгалтерского учета и отчетности в среднесрочной перспективе.
В п. 2. 1. Концепции говорится об управленческой отчетности. «Управленческая отчетность предназначена для использования в управлении хозяйствующим субъектом (руководством, другим управленческим персоналом). В связи с этим содержание, периодичность, сроки, формы и порядок ее составления определяются самостоятельно хозяйствующим субъектом. Вместе е тем передовая практика управления показывает, что наиболее полезным и эффективным является такое построение управленческой отчетности, при котором содержание и порядок составления ее основывается на тех же принципах, на каких составляется индивидуальная бухгалтерская и консолидированная финансовая отчетность. Главная задача в области финансовой отчетности заключается в широком распространении передового опыта ее организации, а также опыта Использования ее в управлении хозяйствующим субъектом» [44].
Второй уровень составляют Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые были разработаны Минфином РФ согласно государственной программе перехода России на принятую в международной практике систему учета и отчетности в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. Учетные стандарты призваны конкретизировать Закон о бухгалтерском учете и отчетности, и рассматривают отдельные методологические вопросы учета конкретных операций, например, учета основных средств и запасов. В настоящее время в российской Федерации разработано и утверждено 17 Положений по бухгалтерскому учету и отчетности. К числу ПБУ, которые регулируют не только финансовый, но и управленческий учет, можно отнести [45]:
- Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99). Утверждено приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н;
- Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000). Утверждено приказом Минфина РФ от 27 января 2000 г.;
- Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика» (ПБУ 1/98). Утверждено приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г.
К числу документов второго уровня следует отнести также План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкцию по его применению, являющиеся базовыми документами системы учета в России. План счетов — документ общего порядка, который является единым, обязательным к применению в организациях любых видов деятельности независимо от форм собственности, подчиненности, за исключением бюджетных организаций и банков. В План счетов неоднократно вносились корректировки в связи с меняющимися экономическими условиями. Минфин России приказом от 31 октября 2000 г. Утвердил новый План счетов, который введен в действие с 1 января 2001 г.
Третий уровень объединяет документы рекомендательного характера: инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств, указания, конкретизирующие общие методологические указания, изложенные в законах и ПБУ, в соответствии с отраслевой спецификой.
Документы данного уровня регулируют конкретные операции. Так, если ПБУ 4/99 является документом второго уровня, то ежегодные приказы Минфина России, издаваемые в его развитие и конкретизирующие требования к отчетности текущего года, являются документами третьего уровня (например, приказ от 13 января 2000 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» или Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств, принятые в развитие ПБУ 6/01 «Учет основных средств»).
Четвертый уровень включает в себя приказы, указания, инструкции, выпускаемые самой организацией. Например, рабочий план счетов, составленный на основе единого Плана счетов, или учетная политика организации. Документы этого уровня определяют особенности организации и ведения учета и отчетности в нем.
На основе нормативных документов служба управленческого учета разрабатывает рабочие документы, в их числе [46]:
- приказ по учетной политике;
- формы первичных документов и учетных регистров;
- графики документооборота;
- план счетов управленческого учёта;
- формы внутренней отчетности.
3.2 Проблемы внедрения управленческого учета
В последнее время все больше руководителей высшего и среднего звена стали склоняться к тому, что данные бухгалтерского учета не в состоянии обеспечить возрастающие информационные потребности предприятий в условиях перехода на новый уровень ведения бизнеса. Поэтому данная проблема является очень актуальной на сегодняшний день, более активно предпринимаются попытки поиска и внедрения другой, альтернативной, системы, способной ответить на любые вопросы. Постановка и внедрение управленческого учёта – сложная задача, которая требует реорганизации всей компании. Сегодня в сфере управления затратами и финансовыми результатами деятельности организации появилось несколько основных проблем. Во-первых, происходит переориентирование отечественной теории и накопленного опыта на решение новых задач, которые стоят перед управлением предприятием в условиях динамично меняющегося рынка [47].
Во-вторых, создаются новые, нетрадиционные системы получения информации о затратах, внедряются и адаптируются новые подходы к калькулированию себестоимости, подсчету финансовых результатов, а также методов анализа, контроля и принятия на этой основе управленческих решений. Рассматривая данную область, целесообразно отметить, что значительный интерес для российских предприятий представляет само изучение системы управленческого учета. Считается, что управленческий учет является неотъемлемым средством управления предприятием, который позволяет оптимизировать качество и оперативность принимаемых управленческих решений, позволяет улучшить ожидаемый результат и эффективно контролировать риски хозяйственной деятельности [48].
Еще одна не менее важная проблема существует в сложности подбора специалистов и оценке их квалификации, так как на них лежит основная ответственность за постановку и внедрение управленческого учёта на предприятии. Также существуют сложности с созданием автоматизированной системы сбора и получения информации о продажах, затратах, выручке, доходе и так далее. Если рассматривать типичные ситуации, складывающиеся в организациях, то можно заметить тенденции рассогласованности интересов топ-менеджеров и руководителей структурных подразделений по вопросу необходимости постановки и ведения управленческого учёта, что также усложняет развитие и усовершенствование системы управленческого учета. Управленческий учет на большинстве российских предприятий развит очень слабо или не ведется вообще. В основном такое явление можно объяснить отсутствием единой методологической базы, методических рекомендаций по организации и ведению управленческого учета в отдельных отраслях российской экономики, а также периодом его становления и развития в национальной практике [49].
Управленческий учет как социально-экономическое явление находится в постоянном развитии: расширяются его функции, увеличивается набор поставленных им проблем и решаемых задач, методы, применяемые данным учетом, становятся более разнообразными, увеличивается вариантность управленческих моделей. Построение системы управленческого учета в организациях основывается на создании набора формализованных процедур, которые предоставляют менеджерам и управленцам всех уровней важную информацию, получаемую как из внутренних, так и из внешних источников. Это необходимый процесс для принятия своевременных и эффективных решений в рамках своей компетенции [50].
Помимо управленческого учета в учетную систему организаций входят налоговый и финансовый учеты, которые отличаются способами и обязательностью ведения в силу установленного закона. Так, бухгалтерский учет действует всегда в интересах сторонних пользователей. Благодаря этому бухгалтерский баланс является относительно открытым документом, а в случае с ОАО (открытые акционерные общества) он даже публикуется в средствах массовой информации. Государственные органы и общественные организации, в свою очередь, предоставляют разработанные стандарты бухгалтерского учета, обязательные для всех организаций. Таким стандартами для России являются правила бухгалтерского учета, а если предприятие стремится выйти на мировой рынок инвестиций, оно вынуждено составлять отчетность и по правилам IAS (International Accounting Standards - международные стандарты бухучета) или GAAP (Generally Accepted Accounting Principles - общепринятые принципы бухучета, действующие в США).
Достоверность и существенность информации системы управленческого учета зависит от различных факторов. Важно, чтобы были грамотно выделены и учтены основные цели предприятия и стратегии их достижения при разработке системы управленческого учета. Необходимо правильно выбрать главные области финансовой ответственности, технология бизнес-процессов должна соответствовать задачам организации и планируемой системе управленческого учета. Должна быть правильно выбрана система распределения расходов. Также необходимо наладить горизонтальные связи, то есть систему взаимоотношений в компании и ответственность по сбору информации и составлению бюджетов [51].
Чтобы решить вышеперечисленные проблемы, связанные с трудностями внедрения управленческого учета в организации, необходимо решить некоторые важные задачи, что позволит быстро и эффективно наладить работу рассматриваемого учета. К таким задачам можно отнести: создание финансовой структуры, разработка штатного расписания, разработка статей движения денежных средств, определение порядка осуществления платежей, разработка бюджетного регламента, управленческого плана счетов и проводок управленческого учета, а также разработка общей управленческой политики предприятия [52]. Например, анализируя работу цехов промышленных предприятий, используя управленческий учет, можно определить финансовый результат, то есть прибыль или убыток того или иного цеха, а, следовательно, можно выявить убыточные предприятия, причины их убыточности, а затем принять решение об их закрытии или разработать программу по устранению финансовых проблем. А именно: разработать необходимый перечень эффективных мер по снижению затрат, разработать систему мотиваций для персонала предприятия. [53] Функции управленческого учета определяются его целями и задачами. Проблему внедрения управленческого учета в организации рассматривают многие российские и зарубежные авторы.
Так, например, доктор экономических наук О.Д. Каверина в своей книге "Управленческий анализ" выделила несколько основных функций: обеспечение всех уровней управления важной информацией для систематического и проблемного управления бизнесом, формирование информации, необходимой для управления подразделениями предприятия. [54] Другие авторы, в том числе зарубежные, выделяют функции управленческого учета в составе функций бухгалтерского учета, таких как планирование, финансовый анализ и так далее. Одной из функций управленческого учёта является планирование. Есть система учёта, а есть система управления.