Файл: Теории происхождения права(Сущность права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Совокупность подобных свойств и содержательных характеристик ЕП в обобщенном виде трактуется как выражение всеобщей и абсолютной справедливости права вообще. Нормы позитивного права и сама практическая деятельность государства должна соответствовать основным положениям естественного права.

В современных условиях нормы ЕП наиболее полно отражены в нормах международного права.

Чем демократичнее и стабильнее общественно-политический строй государства, тем ближе его позитивное право к положениям естественного права. Однако, равенства между ними никогда не будет.

Идеи и основные причины ЕП в определенной степени отражены в конституционном и текущем законодательстве большинства современных стран (РФ: «основы права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения»).

Историческая теория происхождения права

Обосновывает происхождение права объективными условиями жизнедеятельности людей, существующими в рамках национального государства.

Развивалась представителями исторической школы права, находившейся в яростной оппозиции к школе естественного права (Г. Гуго, К. Д. Савиньи, Г. Пухта).

Право вырастает из национального духа, «народного духа». Законодатель же должен уловить «общее убеждение нации» и точно выразить его в позитивном праве. Произвола в установлении права нет. Законодатель не изобретает право, а в лучшем случае выбирает наиболее приемлемое для него, «подсказанное».

Главный принцип существования права – саморазвитие. Индивиды могут быть пассивными носителями юридических установок, но не их создателями.

Право существует всегда, оно присуще народу, но не государству.

Право есть одно из проявлений духа народа, законодатель – это выразитель духа народа, законы и обычаи есть ничто иное, как формы для распознавания права, таящегося в глубине народного духа.

Классовая теория происхождения права

Опирается на историко-материалистическое учение об общественном развитии, а также на классовую трактовку государства и права (Ф. Энгельс, К. Маркс, В.И.Ленин).

Право и возникающие на его основе правовые отношения отражают характер экономических  связей между людьми.

Марксистская концепция выделяет его классово-волевой характер.

В обобщенном виде право – выведенная в закон воля господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни господствующего класса. Он изменяет обычаи в свою пользу, приспосабливает их к своим нуждам, а если нужно, то и целенаправленно создает необходимые для достижения своей цели законы.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Где есть общество, там имеются и правила общежития. На самых ранних ступенях эти правила представляют однородную недефференцированную массу. Типичным отражением первоначальной однородности может служить индийское законодательство Ману, в котором право, мораль, приличие, религия еще вовсе не разошлись.

В родовой общине или в племени действовали правила пове­дения или так называемые социальные нормы. Это были нормы обы­чаев, нормы обычного права, которые регулировали труд, охоту, рыбную ловлю, боевые действия, быт и семейные отношения. Мно­гие из обычаев являлись одновременно и нормами морали, рели­гии, которые регулировали обрядовые отношения.

Особенностью норм поведения в родовой общине было то, что нормы поведения выражали интересы всех членов рода. У членов рода не было четкого разграничения прав и обязанностей. Испол­нение норм поведения обеспечивалось привычкой, естественной потребностью соблюдать укоренившиеся правила, а также при не­обходимости обеспечивалось общественным мнением родовой общины или племени.

Соблюдение этих норм охраняется давлением общественной среды, не допускающей никаких уклонений от точного их выполнения, и отсутствием критики в поведении каждого человека. Процесс дифференциации норм права обусловливается нарождением в общественной среде нового явления – суда от имени власти.

Формирующееся право преследовало двоякую цель: с одной стороны – закрепление классового (кастового, сословного) господства и, с другой – установление и поддержание единого для всего населения страны порядка в общественных отношениях, без чего невозможна нормальная жизнь любого общества.

В процессе перехода от первобытности к государственной организации общества возникает право. Источниками права явля­ются:

1. Санкционированные государством первобытные обычаи, превращенные в нормы права и охраняемые государством от нару­шений.

2. Юридический прецедент, которому государство придает юридически обязательную силу для аналогичных дел.

3. Издание государством нормативных актов, содержащих нормы права.

Сначала власть стремится укрепить свое положение и отношения между подданными ее не интересуют: это их дело, а не государственное. Только много позднее власть приходит к сознанию, что истинная опора ее в самом обществе, а, следовательно, чем прочнее правовой порядок, тем тверже основа, на которой держится государственная власть.