Файл: Оценка готовности детей к школе (Характеристика детей старшего дошкольного возраста).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 460

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Целенаправленное физическое воспитание оказывает положительное влияние и на умственное развитие детей: обогащаются знания об окружающих предметах и явлениях, совершенствуется ориентировка в пространстве и времени. У детей формируются важные для обучения в школе качества — это выдержка, самостоятельность, активность, инициатива, чувство товарищества, взаимопомощи.

Под когнитивной готовностью понимают уровень развития познавательных процессов: внимания, мышления, памяти, воображения. Долгое время она считалась основной формой школьной готовности. На данный момент, когнитивная готовность является одним из важнейших компонентов готовности ребёнка к школе[13].

Переходя из дошкольного учреждения в школу, ребёнок сталкивается с изменениями в жизни. В дошкольном учреждении у ребёнка ведущей деятельность является игра, тогда как в школе ведущая деятельность - это учебная. Каждый день ребёнок подвержен воздействиям различных раздражителей. Это шумы, оптические впечатления, запахи, другие люди. Под влиянием раздражителей, внимание ребёнка может рассеиваться. Важнейшей предпосылкой успешного обучения, по мнению Загвоздкина, является «способность некоторое время концентрироваться и удерживать внимание на
поставленной задаче» [14]. Считается, что хорошая концентрация внимания
развита у ребенка тогда, когда он может в течение 15-20 минут внимательно выполнять поставленную перед ним задачу (не самим им выбранную), не утомляясь.

Для полноценного освоения информации, получаемой ребёнком на уроке, необходимо, чтобы он к началу обучения уже владел задатками логического мышления и понимал закономерности. В таком случае, ребёнок сможет
интегрировать получаемую информацию в уже имеющуюся и выстраивать на её основе сеть взаимосвязанных знаний.

Итак, подводя итог, можно сказать, что когнитивная готовность к школе — это определённый набор знаний и умений ребёнка, его способность концентрировать внимание, умение мыслить и рассуждать, выделять главное из общего. Важно заметить, что для готовности к школе важно не только то, что ребёнок знает, но и то, как он умеет применять свои знания и умения, как добивается решения представленных перед ним задач.

1.3. Методы оценивания готовности к школе


Оценивание подразумевает под собой сбор информации о ребёнке и среде его обитания с последующим анализом данных.

Существует несколько методов оценивания — это наблюдение, беседа (интервью), проведение различных тестов, анализ документации. Внутренняя оценка готовности ребёнка к обучению в школе проводится не реже одного раза в год. Она является непрерывным процессом, направленным на обеспечение условий, способствующих развитию детей, выявлению их слабых сторон и совершенствованию сильных.

Наблюдение является наиболее распространённым видом оценивания в
педагогической психологии. Это эмпирический метод целенаправленного
систематического изучения человека. Посредством наблюдения педагог может описывать поведение, оценивать разницу в поведении ребёнка, следить за его физическим и эмоциональным состоянием. Наблюдение может быть естественным, включённым, структурированным и неструктурированным.

Под естественным наблюдением следует понимать изучение ребёнка в естественных и обычных для него условиях (группа детского сала, детская площадка)

Включенным наблюдением называют такой вид наблюдения, при котором исследователь в той или иной степени непосредственно включен в изучаемый процесс, находится в контакте с наблюдаемыми и принимает участие в их деятельности.

Структурированное наблюдение отличается от включённого тем, что главная его цель - получение количественных данных. Наблюдатель оценивает поведение ребенка (умение общаться с другими детьми, реакцию на уход родителя) в стандартных условиях (детский сад, школа, поликлиника).

Часто комбинируют структурированное наблюдение с неструктурированным (свободная игра). Наблюдатель при неструктурированном наблюдении не определяет заранее, какие именно элементы изучаемого процесса (ситуации) он будет наблюдать. Выбор формы наблюдения зависит от его цели.

Возможно производить наблюдение по следующим пунктам:

1. выявление интереса детей к какой-либо деятельности:

2. по чьей инициативе происходит та или иная деятельность:

3. материалы и средства, которые использует ребёнок (или не использует вовсе);

4. как и с кем общается ребёнок:

5. каково общение со взрослыми: как к кому обращается;

6. как ребёнок использует родной язык;

7. каковы эмоциональные состояния ребёнка.

Педагог во время наблюдения, должен придерживаться следующих вопросов:

Насколько у ребёнка развиты навыки самообслуживания?

Как ребёнок справляется с групповой и индивидуальной работой?


Как и какие материалы использует ребёнок в различной деятельности?

Как ребёнок общается со сверстниками?

Как ребёнок общается с учителем и другими взрослыми?

Как ребёнок двигается (прыгает, бегает)?

Какое настроение преобладает у ребёнка?

Какую роль занимает ребёнок в коллективе группы?

Исходя из результатов наблюдения можно анализировать: эмоциональное состояние ребёнка: уравновешенность, озабоченность, беззаботность,
напряжённость, открытость, агрессивность и другие; общение ребёнка со взрослыми: чувствует себя уверенно при общении, закрыт, враждебно настроен, доверчив; общение с другими детьми: имеет много хороших друзей, лидер, инициатор бесед, не общителен и другое; успеваемость ребёнка: интерес к учёбе, любознательность и другое.

Наблюдение происходит как в повседневной деятельности, так и в свободной игре, и во время деятельности, которую направляет педагог. Гораздо более точную информацию можно получить путём наблюдения, если оно носит долгосрочный характер.

Существенным недостатком метода наблюдения является его длительность, субъективность и невозможность статистически обработать результаты.

Тестирование так же является одним из методов оценивания готовности детей к школьному обучению. Под понятием «тест» следует понимать серию вопросов или заданий, которые используют для выявления уровня знаний, умений и навыков, и результат которых выражается численно. С помощью теста можно определить общие знания ребёнка о мире, понимание причинно-следственных связей, концентрацию внимания, развитое мелкой моторики пальцев, и её связь со зрительной сенсорикой, а так же развитие двигательной активности и эмоциональной сферы и многое другое.

Следующим методом оценивания готовности является беседа (интервью). Беседа (интервью) подразумевает под собой строгий заранее разработанный план. Вопросы беседы должны быть грамотно составлены. Чем чётче поставлен вопрос, тем точнее будет ответ ребёнка. Основных вопросов должно быть не много (четыре - шесть). Педагог во время беседы не высказывает своё мнение, не хвалит и не ругает ребёнка за ответы.

Интервью может быть структурированным, частично структурированным и неструктурированны.

Структурированное интервью предполагает чётко поставленные вопросы и строгий порядок их задавания. Подобная форма подходит для очень узкого спектра исследований. Неструктурированное интервью проводится обычно во время игры ребёнка или другой его свободной деятельности, что помогает наблюдателю свободно задавать необходимые вопросы и получать на них ответы.


Принципиальное отличие частично структурированного интервью от структурированного заключается в том, что в процессе интервью вопросы могут меняться. То есть, интервьюер может по ходу интервью, ориентируясь на ответы (ребёнка) респондента перестраивать ход интервью.

Беседы (интервью) с родителями дают педагогу ценную информацию о том, каких убеждений и взглядов придерживается семья, какое поведение считается для них нормой. Результаты беседы с дошкольником будут более объективны, если обсудить их с семьёй ребёнка.

Выводы

Подготовка к школе - одна из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Готовность к школе - это широкое и многогранное понятие, включающее в себя такие аспекты развития, как: когнитивное, социальное, физическое и эмоциональное развитие.

Оценивание готовности ребёнка - это сложный, многоступенчатый процесс, в котором принимают участие все педагоги, окружающие ребёнка (учитель движения, учитель музыки, логопед, психолог, учителя группы). Правильно организованная деятельность оценивания ребёнка позволяет оптимистично подходить к каждому дошкольнику, укреплять веру в его силы и возможности.

Глава 2. Исследование применяемыми педагогами методов оценки готовности к школе

2.1. Цель, выборка и методика исследования

Целью исследования является выявление используемых и наиболее предпочитаемых методов оценивания готовности детей к школе дошкольными педагогами.

Исследование проходило в муниципальных детских дошкольных учреждениях г. Москвы. В исследовании приняли участие педагоги старших дошкольных групп из 9 детских садов.

Средний возраст отвечавших педагогов - 46,5. Самому молодому педагогу на момент исследования было 26 лет, самому взрослому - 63 года. Минимальный стаж работы педагога был два года, максимальный - 42 года.

Методом сбора информации была выбрана анкета, поскольку, этот метод позволяет получить данные о методах оценивания готовности детей к школе от большого количества педагогов. Анкета носит анонимный характер, данные о личности педагога не спрашиваются. Анкета представлена в Приложении 1.


2.2. Результаты исследования

Нами были последовательно проанализированы ответы педагогов. В первом вопросе анкеты педагогов просили указать, какие методы оценивания готовности детей к школе они используют. Был представлен перечень вариантов ответов. Для оценивания готовности к школе больше всего педагоги используют наблюдение за игрой (74%) и проведение тестов (84%). Меньше всего при оценивании готовности педагоги опираются на папку развития (51%). 13% анкетируемых указали, что используют другой метод оценивания, помимо указанных. В качестве другого метода оценивания школьной готовности педагоги указали беседы с родителями, анкетирование
родителей, беседы с детьми, с целью выявления мотивационной готовности.

Распределение ответов приведено на графике (Рисунок 1).

Рисунок 1. Методы оценивания готовности к школе

В вопросе №2 педагогов просили написать, какие методы они используют для оценивания когнитивной готовности. На этот вопрос ответили 52 педагога, которые указали, что чаще всего для оценивания когнитивной готовности они используют тесты, практические задания (88%). Были названы тесты на развитие внимания, мышления, оперативной памяти. 75% педагогов указали, что используют наблюдение за ребёнком, его деятельностью, общением со взрослыми и сверстниками. Педагоги пояснили, что наблюдение за ребёнком раскрывает его со многих сторон, можно понять, насколько ребёнок быстро утомляется в учебной деятельности, насколько любознателен, проявляет ли желание к изучению нового. Так же для оценивания когнитивной готовности педагоги используют беседы (42%). Беседа с ребёнком, по мнению педагогов, выявляет спектр его интересов, показывает логичность или нелогичность речи. 44% педагогов пользуются таблицами наблюдения (ожидаемые результаты развития ребёнка). 9% респондентов указали вариант «другое», написав, что используют наглядный, словесный, практический, игровой методы.

Распределение ответов приведено на графике (Рисунок 2).

Рисунок 2. Методы оценивания когнитивной готовности по мнению педагогов

В третьем вопросе педагогов просили написать, какие методы они применяют для оценивания социальной готовности детей к школе. По результатам можно судить о том, что наибольшее количество респондентов используют наблюдение за игрой ребёнка (81%). Педагоги поясняют, что наблюдение за игрой, по их мнению, лучший метод для оценивания социальной готовности: раскрывается сформированность навыков общения ребёнка, его умение контролировать свои эмоции и импульсивные реакции. Наблюдение за повседневной деятельностью - так же метод, который часто используется педагогами (75%). Педагоги отмечают, что наблюдая за ребёнком изо
дня в день, можно сделать много выводов о его состоянии здоровья, поведении, умениях. 69% педагогов пользуются таким методом, как беседа с детьми, упоминая беседу, раскрывающую уровень психосоциальной зрелости. Ещё педагоги ДДУ используют беседы с родителями (73%). Беседы с родителями были указаны чаще, чем беседы с детьми. Беседы с родителями, по мнению педагогов, дают возможность понять истинные мотивы ребёнка поступать тем или иным образом. 7% ответивших написали, что используют для оценивания таблицы наблюдения, прибегают к помощи других специалистов, например, учителя музыки, учителя движения, логопеда.