Файл: Оценка готовности детей к школе (Характеристика детей старшего дошкольного возраста).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 459

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Распределение ответов приведено на графике (Рисунок 3).

Рисунок 3. Методы оценивания социальной готовности, по мнению педагогов

В вопросе №4 педагоги отвечали на вопрос Какие методы используются в Вашей группе для оценивания физической готовности к школе? Чаще всего (64%) педагоги писали, что оцениванием физических способностей и физической готовности к школьному обучению занимается учитель движения, а не учитель группы. Некоторая часть педагогов (29%) анализирует папку развития ребёнка с целью выявления сформированности мелкой моторики. 25% педагогов указали, что общаются с родителями (беседы) по поводу состояния здоровья ребёнка, делая общие выводы на основании своего видения и мнений родителя.

В вопросе №5 педагогам предлагалось заполнить таблицы, где просили указать методы оценивания, их позитивные и негативные стороны. Из основных, и чаще всего встречавшихся в ответах педагогов, такие методы, как: наблюдение за повседневной деятельностью детей (74%), наблюдение за игрой (68%), проведения различных тестов (43%), беседы с детьми (41%). Помимо этого, педагоги называли беседы с родителями, изучение и анализ документации, анкетирование детей и родителей. Главным минусом наблюдения, по мнению педагогов, является длительная временная затрата. Для того, чтобы провести наблюдение за одним ребёнком корректно, необходимо уделить этому большое количество времени, что не всегда легко сделать. Так же педагоги отмечают, как минус наблюдения, невозможность фиксации результатов. Поскольку, наблюдение проводится как в учебной деятельности, так и в свободной, педагог вынужден, например, брать с собой блокнот и ручку на улицу. Ещё одним минусом наблюдения, как отмечают педагоги, является субъективность анализа результатов наблюдения. Каждый педагог анализирует результаты исходя из своего мнения и восприятия нормы, что не всегда может быть объективным. Главным плюсом наблюдения является возможность быстро увидеть любые отклонения у ребёнка, будь то отклонения в поведении, или здоровье.

К позитивным сторонам различных тестов педагоги отнесли скорость получения результатов. То есть, педагогу не надо тратить большое количество времени для получения результатов. Плюсом тестирования является максимально точный результат, полученный педагогом в баллах, и который интерпретирует не сам педагог, а с помощью расшифровки. В качестве главного минуса педагоги обозначили неосведомлённость о существующих тестах, которые педагог может проводить без помощи психолога.


41% педагогов указали такой метод, как беседа с детьми. Плюсами подобных бесед являются возможность установки доверительных отношений с ребёнком, более точное понимание мотивов его поступков. По мнению педагогов, главным минусом бесед с детьми являются временные затраты.

В вопросе №6 педагогов просили проранжировать аспекты развития, начиная от самого важного к наименее значимому. Самым важным аспектом развития, который необходимо оценивать до школы, педагоги посчитали социальное развитие, поставив его на первое место (50% педагогов ставят социальное развитие на первое место), второе место педагоги отдали когнитивному развитию (34%), на третьем месте - физическое развитие (43% педагогов поставили физическое развитие на третье место), на четвёртом - эмоциональное (38%), наименее значимым аспектом развития педагоги сочли нравственное развитие, поставив его на пятое место (67%). Распределение ответов приведено на графике (Рисунок 4).

Рисунок 4. Значимость аспектов развития

Выводы

После проведения исследования, нами были проанализированы вопросы. Можно говорить о том, что для оценивания готовности детей к школе педагоги используют несколько методов - это наблюдение за игрой ребёнка, наблюдение за повседневной деятельностью детей, проведение различных тестов, изучение документации, а также, используют таблицы наблюдения из учебной программы, составленные на основе ожидаемых результатов развития семилетних детей. Судя по ответам, педагоги отдают наибольшее предпочтение тестированию и наблюдению за игрой и повседневной деятельностью детей. Меньше всего педагоги оценивают готовность ребёнка к школе, изучая папку развития.

Оценивание детской готовности к школе происходит в большинстве случаев дважды в год. Педагоги понимают необходимость оценивания разных аспектов развития ребёнка. Наиболее важным педагоги считают социальное развитие, тогда как наименее значимым считают нравственное развитие.

Оценивание детской готовности к школе происходит в большинстве случаев дважды в год. Педагоги понимают необходимость оценивания разных аспектов развития ребёнка. Наиболее важным педагоги считают социальное развитие, тогда как наименее значимым считают нравственное развитие.

Для оценивания социальной готовности педагога чаще остального используют наблюдение за игрой, поясняя, что именно в игре ребёнок максимально раскрывается и ведёт себя естественным образом.


При оценивании когнитивной готовности педагога, в первую очередь, смотрят на результаты тестирования детей. Именно проведение различных тестов используют большинство педагогов в случае оценки когнитивных способностей ребёнка. Меньше предпочитают педагоги проводить беседы с детьми, ссылаясь на то, что это затратно по времени.

Большинство исследуемых педагогов не считают необходимым самостоятельно оценивать физическую готовность детей к школе, объясняя это тем, что физические способности и умения ребёнка оценивает учитель физкультуры.

Заключение

Оценивание готовности ребёнка - это сложный, многоступенчатый процесс, в котором принимают участие все педагоги, окружающие ребёнка (учитель движения, учитель музыки, логопед, психолог, учителя группы). Правильно организованная деятельность оценивания ребёнка позволяет оптимистично подходить к каждому дошкольнику, укреплять веру в его силы и возможности.

После проведения исследования, нами были проанализированы вопросы. Можно говорить о том, что для оценивания готовности детей к школе педагоги используют несколько методов - это наблюдение за игрой ребёнка, наблюдение за повседневной деятельностью детей, проведение различных тестов, изучение документации, а также, используют таблицы наблюдения из учебной программы, составленные на основе ожидаемых результатов развития семилетних детей. Судя по ответам, педагоги отдают наибольшее предпочтение тестированию и наблюдению за игрой и повседневной деятельностью детей. Меньше всего педагоги оценивают готовность ребёнка к школе, изучая папку развития.

Оценивание детской готовности к школе происходит в большинстве случаев дважды в год. Педагоги понимают необходимость оценивания разных аспектов развития ребёнка. Наиболее важным педагоги считают социальное развитие, тогда как наименее значимым считают нравственное развитие.

Оценивание детской готовности к школе происходит в большинстве случаев дважды в год. Педагоги понимают необходимость оценивания разных аспектов развития ребёнка. Наиболее важным педагоги считают социальное развитие, тогда как наименее значимым считают нравственное развитие.

Для оценивания социальной готовности педагога чаще остального используют наблюдение за игрой, поясняя, что именно в игре ребёнок максимально раскрывается и ведёт себя естественным образом.

При оценивании когнитивной готовности педагога, в первую очередь, смотрят на результаты тестирования детей. Именно проведение различных тестов используют большинство педагогов в случае оценки когнитивных способностей ребёнка. Меньше предпочитают педагоги проводить беседы с детьми, ссылаясь на то, что это затратно по времени.


Большинство исследуемых педагогов не считают необходимым самостоятельно оценивать физическую готовность детей к школе, объясняя это тем, что физические способности и умения ребёнка оценивает учитель физкультуры.

Список литературы

1. Алфёров А.Д. Психология развития школьника, учебное пособие по психологии. Ростов н/Д, 2012.

2. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Академический Проект; Культура, 2015.

3. Булычёва А.И., Баренцева Н.С., Веракса Н.Е. Диагностика готовности ребёнка к школе, Москва, 2013.

4. Доусон П., Гуар Р., Ваш ребёнок может всё. Нью-Йорк 2009, переиздание Москва, 2014

5. Загвоздкин В., Готовность к школе и эмоциональный интеллект: практические советы для педагогов, психологов и родителей. Москва, 2008.

6. Крайг Г., Психология развития. СПб., 2012.

7. Краснощекова Н.В., Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Ростов н/Дону, 2006.

8. Козлова С.А. Куликова Т.А., Дошкольная педагогика. Москва, 2011.

9. Мухина B.C., Возрастная психология. Феноменология развития. Москва, 2006.

10. Сапогова Е.Е., Психология развития человека, Москва, 2011.

Приложения

Уважаемые педагоги! Пожалуйста, поучаствуйте в анкетировании!

Целью анкетирования является исследование методов оценивания готовности детей к школе. Кроме того, исследуются мнения педагогов относительно позитивных и негативных сторон разных методов оценивания готовности детей к школе. Анкета используется для проведения исследования в детских дошкольных учреждениях.

Заполняя анкету, Вы сможете поразмышлять об особенностях различных методов и о том, какие методы можно использовать для оценивания дошкольников. Верных или неверных ответов в анкете нет. Отвечайте, пожалуйста, так как считаете нужным. Анкета анонимна. Ваше имя не спрашивается. Ваши ответы никто кроме исследователя не увидит и не соотнесёт с Вашей личностью.

Пожалуйста, отметьте подходящий (ие) Вам ответ(ы), и ответьте на открытые вопросы.

  1. Мухина B.C., Возрастная психология. Феноменология развития. Москва, 2006. – С. 135.

  2. Сапогова Е.Е., Психология развития человека, Москва, 2011. – С. 112

  3. Красношекова Н.В., Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Ростов н/Дону, 2006.

  4. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Академический Проект; Культура, 2015. – С. 55.

  5. Крайг Г., Психология развития. СПб., 2012.

  6. Козлова С.А. Куликова Т.А., Дошкольная педагогика. Москва, 2011.

  7. Загвоздкин В., Готовность к школе и эмоциональный интеллект: практические советы для педагогов, психологов и родителей. Москва, 2008. – С. 102.

  8. Доусон П., Гуар Р., Ваш ребёнок может всё. Нью-Йорк 2009, переиздание Москва, 2014

  9. Загвоздкин В., Готовность к школе и эмоциональный интеллект: практические советы для педагогов, психологов и родителей. Москва, 2008. – С. 102.

  10. Сапогова Е.Е., Психология развития человека, Москва, 2011. – С. 112

  11. Алфёров А.Д. Психология развития школьника, учебное пособие по психологии. Ростов н/Д, 2012.

  12. Булычёва А.И., Баренцева Н.С., Веракса Н.Е. Диагностика готовности ребёнка к школе, Москва, 2013.

  13. Мухина B.C., Возрастная психология. Феноменология развития. Москва, 2006. – С. 135.

  14. Загвоздкин В., Готовность к школе и эмоциональный интеллект: практические советы для педагогов, психологов и родителей. Москва, 2008. – С. 102.