Файл: Теоретические основания развития творческих способностей младшего школьника (Особенности развития младших школьников в педагогическом процессе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3 Алгоритмы творчества

Давайте обобщим явление, и назовем творчеством любую деятельность по преодолению некоторой трудности, препятствия, проблемы. Кстати, слово "проблема", с переводе с латыни означает "задача". Так что давайте говорить по-русски: творчество - это процесс решения задач (новых для того, кто их решает).

Но можно ли предложить какие-то общие приемы, направляющие этот процесс, делающие его более результативным? Если не считать, что талант - от Бога, то да. Более того, мы убеждены, что творчество - это достаточно легко приобретаемый навык. Это не некое таинственное чудо, а довольно часто встречающаяся часть повседневной жизни. Конечно, если у человека имеет этот навык, если он "владеет материалом", если у него хватает сил и желания использовать указанный навык на практике. Более того, мы убеждены, что творчество - это основная форма существования Вселенной, постоянно творящей новое. И творя, человек начинает жить в согласии с законами этой Вселенной, частью которой он является. Что же представляют собой эти приемы, эти алгоритмы творчества?

На эту тему думали многие. Более того, существует масса рекомендаций о том, как "творить" в разных областях человеческой деятельности - литературе, живописи, музыке, различных областях техники. Разработаны и довольно общие алгоритмы творчества. Достаточно вспомнить о так называемой Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), которая, как показывает практика ее применения, имеет гораздо более широкую сферу приложений, чем заявлено в её названии. И это несмотря на то, что она отнюдь непроста, и порой даже сами ТРИЗовцы не пользуются в реальной жизни строгими рекомендациями этой науки. Они зачастую просто пытаются использовать ее терминологию, показывая свою приверженность ей.

Мы являемся сторонниками Функционально-ресурсного подхода (ФРП) к решению творческих задач. Нам кажется, что это не только проще, но и в большей степени отвечает реальному характеру работу мысли в процессе творчества, в большей степени согласовано с реальными процессов "создания" нового в природе. Во всяком случае, мы пока не встречали ни одной задачи, процесс получения контрольного ответа на которую нельзя было бы продемонстрировать с использование идей ФРП. Но зато знаем реальные задачи, решенные с использованием ФРП, но не поддающиеся решению по ТРИЗ.

При этом ФРП имеет ярко выраженную деятельностную ориентацию. Ведь любая проблема - это прежде всего проблема поступка. Любая задача - это задача о том, что же делать (человеку) в сложной (проблемной) ситуации. Недаром же мы все время говорим о необходимости повсеместного творческого подхода к жизни, к любым ее проявлениям, в том числе бытовым, психологическим, социальным и т.п. Как совокупность приемов решения всех этих задач и предлагается ФРП.


Суть ФРП крайне проста. Если перед вами стоит задача (проблема), то значит для выполнения некоторой функции не хватает ресурса. Именно нехватка ресурса для выполнения функции и воспринимается нами как задача. Значит, для ее решения достаточно лишь найти подходящий ресурс. И все. Просто, правда? Конечно, слово "ресурс" в данном случае очень многозначно, и характер необходимых ресурсов во многом зависит и от того, из какой области проблему нам предстоит решить, и безусловно, от характера самой проблемы. Да, найти этот ресурс оказывается порой нелегко. Каким же путем лучше идти в поисках этого ресурса? С чего начинать?

Весь процесс решения задачи с использованием ФРП состоит из двух, по сути традиционных шагов: анализа (ситуации) и синтеза (решения - нахождения наиболее оптимального выхода из этой ситуации). Причем на каждом шаге предлагаются отдельные приемы, показавшие свою эффективность при решении многочисленных творческих задач в самых разных областях человеческой деятельности.

При решении любой задачи, безусловно, необходимо не просто в некоторой степени владеть этими приемами (набить руку), но и упорно пробовать каждый из них по очереди (пытаться использовать эти приемы для уточнения задачи - понимания сути проблемы, или для нахождения подходящего ресурса - ее решения), применять их снова и снова, пока мы не получим необходимый результат. Более того, надо всегда быть готовым вернуться к самому началу (формулированию вызвавшей задачу функции), если не удается получить нужный результат на втором шаге нашего алгоритма ФРП - поиске нужного (для выполнения этой функции), наиболее доступного ресурса.

И всё же, что же такое - Творческая Активность? Словарь Ожегова отвечает на наш вопрос достаточно сухим, но вполне понятным и полным объяснением: «Творческая активность -

это свойство личности, проявляющееся в деятельности и общении как оригинальность, созидательность, новизна. Творческая активность – это способность личности инициативно и самостоятельно находить «зоны поиска», ставить задачи, выделять принципы, лежащие в основе тех или иных конструкций, явлений, действий, переносить знания, навыки и умения из одной области в другую. Творческая активность проявляется в самых разнообразных видах деятельности, отчего выделяют техническое, научное, моральное, дидактическое, управленческое, художественное и др. творчество. Творческая активность необходима и в учебной деятельности.»

Даже в словаре чётко и ясно прописано, что творческая активность совершенно необходима в учебной деятельности. Выше мы уже несколько раз затрагивали данную необходимость, пришло время разобрать её более глубоко.


2. Формирование и развитие творческой активности

2.1 Что необходимо для развития творческой активности.

Творческие возможности даны всем, но их реализация и развитие зависит от соответствующей внешней среды. Отсутствие поддержки, поощрения, высокие ожидания и дрессировка, могут сделать эти возможности не реализованными.

Тем не менее, даже легкий толчок способствует развитию творчества, а также формированию личности и черт характера, таких как страсть к умственной деятельности и настойчивость в выполнении поставленных задач, основываясь на фантазии в реальной жизни, чувстве юмора, любознательности, самостоятельности в мыслях и действиях, уверенности в себе и вере в собственные силы, высокие стремления, высокой концентрации на задаче создания, поглощения и хранения данных, высокой чувствительности и эмоциональной мотивации и многие другие.

Мы говорим о работе, которой мы должны следовать, которая стимулируют развитие творческих способностей школьников.

Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся необходимо развить следующие умения:

- классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;

- рассматривать систему в развитии;

- делать предположения прогнозного характера;

- выделять противоположные признаки объекта;

- выявлять и формулировать противоречия;

- разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;

- представлять пространственные объекты;

- использовать разные системы ориентации в воображаемом пространстве;

- представлять объект на основании выделенных признаков, что предполагает:

- преодоление психологической инерции мышления;

- оценивание оригинальности решения;

- сужение поля поиска решения;

- фантастическое преобразование объектов, ситуаций, явлений;

- мысленное преобразование объектов в соответствии с заданной темой.

Анализ основных психологических новообразований и характера ведущей деятельности этого возрастного периода, современные требования к организации обучения как творческого процесса, который ученик вместе с учителем в определенном смысле строят сами; ориентация в этом возрасте на предмет деятельности и способы его преобразования [57] предполагают возможность накопления творческого опыта не только в процессе познания, но и в таких видах деятельности, как создание и преобразование конкретных объектов, ситуаций, явлений, творческого применения полученных в процессе обучения знаний.


В психолого-педагогической литературе по данной проблеме приведены определения творческих видов деятельности.

Познание - "...образовательная деятельность ученика, понимаемая как процесс творческой деятельности, формирующий их знания" [51, c. 55].

Преобразование - творческая деятельность учащихся, являющаяся обобщением опорных знаний, служащих развивающим началом для получения новых учебных и специальных знаний [56].

Создание - творческая деятельность, предполагающая конструирование учащимися образовательной продукции в изучаемых областях [58].

Творческое применение знаний - деятельность учащихся, предполагающая внесение учеником собственной мысли при применении знаний на практике.

Все это позволяет определить понятие "творческая деятельность младших школьников": продуктивная форма деятельности учащихся начальной школы, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.

Развитие ребенка происходит только в деятельности. Только собственными силами можно усвоить опыт и знания, накопленные человечеством, развить свои интеллектуальные и другие способности.

Основной деятельностью, которая обеспечивает формирование психических свойств и качеств ребенка школьного возраста, является учебная, познавательная деятельность. Причем наиболее интенсивно она осуществляет функцию развития личности тогда, когда только складывается, т. е. в младшем школьном возрасте.

Психологические свойства, которые выступают у ребенка в последние годы дошкольного детства, до прихода в школу, за первые четыре года школьного обучения получают развитие, закрепляются, и к началу подросткового возраста многие важные черты личности уже сформированы.

Индивидуальность ребенка к этому возрасту проявляется также и в познавательных процессах, или познавательных способностях. Это психические процессы, с помощью которых человек познает мир, себя и других людей. К таким способностям относятся: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление и воображение. Познание невозможно также без речи и внимания.

Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Развитие восприятия не происходит само собой, здесь очень велика роль учителя, который повседневно воспитывает умение не просто смотреть, но и рассматривать, не просто слушать, но и прислушиваться, учит выявлять существенные признаки и свойства предметов и явлений, указывает, на что следует обратить внимание, приучает детей планомерно и систематично анализировать воспринимаемые объекты. В ряде исследований доказано, что наиболее эффективным методом организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким, количество ошибок уменьшается.


2.2 Формирование и развитие творческой активности.

Развитие творчества осуществляется посредством

  • игровых форм работы, КТД,
  • педагогических проб,
  • интерактивных экспедиций,
  • творческих презентаций,
  • проектной и исследовательской деятельности,
  • техник креативности.

Всегда стараюсь творчески подходить к организации проектной деятельности, активно использую интегрированные проекты, применяю информационные технологии. Считаю, что продукт деятельности учащихся будет выполнен на высоком уровне только тогда, когда он интересен и детям, и учителю. Ученики разрабатывают мультимедийные фильмы, проводят публичные презентации проектов с использованием ИКТ, участвуют в дистанционном Фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» (опубликованы на сайте http://portfolio.1september.ru/work.php?id=556957).

Проекты, выполненные при моем сопровождении, отмечены на Всероссийском уровне: Сборник эссе «Жизнь как подвиг опубликован на сайте «Интерне-педсовета», на сайте газеты «Благовест».

В 2008-2009 на финальном туре Олимпиады мои учащиеся . работали над Всероссийским проектом «Московский приход» (выпуск газеты о Храме мученицы Татианы при Университете: статьи, заметки). Журнал опубликован на сайте: http://pravolimp.ru/pages/21

За последние несколько лет работы в детском саду, мои воспитанники участвовали в различных проектах и исследованиях.

В этом году, начиная со второго сентября, мы с детьми начали совместную работу над большим проектом «Маленькие Защитники большой Планеты».

На примере этого проекта видно, что дети не только получают новые знания во время работы, но и успевают отдохнуть, повеселиться и немного попутешествовать. Суть данного проекта заключается в том, что бы дети смогли понять - зачем необходимо помогать нашей планете и следить за чистотой вокруг. Экологическое воспитание начинается с малого возраста, и игровая методика часто встречается в новом проекте.

Развить творческие способности позволяют технологии ( техники) креативности:

Метод смыслового видения.

Синквейн.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Кроме того. Синквейн - это один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке, средство творческого самовыражения, позволяет каждому ребенку почувствовать себя творцом.