Файл: Руководство, стили руководства на примере понятия «лидерства».pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И СУЩНОСТЬ ЛИДЕРСТВА
1.1. Основные понятия и сущность лидерства
1.2. Стили управления. Характеристика управления по А. Файолю
1.3. Лидерство при решении управленческих задач на современном этапе
2. АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ ВЛАСТИ И ВЛИЯНИЯ И ИХ БАЛАНС
2.1. Понятие «власть» и «влияние»
Считается, что власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Она необходима для организации общественного производства, которое требует подчинения всех участников единой воле, а также для регулирования других взаимоотношений между людьми в обществе.
Для того чтобы влияние было действенным, руководитель должен осознать интересы фирмы и свои ролевые возможности, проявить волю и использовать власть. Чтобы влиять, необходимо иметь основу влияния — власть.
Джон П. Коттер [32] подчеркивает это, когда утверждает, что руководителю необходимо развивать власть, потому что руководители всегда зависят от некоторых людей, которые им не подчинены и практически никто в современных организациях не примет и не будет полностью подчиняться непрерывному потоку его или ее приказов только потому, что он или она - начальник. Во всех организациях для достижения эффективного функционирования необходимо надлежащее применение власти.
2.2. Формы власти
Обычно руководитель имеет власть над подчиненными потому, что последние зависят от него в таких вопросах, как повышение заработной платы, рабочие задания, продвижение по службе, расширение полномочий, удовлетворение социальных потребностей и т.п. Однако в некоторых ситуациях подчиненные имеют власть над руководителем, так как он зависит от них в таких вопросах, как необходимая для принятия решений информация, неформальные контакты с людьми в других подразделениях, чье содействие необходимо для руководителя, влияние, которое подчиненные могут оказывать на своих коллег, и способность подчиненных выполнять задания.
Руководитель должен сознавать, что поскольку подчиненные часто тоже обладают властью, то использование своей власти в полном объеме может вызвать у подчиненных такую реакцию, при которой они захотят продемонстрировать и свою собственную власть [23]. А это, в свою очередь, может принести к напрасной трате усилий и снизить уровень достижения целей. Поэтому эффективный руководитель старается поддерживать разумный баланс власти: достаточной для обеспечения достижения целей, но не вызывающей у подчиненных чувства обездоленности и, отсюда, — непокорности.
Власть может принимать разнообразные формы. Френч и Рэйвен, исследователи в области власти и лидерства (руководства), разработали удобную классификацию основ власти. Согласно их классификации, имеется пять основных форм власти [25]:
1. Закон – власть дана человеку определенными определяющими силами, все понимают, что человек имеет право требовать чего-либо и ожидать согласия и послушания.
2. Вознаграждение – тут все исходит от способности одного компенсировать труды другого.
3. Экспертиза – держится на том, что человек превосходит других в своих навыках и обладает знанием.
4. Качества лидера – это результат харизмы, демонстрации своих достоинств.
5. Принуждение – власть, в случае с которой все знают, что носитель может наказать за неповиновение.
Если вы осознаете эти источники знания, то вы можете:
• Лучше понимать, почему кто-то влияет на вас, и менять ход дел по своему желанию.
• Понимать свои собственные источники власти.
• Улучшить свои лидерские навыки, совершенствуя ваши источники власти.
• Чтобы развить свои лидерские навыки, учитесь развивать данные виды власти, чтобы иметь положительное влияние на ваших коллег, команду и организацию в целом.
Эти пять видов можно разделить на два раздела: власть от позиции и власть персональная. Власть от позиции включает в себя [24]:
1. Законная власть.
Президенты, премьер-министры, монархи имеют свою власть. Таким же образом её имеет и священник, и начальник пожарной команды, и руководитель налоговой службы. Люди, обладающие формальной официальной властью, принадлежат к этому сословию. В социальной иерархии, культурных нормах и организационных структурах присутствует эта законная форма власти. Такая форма власти может быть непредсказуемой и неустойчивой. Если вы теряете свой титул или положение, законная власть испаряется. Также ваша власть ограничивается только теми ситуациями, на которые, по мнению сотрудников, у вас есть права на контроль. Если начальник пожарной команды говорит людям держаться подальше от горящего здания, они послушают его. Но если он говорит людям держаться подальше от происходящей на улице драки, то они уже с меньшей вероятностью послушают его.
2. Вознаграждение.
Люди власти способны награждать тех, кто помог и подчинился. Повышение, содействие, назначение на желаемое место или дело, обучение и даже простые комплименты – все это примеры вознаграждений. Если ожидают вознаграждения за работу, которую вы от них хотите, то они наверняка сделают свое дело.
Проблема может быть в том, что у вас нет достаточного контроля над вознаграждениям, о которых идет речь. У контроллеров нет прямого контроля над заработными платами, а менеджеры часто не могут иметь всей власти при попытке содействия своим сотрудникам.
И когда вы исчерпаете возможные награды, или их будет недостаточно для сотрудников, ваша власть ослабнет.
3. Принудительная власть.
Это источник власти изначально можно считать проблематичным, он также может быть причиной недовольств, нездорового поведения рабочего персонала и недовольства в офисе. Угрозы и наказания — это основные инструменты принуждения. Велика вероятность того, что кто-то будет уволен, ущемлен в своих привилегиях или получит задания, которые он не хочет исполнять. Если ваше положение позволяет вам принуждать других людей, то это ещё не значит, что вы имеете на этом право. Иногда нужно наказывать людей, это правда. Но, тем не менее, частое использование принудительной силы редко может быть уместно в организации.
Опираясь на одну из этих форм власти, вы рискуете прийти к обеднению и тупику в развитии своих лидерских способностей.
Теперь рассмотрим личный источник власти. Он включает в себя [26]:
1. Экспертная власть.
Когда у вас есть знание и навыки, которые помогают понимать ситуацию, принимать и предлагать решения, судить верно – люди наверняка последуют за вами. Когда вы демонстрируете свою экспертизу, люди с большей вероятностью будут вам доверять.
Более того, используя свою уверенность, репутацию, вы можете направить свою власть и дальше границ своей экспертизы. Это хороший способ поддержания вашей экспертной власти. Позиционной власти здесь не требуется, поэтому у вас есть пространство для увеличения вашего влияния. Это один из лучших способов развития своих лидерских навыков.
2. Лидерские качества
Тут играют свою роль такие аспекты, как харизма, шарм, преклонение и умение располагать к себе. Такая форма власти исходит от одного человека, который нравится и вызывает желание подражать ему у других людей. Такая форма власти есть у звезд. Эта форма власти может быть неустойчивой, если она применяется в одиночку. Максимальную выгоду от её применения можно получить только при совмещении её с другой формой власти.
Любой человек способен быть лидером и вести других за собой, для этого человеку не требуется занимать большое положение. Осознавая существующие формы власти, вы можете избежать влияния тех, кто использует неэффективные методы, которые ведут к отрицательным результатам. Все это поможет вам в том, чтобы стать эффективным, влиятельным лидером, которого любят и уважают его подчиненные.
2.3. Виды влияния
Иметь власть - значит уметь влиять на людей, изменять поведение и отношение человека или группы людей. Во всех случаях, когда мы имеем дело с властью, подразумеваем степень влияния руководителя на подчиненного.
Влияние можно разделить на два основных вида [28]:
1. Влияние путем убеждения.
Влияние путем убеждения основано на власти примера и эксперта. Разница лишь в том, что исполнитель полностью понимает, что он делает и почему. Путем убеждения до сознания потенциального исполнителя доводится мысль о том, что, сделав так, как хочет руководитель, он удовлетворит собственную потребность. Чтобы добиться этого, руководитель может пользоваться логикой, эмоциями.
Эффективное убеждение возможно, если руководитель заслуживает доверия. Его аргументация должна учитывать интеллектуальный уровень сотрудника, она не должна быть слишком сложной, или, наоборот, слишком упрощенной. Цель, которую ставит перед собой руководитель, не должна противоречить системе ценностей его сотрудников.
Для эффективного использования влияния путем убеждения следует [30]:
1) точно определить потребности исполнителя и обращаться к этим потребностям;
2) начинать разговор с мысли, которая обязательно ему понравится;
3) стараться создать образ, вызывающий большое доверие и ощущение надежности;
4) просить немного больше, чем на самом деле нужно получить, и затем делать уступки;
5) говорить уважительно, сообразуясь с интересами исполнителя;
6) стараться говорить последним, так как аргументы, выслушанные последними, имеют наибольшее влияние на слушающих.
Главные недостатки этого метода — медленное воздействие и неопределенность. Для того чтобы убедить кого-либо в чем- либо, требуется больше времени и усилий, чем издать приказ, подкрепленный властью, основанной на принуждении, традиции или харизме. Кроме того, возможно, убедить исполнителя не удастся. Следует иметь в виду, что влияние путем убеждения имеет одноразовое действие, в каждой новой ситуации необходимо вновь убеждать. Преимущество использования убеждения заключается в том, что работу человека, на которого влияют, скорее всего, не нужно будет проверять, так как он постарается сделать больше, чем установлено минимальными требованиями.
2. Влияние через участие.
Влияние через участие в управлении признает участие, власть и способности исполнителя. Руководитель направляет усилия и способствует свободному обмену информацией. Экспертная власть руководителя и исполнителя может быть объединена в едином решении, в правильность которого оба будут искренне верить. Влияние имеет успех потому, что люди, вдохновленные потребностями высокого уровня, как правило, работают усерднее всего на ту цель, которая была сформулирована с их участием.
Участие в принятии решений совершенно явно основывается на потребностях высокого уровня — потребностях во власти, компетентности, успехе или самовыражении [27].
Чаще всего работники, участвующие в обсуждении предлагаемых изменений в их работе, меньше сопротивляются этим переменам. Кроме того, повышается производительность труда, сокращается текучесть кадров. Но те работники, которые не любят неопределенности, не склонны к индивидуализму и предпочитают жестко контролируемые ситуации, лучше всего работают в контролируемых условиях.
Условия эффективного влияния. Власть руководителя должна быть достаточно сильной, чтобы побуждать других к работе, направленной на достижение целей организации.
Этого можно добиться, выполняя следующие условия [29]:
1) потребность, на которой основывается влияние, должна быть активной и сильной;
2) человек, на которого влияют, должен рассматривать влияние как источник удовлетворения или неудовлетворения какой-то потребности;
3) человек, на которого влияют, должен быть уверен, что исполнение повлечет удовлетворение или неудовлетворение потребности;
4) человек, на которого влияют, должен верить, что его усилия могут оправдать ожидания руководителя.
3. МЕТОДЫ ВЛИЯНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ НА ПОДЧИНЕННЫХ
Рассмотрим в этой главе основные методы влияния и сделаем краткие выводы.
Метод внушения и его виды.
Внушение – воздействие на поведение и психику человека, предполагающее некритическое восприятие им особенностей информации [30]. Внушение осуществляется посредством вербальных и невербальных средств. Общаясь, люди постоянно воздействуют друг на друга, внушая или навязывая друг другу свои мнения, оценки, настроения. Сила внушения увеличивается во время стихийных бедствий (землетрясений, наводнений), а также под влиянием целенаправленной рекламы, значимости передаваемой информации, авторитета говорящего.
Внушение подразделяется на непосредственное и опосредованное. Непосредственное – прямое воздействие на людей. Опосредованное внушение осуществляется вне личных контактов, через систему средств информации, кино, радио, телевидение, прессу, наглядные средства.
Второй вид внушения связан с принуждением, зависимостью. Он основывается на вынужденном признании превосходства руководителя в силе власти, не на доверии, а на страхе наказания или угрозе лишения какой-либо ценности, опасении стать жертвой агрессии начальника, группы людей, оказаться изолированным, отвергнутым. В этом случае парализуется воля, возникает желание слепого повиновения, повторения, следования указаниям, пунктуально их, копируя и осуществляя. Сознание заторможено, эмоции ограничены чувством страха. Подавлены личностные склонности, инициатива, активность.