Файл: Государственное и местное самоуправление: общее и особенное.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

1.1. Исторические аспекты формирования российской модели взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления

1.2. Теоретические модели построения взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления.

1.3. Конституционно-правовые основы местного самоуправления и принципы его организации в Российской Федерации.

Глава 2. Практика взаимодействия государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации

2.1. Компетенция органов местного самоуправления

2.2.Полномочия органов государственной власти в сфере местного самоуправления

2.3.Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Заключение

Список литературы:

В соответствии с положениями статьи 3 Европейской Хартии под местным самоуправлением понимается право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения. Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, прямого, равного и всеобщего голосования. Советы или собрания могут располагать подотчетными им исполнительными органами. Это положение ни в коей мере не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан там, где это допускается по закону.

Аналогичные правила закреплены и в Федеральном Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», где в пункте 2 статьи 4 сказано, что Изменение общих принципов организации местного самоуправления, установленных настоящим Федеральным законом, допускается не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

Базовое положении о признании наличия местного самоуправления закреплено в статье 12 Конституции РФ: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В соответствии с положениями статьи 130 Конституции РФ Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Самостоятельность в принятии решения и осуществления правления на местах закреплена в статье 132 Конституции РФ: «Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству».


Кроме того, в Конституции РФ в статье 133 закреплено право на судебную защиту обеспечения реализации местного самоуправления: «Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами».

Раскрыть подробно каждый принцип осуществления местного самоуправления нам не позволяет предоставленный объем работы, но указав их и раскрыв базовые положения, можно заключить, в настоящее время в России интенсивно идет построение и укрепление местного самоуправления и обеспечение его реализации правовыми актами как на международном, так и на внутреннем уровне. В свою очередь, принимаемое законодательство на уровне страны осуществляется самым высоким соответствием с международными стандартами и правилами на международном уровне.

Глава 2. Практика взаимодействия государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации

2.1. Компетенция органов местного самоуправления

Местное самоуправление - самостоятельная реализация народом своей власти. Власть на уровне самоуправления народ осуществляет как самостоятельно (путем различных форм волеизъявления), так и через органы местного самоуправления. Органами местного самоуправления являются выборные и другие органы, которые наделены полномочиями на решение вопросов местного значения. К ним относятся: представительный орган муниципального образования; глава муниципального образования; местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования); контрольный орган муниципального образования.

Конституция Российской Федерации предполагает под понятием «полномочия местного самоуправления» признание и гарантию осуществления местного самоуправления, а также четкое определение его статуса в системе народовластия.


Юридическая наука использует данное понятие для характеристики в равной степени прав и обязанностей какого - либо органа местного самоуправления или же должностного лица. В этом аспекте состоит некая особенность полномочий отдельного муниципального образования, т.е. от имени муниципального образования может произойти осуществление полномочий как населения субъекта, так в равной степени органами и должностными лицами местного самоуправления.

Профессора В.И. Фадеев и О.Е. Кутафин считают, что: «Полномочия местного самоуправления - это закрепленные нормами муниципального права за населением, органами и должностными лицами местного самоуправления за муниципальными образованиями в целом как за субъектами правовых отношений, права и обязанности, необходимые для осуществления задач и функций местного самоуправления»[16] . Подобное определение полномочий местного самоуправления можно обнаружить и у других авторов, так как по нашему мнению оно является наиболее расширенным и ясным. Полномочия местного самоуправления, реализуемые органами местного самоуправления и должностными лицами можно условно подразделить на две группы:

  1. «Собственные» полномочия органов местного самоуправления (полномочия, признающиеся государством за муниципальным образованием, обеспечивающие самостоятельное решение вопросов местного значения населением муниципального образования);
  2. Отдельные государственные полномочия, которые наделяют через законотворческую процедуру, органы местного самоуправления (наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, определение условий, порядка и контроля осуществляется, согласно федеральным законам и законам субъекта Российской Федерации).

Полномочия органов местного самоуправления, а также круг вопросов местного значения, отнесенных к деятельности органов местного значения можно объединить и выделить как две составные части, раскрывающие понятие «компетенции» органов местного самоуправления.

Но ставить знак равенства между этими частями совершенно не стоит, так как полномочия органов местного самоуправления являются более узкой категорией в сравнении с предметами ведения. Приведем краткую характеристику этих двух важных составляющих компетенции органов местного самоуправления.

Полномочия органов местного самоуправления состоят из следующих элементов:

1. Содержание полномочий местного самоуправления:


  • отдельные государственные полномочия;
  • полномочия по участию в решении государственных задач;
  • права по решению вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, они могут быть специальными, дополнительными и добровольными).

2. По степени обязанности. Выделяются как обязательные полномочия (полномочия по решению вопросов местного значения, делегированные полномочия), так и добровольные полномочия органов местного самоуправления.

Правовую основу местного самоуправления в Российской Федерации составляют:

  • Европейская хартия местного самоуправления; Конституция Российской Федерации;
  • федеральные законы, акты Президента и Правительства Российской Федерации;
  • конституции, уставы, законы субъектов Российской Федерации;
  • уставы и другие нормативные правовые акты муниципальных образований, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления.

Одной из наиболее стабильных правовых основ полномочий органов местного самоуправления является Конституция РФ. Именно в ней впервые закреплены исходные начала организации и деятельности местного самоуправления, определены его место и роль в государственно-правовой структуре российского общества. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепил перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления. Основным нормативным правовым актом в системе правовых актов муниципального образования является его устав, который на основании федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении определяет организацию и формы осуществления местного самоуправления, компетенцию и порядок деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании.

Нормативная база российского местного самоуправления достаточно определенно задает параметры его функционирования как института, наиболее тесно связанного с народом, формирующегося и действующего по прямому мандату снизу [17]. Тем не менее, существуют серьезные проблемы, связанные с неполным соответствием практики организации и осуществления местного самоуправления в Российской Федерации конституционным принципам, заложенным в основу этой сферы общественных отношений.

Серьезную озабоченность проблемами местного самоуправления неоднократно высказывают главы субъектов Федерации. Общая направленность большинства их выступлений касается усиления подотчетности и подконтрольности органов местного самоуправления органам государственной власти, соблюдения законодательства и расходования бюджетных средств, а также укрепления ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением и государством.


Одна из самых острых проблем - несоответствие объема полномочий органов местного самоуправления имеющимся в их распоряжении материально-финансовым ресурсам. Экономическая и финансовая база большинства муниципальных образований недостаточна для осуществления функций местного самоуправления.

Основные компетенции органов местного самоуправления в осуществлении власти на местах закреплены в статье 6 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». В соответствии с положениями данной статьи в компетенцию органов местного самоуправления входят следующие положения:

-правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом;

-правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами;

-правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

-правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

В случае противоречия конституции (устава), закона, иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, регулирующих вопросы организации местного самоуправления и устанавливающих права, обязанности и ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону и другим федеральным законам применяются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы.