Файл: Конфликты в организации: причины и функции (Теоретические аспекты управления конфликтами).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты управления конфликтами
1.1 Понятие конфликта, его виды, причины и функции
1.2 Структура и уровни конфликта
2 Анализ конфликтных ситуаций ООО «ТАГФИТ»
2.1 Общая характеристика компании ООО «ТАГФИТ»
2.2 Анализ конфликтных ситуаций ООО «ТАГФИТ»
3 Разработка рекомендаций по решению и предотвращению конфликтов в ООО «ТАГФИТ»
3.1 Классификация методов управления конфликтами в организации
По характеру причин конфликты можно разделить на объективные и субъективные [18, c. 69]. Первые (как следует из названия) порождены объективными причинами, вторые – субъективными.
По сфере разрешения конфликтов их можно подразделять на те, что разрешаются в деловой сфере, и те, что разрешаются в личностно-эмоциональной сфере.
С точки зрения причин выделяется три типа конфликтов:
1. Конфликт целей. Ситуация характеризуется тем, что участвующие в ней стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем.
2. Конфликт взглядов, когда участвующие стороны расходятся во взглядах, идеях и мыслях по решаемой проблеме.
3. Конфликт чувств, когда у участников различны чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей. Люди просто вызывают друг у друга раздражение стилем своего поведения, ведения дел, взаимодействия [15, c. 55].
Причинами возникновения конфликта в организациях также можно выделить и следующие:
1. Распределение ресурсов. Даже в самых крупных компаниях ресурсы всегда ограничены. Руководство должно решить, как распределить материалы, людские ресурсы и финансы между различными группами, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации. Выделить большую долю ресурсов какому-то одному руководителю, подчиненному или группе означает, что другие получат меньшую долю от общего количества [20, c. 67]. Таким образом, необходимость делить ресурсы почти неизбежно ведет к различным видам конфликта.
2. Взаимозависимость задач. Возможность конфликта существует везде, где один человек или группа зависят в выполнении задачи от другого человека или группы [20, c. 75]. Поскольку все организации являются системами, состоящими из взаимозависимых элементов, при неадекватной работе одного подразделения или человека взаимозависимость задач может стать причиной конфликта.
3. Различия в целях. Возможность конфликта увеличивается по мере того, как организации становятся более специализированными и разбиваются на подразделения [20, c. 77]. Например, отдел сбыта может настаивать на производстве более разнообразной продукции, исходя из спроса (потребностей рынка); при этом производственные подразделения заинтересованы в увеличении объема выпуска продукции при минимальных затратах, что обеспечивается изготовлением простой однородной продукции. Отдельные работники тоже, как известно, преследуют собственные цели, не совпадающие с целями других. Это происходит потому, что специализированные подразделения сами формулируют свои цели и могут уделять больше внимания их достижению, чем целей организации.
4. Различия в представлениях и ценностях. Представление о какой-то ситуации зависит от желания достигнуть определенной цели. Вместо того чтобы объективно оценить ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для их группы и личных потребностей. Различия в ценностях – весьма распространенная причина конфликта [20, c.79]. Например, подчиненный может считать, что всегда имеет право на выражение своего мнения, в то время как руководитель может полагать, что подчиненный имеет право выражать свое мнение только тогда, когда его спрашивают, и беспрекословно делать то, что ему говорят.
5. Различия в манере поведения и в жизненном опыте. Эти различия также могут увеличить возможность возникновения конфликта [20, c. 81]. Исследования показывают, что люди с чертами характера, которые делают их в высшей степени авторитарными, догматичными, безразличными к такому понятию как самоуважение, скорее вступают в конфликт. Другие исследования показали, что различия в жизненном опыте, ценностях, образовании, стаже, возрасте и социальных характеристиках уменьшают степень взаимопонимания и сотрудничества между представителями различных подразделений.
6. Неудовлетворительные коммуникации. Плохая передача информации является как причиной, так и следствием конфликта. Она может действовать как катализатор конфликта, мешая отдельным работникам или группе понять ситуацию или точки зрения других [20, c. 83]. Основными проблемами передачи информации, вызывающие конфликт являются неоднозначные критерии качества, неспособность точно определить должностные обязанности и функции всех сотрудников и подразделений, а также предъявление взаимоисключающих требований к работе. Эти проблемы могут возникать или усугубляться из-за неспособности руководителей разработать и довести до сведения подчиненных точное описание должностных обязанностей.
Существование перечисленных источников, или причин, конфликтов увеличивает вероятность их возникновения, однако даже при большой возможности конфликта стороны могут не захотеть вступить в конфликтное взаимодействие. Иногда потенциальные выгоды от участия в конфликте не стоят затрат. Вступив же в конфликт, как правило, каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения, достигнута ее цель, и мешает другой стороне делать то же самое. Здесь необходимо управление взаимодействием в конфликте. В зависимости от того, насколько эффективным оно будет, последствия конфликта станут функциональными или дисфункциональными.
Конфликты в организациях выполняют три основные функции: информативную, интегративную и инновационную.
Информативная функция несет в себе две подфункции: сигнализирующую и коммуникативную [19, c. 77]. Сигнализирующая состоит в том, что топ-менеджмент компании начинает обращать внимание на наличие сложных проблем (например, плохих условиях работы, негативного социально-психологического фона, отсутствия необходимых управленческих навыков у руководителей подразделений и групп, неэффективных коммуникаций, стиля общения между сотрудниками и т. п.) [8, c. 200]. Коммуникативная подфункция выражается в том, что участники конфликта нуждаются в соответствующей информации, для того чтобы проанализировать конфликтные действия и понять стратегию и тактику оппонента, получить представление о наличии определенного вида ресурсов у противоположной стороны, а также сделать адекватные выводы о возможных последствиях вступления в конфликт [8, c. 165].
Интегративная функция связана с тем, что любой конфликт оказывает воздействие на соотношение индивидуальных, групповых, коллективных интересов. Конструктивный конфликт может способствовать группообразующим процессам, формированию и поддержанию хороших внутригрупповых отношений между сотрудниками [10, c. 279]. Это способствует усилению позиции группы (как формальной, так и неформальной) в деятельности организации. Подобное явление носит название «групповой фаворитизм», когда члены одной группы часто начинают действовать вразрез деятельности других групп, устраивая нездоровое соперничество, что в конечном счете препятствует достижению общеорганизационных целей, поскольку такая конкуренция ухудшает процессы взаимодействия между подразделениями, иногда начинающими действовать во вред сопернику.
Инновационная функция заключается в возможности посредством стимулирования конструктивных конфликтов активизировать творческий и интеллектуальный потенциал сотрудников организации на пути преодоления различного рода проблем, в процессе решения, которых межличностные отношения переходят на новый качественный уровень, усиливаются процессы сотрудничества и взаимопомощи [12, c. 66]. Данный процесс позволяет:
- улучшить психологические характеристики персонала;
- соотнести индивидуальные и общеорганизационные цели;
- повысить социальную активность членов коллектива;
- сформировать атмосферу доверия и взаимоуважения;
- повысить уровень сотрудничества и межличностного взаимодействия;
- усилить сплоченность членов трудового коллектива и уровень кооперации;
- поднять авторитет руководства организации.
1.2 Структура и уровни конфликта
Под структурой любого конфликта понимается совокупность его частей, элементов и связей, отношений между ними, обеспечивающих его целостность [6, c.44]. Основными элементами конфликтного взаимодействия являются:
- объект конфликта;
- участники конфликта;
- социальная среда, условия конфликта;
- субъективное восприятие конфликта и его личностные элементы.
Объект конфликта. Всякий конфликт имеет свою причину, возникает по поводу необходимости удовлетворения какой-либо потребности. Та ценность, которая способна удовлетворить эту потребность и из-за овладения которой возникает конфликт, и является его объектом. В качестве объекта конфликта могут выступать материальные, социальные и духовные ценности [3, c. 100].
Участниками конфликта могут быть отдельные индивиды, социальные группы, организации, государства, коалиции государств. Главными участниками конфликта являются противодействующие стороны или противники [1, c. 109]. Они образуют стержень конфликта. При выходе из противоборства хотя бы одной из главных сторон конфликт прекращается.
Кроме главных сторон конфликта могут быть и другие его участники, которые играют в нем второстепенные роли. Эти роли могут быть как существенными, так и малозначимыми, вплоть до ролей так называемых «людей из толпы».
Роли участников конфликта неодинаковы. Они различаются как с социологической, так и с психологической точек зрения.
Кроме участников конфликта, совокупность которых составляет как бы его микросреду, важную, а иногда и решающую роль в его развитии играет и макросреда, те конкретно-исторические социально-психологические условия, в которых он развертывается. Понятием социальной среды определяется та почва, на которой возникает и развивается конфликт. В это понятие включается не только ближайшее, но и дальнее, более широкое окружение конфликтующих сторон, те большие социальные группы, к которым они принадлежат, национальные или классовые, а также общество в целом [22, c. 456].
Но характер конфликта зависит не только от объективных условий в данной стране, большой или малой группе, но и от субъективного восприятия или образа конфликта, который создается у действующих в данной конфликтной ситуации лиц или групп. Этот образ или восприятия не обязательно соответствуют истинному положению дел, действительной ситуации.
Этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его начала до завершения.
На рисунке 1 показано какие этапы конфликтов могут быть в организации.
Рисунок 2 – Этапы развития конфликта
Кроме того, этапы развития конфликта принято делить на конструктивную и деструктивную фазы.
Конструктивная фаза конфликта характеризуется осознанием оппонентами цели, объекта конфликта, средств достижения цели, правильной оценкой собственного состояния, возможностей и способностью на объективную оценку состояния и реакций оппонента [16, c.55].
Для этой стадии характерно:
- осознание сторонами своих интересов;
- осознание законности и правоты своих притязаний.
Инцидент – открытое вступление в конфликт, проявление вражды [23, c. 78]. Первая попытка урегулирования конфликта. Применяется управленческое воздействие.
В случае неудачи конфликт углубляется и обрастает новыми претензиями, отражающими интересы других участников и противоречия между ними. Все это растет как снежный ком.
Конфликт необходимо ввести в конструктивные рамки: принять правила процедуры, которые признаются обеими сторонами, или обратиться за помощью к авторитетной стороне – арбитру.
Деструктивная фаза конфликта начинается тогда, когда взаимная неудовлетворенность оппонентов друг другом, способом решения проблем превышают некий критический порог, и совместная деятельность становится неуправляемой [7, c. 66].
Эта фаза может быть разбита на две стадии.
Первая стадия деструктивной фазы характеризуется:
- стремлением завысить свои возможности и занизить возможности оппонента, самоутвердиться за его счет;
- необоснованностью критических замечаний, пренебрежительными репликами, жестами, взглядами в его адрес.
Вторая стадия деструктивной фазы конфликта характеризуется:
- повышением активности оппонентов при резком ослаблении самоконтроля;
- нарушением обратной связи;
- уходом от проблем, предмета спора и переходом на взаимные оскорбления.
На этом этапе участники конфликта не могут вернуться в конструктивную фазу, процесс становится неуправляемым и необратимым.
Если не удается разрешить конфликт, возможны следующие варианты:
1. Переход конфликта в антагонизм.
2. Частичное разрешение конфликта.
Постконфликт. Возможен в том случае, когда конфликт решен нахождением временного компромисса, но причины не устранены [8, c. 55].