Файл: Организация социального страхования и его функции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В 2013 г. стартовала очередная пенсионная реформа, одно из направлений которой – порядок формирования пенсий. По итогам реализации реформы с 2016 г., пенсия была разделена на две части: страховую и накопительную. Право на накопительную пенсию имеют не все граждане РФ, а лица 1967 года рождения и моложе, которые уже сделали до конца 2016 г. выбор в ее пользу. Проведение данной реформы было вызвано желанием правительства преодолеть существующие проблемы, реализуя не только принцип солидарности, но и внедрения накоплений, тем самым дать возможность формирования достойной пенсии.

Мировая практика на протяжении многих лет использует трехуровневую пенсионную модель. Она состоит из следующих элементов:

Трудовая или государственная пенсия, которая соответствует гарантированному уровню выплат и во многом зависит от трудового стажа работника;

Накопительная система обязательного страхования. Представляет собой накопительную часть пенсии, инвестированную в НПФ или переданной управляющей компании (УК);

Комплекс различных программ со льготным налогообложением путем вложения в различные НПФ, банки, страховые компании и т. п. На данном уровне обеспечиваются более высокие дивиденды, существенно повышающие уровень доходов пенсионера, доведя его до комфортного.

По данным ПФ РФ на 1 января 2016 г. в системе обязательного пенсионного страхования зарегистрировано 149,7 млн лицевых счетов [1]. Больше всего пенсионных накоплений формируется в государственной управляющей компании «Внешэкономбанк» и при помощи НПФ (табл. 2).

Таблица 2

Формирование пенсионных накоплений

Способы формирования пенсии

Количество заключенных договоров, шт.

В государственной управляющей компании

«Внешэкономбанк»

49 200 000

В частных управляющих компаниях

500 000

В негосударственных пенсионных фондах

31 000 000

Рассмотрим инвестиционную доходность, которые имеют участники системы обязательного пенсионного страхования, данные таблицы 3 [1].

Таблица 3

Инвестиционная доходность субъектов пенсионного рынка в 2016 г.

Инвестиционный инструмент

Инвестиционная доходность, %

Расширенный портфель Внешэкономбанка

13,3

По портфелю государственных ценных бумаг ВЭБа

11,9

Частные управляющие компании

15,5


Согласно информации, представленной на сайте ПФ РФ, в 2016 г. средняя инвестиционная доходность пенсионных накоплений, которые формируются в частных управляющих компаниях – 15,5 %. Это превышает показатели результатов Внешэкономбанка, следовательно, наиболее выгодно для граждан.

По пенсионному страхованию на 2016 г. действовало 31 940 страховых договоров. Однако доля пенсионного страхования в страховании жизни неуклонно снижается и демонстрирует отрицательную динамику. Если в 2015 г. доля пенсионного страхования составляла 1,46 %, то в 2016 г. она снизилась до 0,65 %. За этот период резко выросли страховые премии по страхованию жизни, поэтому сокращение пенсионного страхования еще более заметно. Однако пенсионное страхование, являясь частью финансовых услуг, имеет много достоинств. Можно выделить следующие преимущества: широкий выбор опций (направлено на различные категории граждан); страховая защита начинает действовать с внесения первого страхового взноса или его части; гарантирована выплата страхового обеспечения при любом исходе, т. е. используется понятие смешанного страхования; помимо гарантированного инвестиционного дохода страховщик предусматривает выплату дополнительного инвестиционного дохода; система страхования опирается на теорию страхового аннуитета: достаточно вносить небольшие суммы в течение определенного периода времени. Страховые продукты по пенсионному страхованию могут дополнять обязательное пенсионное страхование и НПО, создавая возможности обеспечения повышенной пенсии. Как показывают исследования ВЦИОМ, 69 % населения оценивает собственные знания о действующей системе пенсионного обеспечения как поверхностные, на уровне общего представления, не понимая возможностей формирования накоплений через финансовые продукты.

В российской практике трехуровневая система принята в качестве основополагающей в проекте стратегии развития пенсионной системы до 2030 г. Ее практическая реализация в настоящее время испытывает значительные трудности, однако она является единственно возможной, поскольку дает возможности для населения формировать дополнительные накопления для обеспечения в старости.

2.3. Обязательное медицинское страхование в системе социального страхования России


Медицинское страхование – это совокупность видов страхования, которые предусматривают обязанность страховой компании по осуществлению частичной или полной компенсации расходов застрахованного, вызванных его обращением в организацию, предоставляющую медицинские услуги, которые включены в программу реализуемого страхового продукта в сфере медицинского страхования.

На современном этапе в мире признаны и действуют 3 системы здравоохранения, использующие в своей реализации страховой механизм. Система Бевериджа реализуется посредством финансирования сферы медицинских услуг путем оплаты расходов на медицинское обслуживание населения из поступлений в государственный бюджет налогов с физических или юридических лиц. Данная система успешно применяется в Греции, Дании и Ирландии.

Следующей рассматриваемой системой является система Бисмарка (российская модель имеет с ней много сходств). Основной характеристикой данной системы является наличие всеобъемлющего медицинского страхования для всех граждан (в некоторых случаях и для лиц, постоянно проживающих на территории страны. Граждане застрахованы в рамках обязательного медицинского страхования, финансирование которого осуществляется частично работодателями (иногда – самими работниками), частично государством.

Рыночная или частная система характеризуется наличием добровольного медицинского страхования либо прямой оплаты получаемых медицинских услуг. Ученые признают ее наименее доступной для населения из всех существующих, однако достаточно эффективной (потому что реализуется в гражданско-правовом поле), т.к. организации, занимающиеся медицинским обслуживанием, максимально мотивированы на его качественное оказание.

В большинстве государств на сегодняшней день так или иначе действует страховой механизм обеспечения населения медицинской помощью. Наличие у гражданина медицинской страховки гарантирует предоставление ему определенного объема медицинских услуг при возникновении страхового случая, если медицинская организация, в которую обратился застрахованный, имеет право работать по имеющемуся у пациента полису. Страховщик обязуется покрывать все медицинские расходы застрахованного с момента уплаты гражданином либо работодателем гражданина первого взноса в соответствующий фонд медицинского страхования.

В настоящее время в Российской Федерации на законодательном уровне существует понятие только обязательного медицинского страхования. В Законе РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-I «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» медицинское страхование рассматривалось как форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Также в нем было указано, что медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Однако ныне этот закон признан утратившим силу, но с точки зрения теории он остается достаточно емким источником.


В соответствии со п. 1 ст. 3 ФЗ «Об ОМС» обязательное медицинское страхование – вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в определенных случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.

Финансирование медицинского страхования в любой его форме происходит путем внесения населением напрямую или опосредованно денежных средств в институты, занимающиеся накоплением страховых платежей (фонды, кассы, страховые компании и т.д.). Данные денежные средства поступают на оплату медицинских расходов застрахованных граждан в организации, осуществляющие медицинскую помощь и профилактические мероприятия. Основным отличием медицинского страхования от любого другого вида страхования является то, что страховая премия выплачивается не единовременно за какой-либо период, а постоянно, и размер ее может быть значительно меньше размера страховой премии, например, за страхование КАСКО. Страховые выплаты тоже в большинстве своем сравнительно меньше, чем по другим вида страхования. Это обусловливает то, что страховые компании вынуждены работать с большим объемом поступающих и передаваемых средств.

Финансирование обязательного медицинского страхования осуществляется путем внесения страховых взносов в Федеральный фонд и в территориальные фонды ОМС. В соответствии с Федеральным законом от 28 ноября 2015 N 347-ФЗ «О внесении изменений в статью 33.1 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и статью 58.2 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»тариф страхового взноса на медицинское страхование для большинства категорий страхователей составляет 5,1% от дохода застрахованного лица. Для юридических лиц, оплачивающих налоги по так называемой «упрощенной» системе налогообложения, данный тариф не применяется. Для компаний, занятых в сфере IT-технологий, применяется тариф в размере 4%.

Кроме Федерального фонда ОМС, финансирование обязательного медицинского осуществляют 86 территориальных фондов обязательного медицинского страхования, из них 2 созданы в Крымском федеральном округе.


Точных данных по 2017 году органами статистики до сих пор предоставлено не было, поэтому для целей исследования будут применены данные за 2016 год. Так, в 2016 году в среднем по Российской Федерации в систему ОМС поступило страховых взносов и налогов на одного застрахованного по ОМС 8 492,4 рублей. При этом на одного работающего, застрахованного по ОМС, поступило налогов и страховых взносов на 12 989,3 рубля, на одного неработающего – 5 529,5 рублей. Как видно из приведенных данных, разница существенная – на неработающего приходится меньше половины взносов. [9]

Доходы бюджетов ТФОМС в 2016 году были сформированы в объеме 1 417,5 млрд. рублей. Субвенции Федерального фонда ОМС (денежные средства, выделяемые на определённый срок на конкретные цели; в отличие от дотации подлежат возврату в случае не целевого использования или использования не в установленные ранее сроки), размер которых составил 1 173,9 млрд. рублей (85,5% от утвержденной стоимости территориальных программ обязательного медицинского страхования – 1 372,8 млрд. рублей), являлись основным источником финансового обеспечения выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования. Кроме того, в бюджеты ТФОМС поступали межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальных программ ОМС в сумме 146,9 млрд. рублей (10,4%).

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 1273 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» органами государственной власти 83 субъектов Российской Федерации и города Байконура были разработаны и утверждены территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.

Согласно данной Программе средний подушевой норматив финансирования за счет средств обязательного медицинского страхования на финансирование базовой программы обязательного медицинского страхования за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2016 году установлен в размере 8260,7 рубля на одно застрахованное лицо. При этом для субъектов Российской Федерации установлены единые нормативы подушевого финансирования на одного застрахованного, которые корректируются с учетом коэффициента дифференциации.