ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Последующее действие акта (и его отдельных норм) — это так называемое переживание акта, т.е. продление действия (“жизни”) отмененного акта на отношения, возникшие до момента его отмены. Подобные исключения, допускаемые обычно гражданским законодательством, продиктованы необходимостью обеспечения стабильности в регуляции соответствующих общественных отношений и уверенности их участников в достижении планируемых целей своих законных действий.[16]

Второй рассматриваемый критерий действия права – пространственный. Действие нормативных правовых актов в пространстве определяется территорией, на которую распространяется действие нормативных правовых актов именно данного государства.

В 67 статье Конституции РФ говорится, что Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.
Государственная территория РФ - это пространственный предел, на который распространяется суверенитет РФ (ч. 1 ст. 4 устанавливает, что он распространяется на всю территорию РФ). Территория РФ включает неподвижную и подвижную территорию. С позиций государственно-территориального устройства первая - это совокупность территорий ее субъектов (несубъектов Федерации, которыми являются в зарубежных федерациях федеральные округа, территории и др., в России нет). С точки зрения географического подхода неподвижная территория РФ в пределах государственной границы включает сушу, внутренние воды, территориальное море, воздушный столб над ними, а также недра Земли на досягаемую глубину.[17]

По действию в пространстве нормативно-правовые акты могут быть:

а) общегосударственными (действующими на всей территории государства);

б) региональными (действующими на территории субъекта);

в) местными (действующими на территории муниципального образования);

г) локальными (действующими в пределах учреждения -- ИТУ, воинской части и т. д.).

Кроме того, действие нормативно-правовых актов в пространстве может осуществляться на основе экстерриториального принципа, который означает распространение правовых актов определенного субъекта правотворчества за пределы территории его юрисдикции. Например, в соответствии с законодательством Российской Федерации при рассмотрении вещных гражданских споров суд или иной орган, управомоченный на разрешение возникшего конфликта, должен применять правовые акты тех государственных органов, территории которых находится оспариваемое имущество.[18]


Следующий критерий – по сфере регуляции.

Действие нормативного акта по сфере регуляции определяется объектом правового регулирования, т.е. теми общественными отношениями, на которые распространяется юридическая сила норм данного акта. Нормы различны х актов — с учетом специф ики объектов их регуляции и сферы их действия — относятся к определенной отрасли права с присущими ей особенностями предмета и метода правового регулирования. Это означает, что в каждой сфере правовой регуляции действует тот особый правопорядок (те нормы и соответствующие акты), который установлен в процессе исходной правовой регуляции с учетом специфики общественных отношений данной сферы.[19]

Последний рассматриваемый критерий – по кругу лиц.

Действие нормативных правовых актов тесно связано с территоральными пределами функционирования актов. Существует общее правило, в соответствии с которым нормативные акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа. Однако, из этого правила есть исключения:

  • Действующее уголовное законодательство РФ – распространяется на ее граждан за территорией страны
  • Нормативно-правовые акты, адресованные конкретной категории лиц (студентам, пенсионерам, многодетным семьям, военнослужащим, лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях и т.д.)
  • Действие нормативных актов в отношении иностранцев и лиц без гражданства. Им не предоставляются некоторые права – например, право избирать и быть избранным в государственные органы). Также, представители иностранных государств, их главы, дипломатический персонал посольств наделяются правом дипломатического иммунитета. Вопрос об их отвественности за правонарушения, совершенные на территории РФ, решается дипломатическим путем.[20]

Несмотря на эти изьятия, в России признается и гарантируется Конституцией весь комплекс прав и свобод человека согласно нормам международного права.

На основе вышеизложенного подведем итог подпункта 1.2.

  1. Действие норм права во времени определяется моментом вступления акта в силу – 10 дней для законов РФ, 7 дней для актов Президента и Правительства РФ, моментом утраты силы нормативного акта и обратной силой.
  2. По пространственному критерию нормы права бывают общегосударственные, региональные, местные и локальные.
  3. По сфере регуляции – с учетом специфики общественных отношений
  4. По кругу лиц - с учетом конкетных категорий граждан – студенты, пенсионеры, военнослужащие, лица без гражданства и иностранные граждане.

1.3 Стадии процесса реализации права

Слово "реализация" происходит от латинского "геalis" - вещественный и буквально означает овеществление. В наше время реализация определяется как осуществление чего-либо, проведение в жизнь какого-либо плана, проекта, программы, намерения и т. п. Термин "реализация права" аналогичен по смыслу. Право как нечто нематериальное, как некая возможность реализуется, овеществляется в действиях, в активном поведении людей, в пользовании материальными и духовными ценностями, благами.[21]

Реализация права представляет собой процесс, состоящий из трех стадий: 1) уяснения (толкования) права; 2) формирования воли субъекта, связанной с желанием использовать предоставленное ему субъективное право; 3) вступления в конкретное правоотношение.

Процесс реализации норм права начинается со стадии получения заинтересованным лицом информации о действующих нормах права и источниках, в которых эти нормы содержатся. Прежде чем выбрать тот или иной вариант правомерного пути, способа использования субъективного права, гражданин, иное лицо должны весьма обстоятельно выяснить, какие нормы права действуют в соответствующей сфере правового регулирования, какие субъективные права предоставляют эти нормы, в каком порядке следует действовать, чтобы обеспечить исполнение субъективного права законными путями, какие правовые средства защищают соответствующие субъективные права и насколько они являются действенными.[22]

Буквальное толкование имеет место в тех наиболее распространенных случаях, когда нормативный смысл правоположения текста полностью совпадает с его словесно-текстуальным выражением. К таким случаям относится, например, положение п. 2 ст. 41 Семейного кодекса РФ: «Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению».

Однако нередко нормативный смысл правоположения текста оказывается шире или уже его текстуально-словесного выражения. В этих случаях требуется расширительное (распространительное) или ограничительное толкование с целью адекватно (верно и точно) выразить подлинный нормативный смысл соответствующих правоположений текста акта.

Расширительное толкование необходимо там, где подлинный нормативный смысл правоположения текста шире его словесного выражения. Так, ч. 2 ст. 55 Конституции РФ содержит следующее правоположение: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Подлинный нормативный смысл этого правоположения шире его словесного выражения, поскольку содержащийся в правоположений запрет распространяется не только на законы, но и на подзаконные акты.


Ограничительное толкование требуется там, где подлинный нормативный смысл правоположения текста уже его словесного выражения. Например, в ч. 1 ст. 30 Конституции РФ сформулировано следующее правоположение: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов». Здесь ясно, что подлинный нормативный смысл этого правоположения уже его словесного выражения, поскольку закрепленное в нем право на объединение не распространяется, в частности, на детей.[23]

Дальнейший процесс реализации права осуществляется с учетом специфики регулирования в сферах частного и публичного права.

В области частного права, где граждане и юридические лица самостоятельно, по своему усмотрению вступают в конкретные правоотношения, стадия формирования их воли сводится к таким процессам, как: 1) осознание потребности в материальном или духовном благе, которую хотел бы удовлетворить субъект, вступив в конкретное правоотношение; 2) определение объекта правоотношения; 3) поиск лица, способного удовлетворить потребность в соответствующем материальном или духовном благе.[24]

Процесс формирования потребностей личности, как и всякий психологический процесс, лежит за пределами права. Юридическую значимость этот процесс получает тогда, когда заинтересованное лицо осознает соответствующее материальное и духовное благо как жизненно необходимое для себя и в целях овладения этим благом принимает решение вступить в конкретное правоотношение. Подобное решение является важным этапом на пути реализации норм права. Ибо значительная часть материальных и духовных благ, представляющих интерес для личности, юридического лица, остается в области их несбыточных желаний. Субъект осознает нереальность своих потребностей и не предпринимает никаких попыток с целью их удовлетворения.

После принятия решения удовлетворить свои потребности в конкретном духовном или материальном благе гражданин, юридическое лицо, вынуждены сделать следующий шаг — осуществить выбор этого блага. Субъект стремится собрать максимально полную информацию об интересующем его благе с помощью рекламных изданий, советов со знакомыми и специалистами, посещения выставок, торговых организаций. В конечном итоге субъект должен определить, какая именно модификация интересующего его блага способна удовлетворить потребность.[25]


Для большинства публичных правоотношений обязательной стадией является правоприменение с целью принятия специального индивидуального акта, которым определяются права и обязанности участников публично-правового отношения и другие его существенные признаки. Обязательными процедурами этой стадии являются выявление и оценка государственным органом обстоятельств рассматриваемого дела и правомерности притязаний гражданина или юридического лица на вступление в правоотношение.

Правоприменительными актами предусматриваются два вида правоотношений: отношения, в которых управомоченной стороной признается гражданин, юридическое лицо, а обязанной стороной — государственный орган или государственное учреждение; другой вид правоотношений характеризуется возложением обязанностей на гражданина, юридическое лицо. Примером первого вида правоотношений могут служить пенсионные отношения. Второй вид характерен для правоохранительных отношений, в которых обязанность претерпевать примененную меру наказания или взыскания возлагается на правонарушителя.

На основе правоприменительного акта возникает и существует правоотношение между государственным органом либо государственным учреждением и гражданином, юридическим лицом, прямо указанным в правоприменительном акте. Характерно, что правоотношение не может изменяться или прекращаться по соглашению его участников. Прекращение правоотношения возможно либо по исполнению предусмотренной правоприменительным актом обязанности, либо по решению органа, вынесшего этот правоприменительный акт. [26]

Отдельные публично-правовые отношения могут возникать и прекращаться без вынесения правоприменительного акта. Это, например, отношения, связанные с регистрацией юридических лиц, предпринимательской деятельностью, выдачей лицензий, сертификатов. Процесс реализации норм права в таких правоотношениях сводится к тому, что компетентный государственный орган проверяет обоснованность претензий гражданина, юридического лица на получение соответствующего документа и либо выдает такой документ, либо обоснованно отказывает в нем.

Подведем итоги пункта 1.3.

  • Первая стадия – уяснение, толкование норм права – получение инфомации о действующих нормах права и их источниках.
  • Вторая стадия – формирование воли субъекта – определение потребностей с желанием использовать права.
  • Третья стадия – вступление в конкретное правоотношения – заверщающая стадия механизма реализации права.