Файл: Теории происхождения государства (Понятие, сущность и функции государства).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 1
В конечном счете, теория насилия сводится к следующим выводам:
- Государство возникает посредством «естественного отбора», вследствие завоевания сильными племенами более слабых племен, победившее племя образует правящий класс. Побежденный класс становится представителями класса побежденных и служащих. Ввиду подчинения одного народа другому образуется государство.
- Ввиду того, что в буржуазном обществе рабочий заключает договор с капиталистом на добровольной основе, буржуазное государство не принуждает трудящихся и рабочих продавать рабочую силу, следовательно, такое государство можно считать свободным и демократическим.
Анализируя теорию насилия, многие исследователи приходили к выводу, что цель данной теории заключается для обоснования причин и условий создания государства. Стоит отметить, что нацистская Германия приняла данную теорию в качестве основной государственно – правовой идеологии.
Следовательно, изучая захватнические войны, стоит учитывать, что они возможны после того, как общество способно обеспечить государственный аппарат в экономическом плане.
Что касается теории инцеста, то основателем данной теории является Клод Леви-Стросс. Суть теории инцеста состоит в том, что на фоне внедрения запрета на кровосмешение, появился социальный факт выделения человека из мира природы, что породило возникновение права и государства.
Ученый полагает, что изменения в материальном производстве, а также совершенствование орудий труда и иные факторы не оказали какого-либо влияния на развитие государства и права, а ведущая роль в этом принадлежит только осознанию того, что запрет на кровосмешение активно способствует развитию человеческого рода. Так, для реализации запрета на инцест, активно применялись достаточно жесткие и суровые меры. Однако для их внедрения в практическую деятельность возникла необходимость в создании специальных органов внутри общины, которые явились прообразом государственного устройства. Данные органы занимались тем, что насильственно пресекали попытки инцеста внутри рода и за его пределами. Впоследствии, данная группа стала выполнять и иные общественные функции, что и породило образование государственной структуры. Данная теория возникновения государства и права на первый взгляд проста и логична, однако в научной литературе высказывается точка зрения, в соответствии с которой причиной образования государства и права едва ли можно назвать установление запрета на инцест. Во многом эта позиция обусловлена тем, что указанный запрет имеет достаточно давнюю историю и появился задолго до формирования первых государственных образований.
Одновременно с этим, исследователи, которые активно поддерживают данную теорию, акцентируют внимание на том, что создатель теории основывался на конкретном юридическом факте, суть которого состоит в переходе от эндогамных к экзогамной форме брачных отношений. Подчеркивается, что запрет инцеста по праву стал прорывом в истории общественного развития и существенно улучшил биологическое качество человеческого рода. Однако наиболее целесообразной представляется первая точка зрения, в соответствии с которой, теорию инцеста не стоит рассматривать в качестве теории, объясняющей происхождение государства и права, так как полного представления об указанном процессе она не дает.
2.5 Классовая теория
Создателями данной теории, по праву признают Ф. Энгельса, К. Маркса и В. Ленина. Согласно данной теории, в качестве основы происхождения государства и права выступает экономический фактор. Как следствие, иные факторы существенного значения не имеют. Традиционно, государство возникает на той или иной ступени развития производительных сил, которая характеризуется расколом первобытного общества на такие классы, которые преследуют прямо противоположные экономические интересы. Как следствие, функции государства будут состоять в применении специальных средств управления, в том числе, насилия, посредством которых будет сдерживаться противостояние классов, а интересы господствующего класса будут защищаться [17; с. 48].
В рамках данной теории, под классом понимали группу людей, которая объединена общими экономическими интересами, предопределенными одинаковым отношением к производственным средствам. Отношения классов к производственным средствам, а также их роль в общественном производстве, доля получения общественного богатства и способы – регламентируются действующим законом. Так как между классами имеют место определенные противоречия, социальное партнерство между ними не представляется возможным.
Имущественное, а также социальное расслоение, предопределяют такие явления, как социальные конфликты и классовая борьба. Родоплеменная организация, которая рассчитана на монолитное единство людей, не в силах предохранить общество от распада. Потребность в создании принципиально новой системы социальных норм и порождает государство и право.
По словам В.И. Ленина, государство может возникнуть только там, где не могут быть примирены классовые противоречия. Следовательно, государство является продуктом, а также проявлением непримиримости классовых противоречий, которые не могут быть примирены с объективной точки зрения.
Приходим к выводу, что по В.И. Ленину, государство является машиной, неким аппаратом для подавления одним классом другого класса. Следовательно, право – это возведенная в закон воля того класса, который характеризуется как господствующий класс. Право имеет государственный характер в связи с тем, что правотворчество является исключительной прерогативой государства. Таким образом, право это не что иное, как инструмент для называния обществу интересов господствующего класса.
Классовая теория определяла государство и право в качестве исторически преходящих, временных явлений, которые были непосредственно связаны с существованием классовых различий. Известно, что в будущем они исчезнут, а им на смену придет бесклассовое общество [9; с. 144].
2.6 Психологическая теория
Суть теории состоит в утверждении, что у человека существует психологическая потребность жить в рамках организованного сообщества, а также чувство коллективного взаимодействия. Её сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство как-раз-таки есть следствие реализации этих психологических закономерностей развития человека. Психика человека, его импульсы и эмоции играют главную роль не только в приспособлении человека к изменяющимся условиям, но и в образовании государства и права.
Ему вторит Е.Н. Трубецкой, который указывает, что «между частями биологического организма существует связь физическая; напротив того, что между людьми - частями социального организма - связь психическая». Солидарность, таким образом, - основная черта человека. Однако люди не равны по своим психологическим качествам. Так же как по физической силе различают слабых людей и сильных, также различными являются и качества психологические. Одни люди склонны подчинять свои поступки авторитету. Им свойственна потребность подражать. Сознание зависимости от элиты первобытного общества, осознание справедливости определенных вариантов действий и отношений и прочее вносит в их душу успокоение и дает состояние стабильности, уверенности в их поведении. Другие люди, напротив, отличаются желанием повелевать и подчинять своей воле других. Именно они становятся лидерами в обществе, а затем и представителями публичной власти, служащими государственного аппарата [15; с. 67].
Возникновение психологической теории происхождения государства было в определенной степени большим прорывом в юридической науке. Это стало возможным лишь в конце XIX в., когда стала формироваться психология как самостоятельная отрасль знаний. Интерес обществоведов к проблемам психологической науки заметно возрос, когда в ней возобладали экспериментальные методы исследований и начали складываться крупные школы, расходившиеся в трактовке психики. Воспринятые социологами и юристами идеи этих школ и положили начало формированию новых направлений в юридической науке.
Было справедливо замечено, что психика человека существенно отличается от психики животных. Человеку свойственна куда более развитая психика. В ней присутствует чувство солидарности, чувство коллективизма. Заслугой сторонников данной теории является указание на то, что в процессе образования государства большую роль играют психологические факторы. Тем самым они постарались сделать шаг в сторону от экономического детерминизма, безраздельно овладевшего умами многих. Верно и то, что различные интересы людей (экономические, политические, культурные, бытовые и пр.) реализуются только через психику. Все действия человека проходят через его психику на уровне условных и безусловных рефлексов.
2.7 Органическая теория
Дарвинизм, материалистическая теория, эволюции органического мира, который появился в XIX веке, породил попытки осуществить перенос биологических закономерностей на социальные процессы. Под биологическими процессами, в данном случае, понимается естественный отбор, биологическая эволюция, борьба за выживание и подобные процессы. В науке социологии данное направление получило название социального дарвинизма.
Ключевое место в данном направлении занимает органическая теория происхождения государства и права, которая, берет свое начало из аналогии общества с развивающимся биологическим организмом. Истоки данной теории находятся в сочинениях мыслителей древней Греции, в частности Платона, который сравнивал государство и живой организм, а государственные законы с процессами, происходящими в психике человека [14; с.27].
Представителями органической теории происхождения государства и права являлись английский социолог и философ Г. Спенсер, Прейс, Вормс и многие другие. Согласно точке зрения представителей данной теории, государство является произведением природы, а образуется оно в ходе эволюции человека и аналогично человеческому организму. Государственная власть, согласно положениям рассматриваемой теории, проявляется в господстве организма над его отдельными частями. Согласно данной теории, государство – это организм, отношениями между структурными частями которого, полностью аналогичны отношениям между частями какого-либо живого существа. Следовательно, государство выступает в качестве продукта социальной эволюции, являющееся одной из разновидностей биологической эволюции. Являясь одной из разновидностей биологического организма, государство имеет правителей и поданных соответственно.
Исходя из вышеизложенного, проведем аналогию, которая указывает, что если среди биологических организмов выживают наиболее приспособленные, то в социальных организмах, в результате войн и политической борьбы, складываются определенные государства и формируются целые правительства.
Однако, механическое распространение закономерностей, присутствующих в биологической эволюции, недопустимо, так как юридическая наука вполне обоснованно доказывает не совпадение биологических и социальных процессов.
2.8 Ирригационная теория
Ирригационную теорию по-другому также называют концепцией о гидравлическом происхождении и развитии государственности в странах Древнего Востока. Ее появление связывают с именем немецкого ученого К.А. Витфогеля. Его работа, которая носит название «Восточный деспотизм» связывает возникновение государства с необходимостью строительства огромных ирригационных сооружений в аграрных областях востока [6; с. 219].
В соответствии с данной концепцией, определенная необходимость и приводит в конечном итоге к возникновению класса, порабощающего общество.
В действительности, процесс создания и поддержания огромных ирригационных систем осуществлялся в регионах первичных государств: Индии, Египте, Китае и других крупных городах. Стоит отметить, что данные регионы были весьма неблагоприятны для ведения сельского хозяйства, что обуславливало необходимость проведения централизованной политики, согласно которой, государство выступает в роли собственника и эксплуататора одновременно.
В данной ситуации, государство не только подчиняло, но и распределяло и учитывало. Данные факторы олицетворяли государство как крайне деспотичную форму общественного устройства. Следовательно, климатические и территориальные условия можно считать одним из важных условия становления и развития государственности. Более того, становится очевидной связь данных процессов с формированием класса чиновничества, которые достигали работоспособность ирригационных систем посредством эксплуатации других граждан. В целом же, целесообразно согласиться с наблюдениями о том, что на сегодняшний день со времен появления государства не существует «чисто классовых» или «чисто человеческих» государственно-правовых институтов. Определяя понятия и закономерности происхождения государства, стоит учитывать классовые и внеклассовые признаки и характерные черты.