Файл: Понятие и структура правовой основы оперативно-розыскной деятельности (Понятие оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как отмечает В.П. Илларионов, инстинкт самозащиты рода, племени, государственной общности выделил тех, кого в Библии называют «соглядатаями», относя к ним лиц, исполняющих тайное, скрытое выведывание, высматривание и розыск.[5] Правовое регулирование разведывательной деятельности (сыска) связано с развитием государственности.

На этапе становления этого вида деятельности сыск и уголовное судопроизводство регулировались едиными правовыми источниками.

Так, отдельные формы сыскной работы («свод», «гонение следа») упоминаются в первой редакции Русской Правды («Суд Ярослава», 1019 г.), применялись также коллективные способы защиты соседских общин: присяга и повальный обыск.[6] Продолжительное время функции полицейских учреждений осуществлялись органами власти (приказами, приставами, воеводами). Их деятельность регламентировалась Судебником 1497 г., Соборным Уложением 1649 г., указными книгами приказов. В XIII– XV вв. появились специальные лица с полномочиями от князя вести розыск в городах (наместники, волостели). Сыскная деятельность в царской России в основном была подчинена обеспечению политической и экономической безопасности государства.

В период правления Петра I создается регулярная полиция с учреждением в 1715 г. в Петербурге полицейской канцелярии и введением в 1718 г. должности генерал-полицмейстера. В 1873–1881 гг. создаются специализированные органы уголовной полиции – сыскные части, а в 1908 г. был принят закон «Об организации сыскной части». В 1914 г. Департаментом полиции была разработана секретная «Инструкция по организации и ведению внутреннего наблюдения в жандармских и розыскных учреждениях», в которой давалось определение агентуры и обосновывалась необходимость ее классификации на тюремную, железнодорожную, фабричную, сельскую и др.[7] Советскому периоду развития оперативно-розыскной деятельности характерны постоянные реорганизации оперативно-розыскных органов, расширение политического сыска, закрепление допустимости оперативно-розыскных мер в уголовно-процессуальном законодательстве. Верховный Совет Российской Федерации 13 марта 1992 г. впервые принял открытый закон «Об оперативно розыскной деятельности», устанавливающий правовые и организационные основы этого вида правоохранительной деятельности. Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. была принята Конституции Российской Федерации. В связи с необходимостью приведения в соответствие с ее положениями всей системы законодательства 12 августа 1995 г. был принят ФЗ «Об ОРД», действующий с соответствующими изменениями и дополнениями по настоящее время. Этимология оборота «оперативно-розыскная деятельность» предполагает способность «быстро, вовремя… направить ход дел», «поиски, разыскивание кого-чего-н.», «предшествующее суду дознание, собирание улик».[8] При этом оперативно-розыскная деятельность всегда осуществляется на основе негласности, определяемой в нормативном порядке. Подобное обстоятельство очевидно, поскольку получение сведений о потенциальном противнике (преступнике) противоречит его интересам, т. к. сопряжено или с уголовным преследованием лиц, собирающих какую-либо конфиденциальную информацию (например, касающуюся другого государства на территории этого государства), или с их физической расправой (чаще всего в преступной среде). Изложенное со всей очевидностью свидетельствует о том, что оперативно-розыскная деятельность является разновидностью правоохранительной деятельности государства и носит юридический характер, поскольку включает в себя все требования (признаки) правоохранительной деятельности.[9] Однако не все правоохранительные органы наделены полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Соответствующими полномочиями наделяются только такие государственные органы, для которых борьба с преступностью и правонарушениями составляет основное содержание их деятельности. Перечень таких государственных органов устанавливается федеральным законом. При этом в самой структуре правоохранительных органов их руководителями определяется перечень оперативных подразделений (оперативных аппаратов), полномочных осуществлять оперативнорозыскную деятельность. Основным законом, определяющим содержание оперативно-розыскной деятельности, является ФЗ «Об ОРД». В этом Законе формулируются задачи и принципы оперативнорозыскной деятельности, система оперативно-розыскных мероприятий и другие общие вопросы. Организация и тактика оперативно-розыскной деятельности регламентируются ведомственными нормативными актами и составляют государственную тайну. Непосредственное осуществление оперативно-розыскной деятельности связано с использованием соответствующих сил, средств и методов. К силам оперативно-розыскной деятельности относятся оперативные аппараты, должностные лица оперативных аппаратов, которые непосредственно организуют и осуществляют оперативнорозыскную деятельность, а также граждане, привлекаемые к проведению оперативно-розыскных мероприятий на конфиденциальной основе. Средства оперативно-розыскной деятельности представлены различными оперативными техническими средствами (оперативной техникой) и оперативными учетами, используемыми при раскрытии и предупреждении преступлений. К средствам оперативно-розыскной деятельности принято относить также служебнорозыскных собак. Методы оперативно-розыскной деятельности – это те выработанные практикой оперативно-розыскной деятельности специальные приемы выявления и изучения лиц, занимающихся преступной деятельностью или причастных к совершению преступлений, а также выявления обстоятельств, имеющих значение для раскрытия и предупреждения преступлений. С принятием ФЗ «Об ОРД» категория методов оперативнорозыскной деятельности утратила свое былое значение, т. к. в большинстве своем они оказались поглощены соответствующими оперативно-розыскными мероприятиями. Метод разведывательного опроса, например, оказался тождественным оперативно-розыскному мероприятию в виде опроса, метод скрытого наблюдения – тождественным наблюдению и т. д. Тем не менее отдельные методы оперативно-розыскной деятельности полностью сохранили свою самостоятельность и продолжают использоваться наряду с оперативно-розыскными мероприятиями, включая их в свое содержание. К таким методам в полной мере можно отнести метод личного сыска, при котором оперативный работник лично устанавливает оперативно значимые обстоятельства путем непосредственного осуществления отдельных оперативно-розыскных мероприятий в целях выявления и раскрытия преступлений, а также агентурный метод, предполагающий получение оперативнорозыскной информации и решение задач оперативно-розыскной деятельности путем использования возможностей отдельных лиц на конфиденциальной основе. [10]


В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об ОРД» целью оперативно-розыскной деятельности является защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств. Названная цель оперативно-розыскной деятельности определяется ст. 2 Конституции Российской Федерации об обязанности государства защищать права и свободы человека и гражданина. Как известно, государство представляет собой аппарат управления делами общества и «защиты прав личности от произвола со стороны других лиц, органов и организаций». Для этого в структуру государства включаются, в частности, правоохранительные органы, представляющие собой «специальные учреждения по охране прав и свобод»13. Как уже отмечалось, использование правоохранительными органами негласных возможностей в борьбе с преступными посягательствами на личность, безопасность государства и общества в целом значительно повышает эффективность правоохранительной деятельности.

Негласные возможности позволяют своевременно выявлять преступные намерения отдельных лиц и преступных группировок, предотвращать замышляемые и подготавливаемые преступления, раскрывать замаскированные преступления и преступления, совершенные в условиях неочевидности. Высокая эффективность борьбы с преступностью при использовании правоохранительными органами негласных возможностей определяет социальную значимость оперативно-розыскной деятельности. Оперативно-розыскная деятельность позволяет инициативно и с высокой эффективностью выявлять наиболее опасные замаскированные преступления, устанавливать лиц, совершивших неочевидные преступления, предупреждать преступления. В связи с этим она имеет самостоятельное значение в борьбе с преступностью.

Оперативно-розыскная деятельность также защищает личность от необоснованной компрометации в глазах общественности, которая часто сопровождает официальные гласные проверки по заявлениям, сообщениям о преступлениях.

Задачи оперативно-розыскной деятельности сформулированы в ст. 2 ФЗ «Об ОРД»:

– выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

– осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

– добывание информации о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации; – установление имущества, подлежащего конфискации.


Глава 2 Правовая основа и структура оперативно-розыскной деятельности

2.1 Правовая основа оперативно-розыскной деятельности

Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют нормативные акты, в содержании которых имеются правовые нормы, непосредственно касающиеся назначения, организации и регламентации рассматриваемого вида правоохранительной деятельности. В общей теории права совокупность нормативных актов, касающихся какой-либо области общественных отношений, охватывается категорией источников права. Названная категория присуща всем отраслям отечественного права, в частности – уголовно-процессуальному праву. Однако в оперативно-розыскной деятельности такую совокупность нормативных актов принято называть ее правовой основой. Связано такое положение в понятийном аппарате оперативно-розыскной деятельности с тем, что категория источников права определяется соответствующими отраслями права. В настоящее время оперативно-розыскная деятельность, несмотря на свой юридический характер, не рассматривается в качестве самостоятельной отрасли права. Следует заметить, что отдельные ученые в области теории оперативно-розыскной деятельности все чаще высказывают мнение о целесообразности включения в систему отраслей права оперативно-розыскного права. [11]

В связи с этим наряду с категорией правовой основы оперативно-розыскной деятельности допустимо рассматривать и категорию правовых источников оперативнорозыскной деятельности. Категории «правовая основа», «правовые источники» и «источники права» не имеют принципиальных различий и по своему содержанию тождественны. Очевидно, что пока система отраслей права не будет дополнена оперативно-розыскным правом, неуместно говорить об источниках непринятой отрасли права. В соответствии со ст. 4 ФЗ «Об ОРД» правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют: – Конституция Российской Федерации; – Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»; – другие федеральные законы и законы Российской Федерации, имеющие отношение к регламентации оперативно-розыскной деятельности; – иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории России.


В Конституции Российской Федерации содержится ряд положений, непосредственно касающихся оперативно-розыскной деятельности. Первостепенного внимания заслуживают конституционные нормы, содержащиеся в гл. 2 Конституции РФ и касающиеся прав и свобод личности. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 23 Основного Закона каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. На основании ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц и иначе как в случаях, прямо установленных федеральным законом и на основании судебного решения. При этом в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы личности могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии с ч. 1 ст. 46 Основного Закона каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Конституция РФ также провозглашает обязанность государства обеспечивать права и свободы человека и гражданина. Правовые и организационные основы оперативно-розыскной деятельности заложены в ФЗ «Об ОРД». Содержание Закона представлено шестью главами, включающими в себя 23 статьи. В первой главе определяется сущность оперативно-розыскной деятельности, ее задачи и принципы, правовая основа, а также гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Вторая глава посвящена проведению оперативно-розыскных мероприятий. В ней приводится система оперативно-розыскных мероприятий, основания и условия их проведения, основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав личности при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Ряд статей главы касается информационного обеспечения и документирования в оперативно-розыскной деятельности, использования ее результатов в уголовном судопроизводстве и при решении вопроса о допуске отдельных лиц к рассматриваемому виду правоохранительной деятельности. Система органов, осуществляющих оперативнорозыскную деятельность, определяется в третьей главе. При этом перечисляются также полномочия этих органов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. В отдельной статье закладываются основы социальной и правовой защиты должностных лиц, наделенных оперативно-розыскными полномочиями. Четвертая глава посвящена правовым основам содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Важное место в этой главе отводится социальной и правовой защите граждан, содействующих проведению оперативно-розыскной деятельности. В пятой главе определяются правовые и организационные основы финансового обеспечения оперативно-розыскной деятельности. Вопросы контроля и надзора за оперативно-розыскной деятельностью представлены в нормах шестой главы. Положения ФЗ «Об ОРД» определяют основы оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации, представляют собой базу ведомственных нормативных актов, непосредственно регламентирующих организацию и тактику оперативно-розыскной деятельности. К другим федеральным законам, имеющим непосредственное отношение к правовой основе оперативно-розыскной деятельности, следует отнести законы, регулирующие общественные отношения, возникающие и действующие в сфере оперативно-розыскной деятельности. Такие федеральные законы можно подразделить на три основные группы: – законы, устанавливающие основные положения осуществления оперативно-розыскной деятельности; – законы, регламентирующие деятельность отдельных субъектов оперативно-розыскной деятельности; – законы, регулирующие отношения, возникающие при решении частных задач оперативно-розыскной деятельности. [12]


Первая группа прежде всего представлена такими основными законами, как Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовнопроцессуальный кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О государственной тайне», Закон Российской Федерации «О безопасности» и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». Ко второй группе относятся: Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Таможенный кодекс таможенного союза, Федеральный закон «О полиции», Федеральный закон «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации», Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы», Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Федеральный закон «О внешней разведке», Федеральный закон «О государственной охране», Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральный закон «О следственном комитете Российской Федерации» и некоторые другие. Третью группу федеральных законов, отдельные нормы которых в той или иной мере имеют отношение к оперативнорозыскной деятельности, составляют: Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», Федеральный закон «О связи», Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации», Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации», Федеральный закон «О борьбе с терроризмом», Федеральный закон «О противодействии коррупции» и др. К иным нормативным правовым актам федеральных органов государственной власти как составной части правовой основы оперативно-розыскной деятельности можно отнести:

– указы Президента Российской Федерации (например: Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203 «Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне» (с изменениями от 28.05.2015), Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 1995 г. № 891 «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств», Указ Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. № 21 «О мерах по упорядочению разработки, производства, реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы, а также использования специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации» (с изменениями на 30.12.2000), Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 г. № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» (с изменениями на 25.07.2014), Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» (с изменениями от 13.07.2015), Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции» (с изменениями на 14.02.2014) и др.; – постановления Правительства Российской Федерации (от 4 сентября 1995 г. № 870 «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности» (с изменениями от 22.05.2008), от 28 октября 1995 г. № 1050 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» (с изменением от 18.05.2009), от 1 июля 1996 г. № 770 (ред. от 01.07.2002) «Перечень видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности», утвержденное этим же постановлением «Положение о лицензировании деятельности физических и юридических лиц, не уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, связанной с разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы специальных технических средств (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации», от 27 августа 2005 г. № 538 «Правила взаимодействия операторов связи с уполномоченными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность» (с изменениями от 10.04.2013) и др.); – нормативные акты органов, осуществляющих оперативнорозыскную деятельность, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий. В соответствии с ч. 1 ст. 12 ФЗ «Об ОРД» сведения об организации и тактике оперативно-розыскной деятельности составляют государственную тайну. В связи с этим рассматриваемая группа нормативных актов издается с соответствующими грифами секретности, и доступ к ним имеют только сотрудники и руководители оперативных аппаратов, а также должностные лица государственных органов, осуществляющие контроль и надзор за оперативнорозыскной деятельностью, при наличии допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. Руководители министерств и ведомств, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, издают также несекретные нормативные акты, касающиеся оперативно-розыскной деятельности, к которым, в частности, относятся: Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд (утв. приказом МВД России, МО России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, СК России от 27 сентября 2013 г. № 776/703/509/507/1820/42/535/398/68 (зарегистрировано в Минюсте России 05.12.2013 № 30544); Инструкция по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола (утверждена приказами МВД России, Минюста России, ФСБ России, ФСО России, ФСКН России, ФТС России от 6 октября 2006 г. № 786/310/470/454/333/971, в ред. приказа МВД РФ № 727, Минюста РФ № 302, ФСБ РФ № 480, ФСО РФ № 570, ФСКН РФ № 425, ФТС РФ № 1739 от 22 сентября 2009 г., зарегистрирована в Минюсте РФ 3 ноября 2006 г. № 8437) и др.