Файл: Управление рентабельностью организаций гостиничного, ресторанного бизнеса (Рентабельность, как основной показатель эффективности работы предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность курсовой работы обосновывается тем, что планирование рентабельности позволяет выявить основные факторы ее роста, эффективное использование ресурсов, потенциальные возможности предприятия, а также определить влияние внешних и внутренних факторов на размер прибыли.

Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет субъект хозяйствования с каждого рубля средств, вложенных в активы. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, отражают конечные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.

Предметом курсовой работы является планирование рентабельности на производственном предприятии.

Цель курсовой работы – провести анализ и предложить мероприятия по эффективному планированию рентабельности ресторана ООО «Усадьба».

Объектом курсовой работы является ресторан ООО «Усадьба».

Реализация цели предполагает решение следующих задач:

  1. Рассмотреть теоретические аспекты рентабельности предприятия;
  2. Провести анализ рентабельности предприятия ООО «Усадьба».
  3. Предложить мероприятия, направленные на повышение рентабельности ООО «Усадьба».

Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что полученные результаты и предложенные направления повышения прибыли и рентабельности деятельности предприятия могут быть использованы в реальной деятельности предприятий всех форм собственности.

Теоретической базой исследования являются труды отечественных и зарубежных специалистов в области финансов: И.А. Бланка, Г.В. Савицкой, А.З. Шеремета, И.Т. Балабанова, А.Л. Потапова, Л. Т. Гиляровской, В.В. Ковалев, Григорьев Ю.А., Ковалев В.В., Макарьева И.В. и других.

Глава 1. Теоретические аспекты рентабельности предприятия

1.1 Рентабельность, как основной показатель эффективности работы предприятия

В экономической литературе дается несколько понятий рентабельности. Так, одно из определений звучит следующим образом: рентабельность (от немецкого rentabel – доходный, прибыльный) представляет собой показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов[1].


По мнению других авторов, рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности.

Рентабельность – относительная величина (комплексный интегральный показатель), выраженная в процентах (или коэффициентом) и характеризующая эффективность применения в производстве (авансированных) ресурсов овеществленного труда или текущих издержек производства[2]. Предприятие, осуществляющее хозяйственную деятельность, заинтересовано не только в получении максимальной прибыли, но и в эффективности использования вложенных в производство средств, исчисляемых размером прибыли, полученной предприятием за определенный период времени (месяц, квартал, год), на одну денежную единицу производственных фондов, капитала, оборота (реализованной продукции) инвестиций, текущих издержек производства. Рентабельный – значит оправдывающий расходы, целесообразный с хозяйственной точки зрения[3].

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп[4]:

  1. Показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов – она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его сегментам и видам продукции. Аналогичным образом определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от проекта относится к сумме инвестиций в данный проект.
  2. Показатели рентабельности продаж – характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономики.
  3. Показатели, определяющие доходность капитала и составных его частей.

Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов.

Таким образом, можно сделать вывод, что показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и систематизируются в соответствии с интересами участников экономического процесса. Рентабельность производственной деятельности (окупаемость затрат) – исчисляется путем отношения прибыли от реализации или чистой прибыли от основной деятельности к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (формула 1 и 2)[5]:


, (1)

где Прп – прибыль от реализации, тыс. руб.;

С – сумма затрат по реализованной и произведенной продукции, тыс. руб.

, (2)

где ЧП – чистая прибыль от основной деятельности, тыс. руб.;

С – сумма затрат по реализованной и произведенной продукции, тыс. руб

Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.[6]

Основные задачи факторного анализа[7]:

  1. Отбор факторов для анализа исследуемых показателей.
  2. Классификация и систематизация их с целью обеспечения системного подхода.
  3. Моделирование взаимосвязей между результативными и факторными показателями.
  4. Расчет влияния факторов и оценки роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.
  5. Работа с факторной моделью (ее практическое использование для управления экономическими процессами).

Факторная модель этого показателя имеет вид (формула 3)[8]:

, (3)

где VРПобщ – общий объем реализованной продукции, тонн;

Удi – удельный вес;

Цi – средний уровень цен, руб.;

С – сумма затрат по реализованной и произведенной продукции, руб.

Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепной подстановки (формулы 4-14)[9]:

, (4)

(5)

*100%, (6)

*100%, (7)

*100%, (8)

*100%, (9)

(10)

, (11)

(12)

(13)

, (14)

где VРПобщ пл – плановый общий объем реализованной продукции, тонн;

Удпл – плановый удельный вес;

Цпл – плановый средний уровень цен, руб.;

Спл – плановая сумма затрат по реализованной и произведенной продукции, руб;

Крп – коэффициент выполнения плана по реализации продукции;

VРПобщ ф – фактический общий объем реализованной продукции, тонн;

Удф – фактический удельный вес;

Цф – фактический средний уровень цен, руб.;

Сф – фактическая сумма затрат по реализованной и произведенной продукции, руб.

Далее следует выполнить факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции (формула 15)[10]:

(15)

где VРПобщ – общий объем реализованной продукции, тонн;


Цi – средний уровень цен, руб.;

С – сумма затрат по реализованной и произведенной продукции, руб.

Влияние факторов на изменение уровня рентабельности каждого вида продукции рассчитывается способом цепной подстановки (формулы 16-18)[11].

*100%, (16)

*100%, (17)

*100%, (18)

где Цпл – плановый средний уровень цен, руб.;

Спл – плановая сумма затрат по реализованной и произведенной продукции, руб.

Цф – фактический средний уровень цен, руб.;

Сф – фактическая сумма затрат по реализованной и произведенной продукции, руб.

Рентабельность продаж (оборота) – рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки (формулы 19 и 20)[12]:

(19)

где Прп – прибыль от реализации, тыс. руб.;

В – выручка от продаж, тыс. руб.

(20)

где ЧП – чистая прибыль от основной деятельности, тыс. руб.;

В – выручка от продаж, тыс. руб.

Примерно таким же образом производится факторный анализ рентабельности оборота. Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисляется в целом по предприятию, имеет следующий вид (формула 21)[13]:

(21)

где VРПобщ – общий объем реализованной продукции, тонн;

Удi – удельный вес;

Цi – средний уровень цен, руб.;

С – сумма затрат по реализованной и произведенной продукции, руб.

Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности можно выполнить способом цепной подстановки (формулы 22 и 31)[14]:

, (22)

, (23)

, (24)

, (25)

, (26)

, (27)

(28)

(29)

(30)

(31)

где VРПобщ пл – плановый общий объем реализованной продукции, тонн;

Удпл – плановый удельный вес;

Цпл – плановый средний уровень цен, руб.;

Спл – плановая сумма затрат по реализованной и произведенной продукции, руб.;

Крп – коэффициент выполнения плана по реализации продукции;

VРПобщ ф – фактический общий объем реализованной продукции, тонн;

Удф – фактический удельный вес;

Цф – фактический средний уровень цен, руб.;

Сф – фактическая сумма затрат по реализованной и произведенной продукции, руб.

Зная, из-за каких факторов изменилась прибыль и выручка от реализации продукции, можно узнать их влияние на изменение уровня рентабельности, последовательно заменяя базисный уровень каждого фактора данной модели на фактический.


Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия (формула 32)[15]:

(32)

Расчет их влияния производится также с помощью приема цепной подстановки (формулы 1.40-1.42).

(33)

(34)

(35)

где Цпл – плановый средний уровень цен, руб.;

Спл – плановая сумма затрат по реализованной и произведенной продукции, руб.

Цф – фактический средний уровень цен, руб.;

Сф – фактическая сумма затрат по реализованной и произведенной продукции, руб.

1.2 Методика планирования и анализа рентабельности деятельности предприятия

Важной составной частью механизма управления прибылью предприятия являются системы и методы ее анализа. В целом анализ прибыли представляет собой процесс исследования условий и результатов ее формирования и использования с целью выявления резервов дальнейшего повышения эффективности управления ею в организации.

Основные формы анализа прибыли в организации представлены на рис. 1.[16]

В практической части работы будет проведен:

  • в зависимости от объекта исследования – анализ формирования, распределения и использования прибыли;
  • в зависимости от масштабов деятельности – анализ прибыли по предприятию в целом;
  • в зависимости от объема исследования – полный анализ прибыли;
  • в зависимости от периода проведения – предварительный, текущий и последующий анализ прибыли. Предварительный анализ связан с изучением условий формирования прибыли, ее распределения и предстоящего использования. Текущий анализ прибыли проводится для оперативного воздействия на ее формирование и использование. Последующий анализ осуществляется за отчетный период (в нашем случае – за 3 отчетных периода – с 2014 по 2016 гг.) и позволяет точнее проанализировать результаты формирования и использования прибыли предприятия в сравнении с предварительным и текущим ее анализом.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

В зависимости от объекта исследования

Анализ формирования прибыли

Анализ распределения и использования прибыли

Текущий (оперативный) анализ прибыли