Файл: Роль мотивации в поведении организации (Теоретические аспекты системы мотивации персонала в современном кадровом менеджменте).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты системы мотивации персонала в современном кадровом менеджменте
1.1 Содержательный анализ социально-экономических концепций мотивации персонала
Глава 2 Характеристика системы мотивации персонала на примере ООО «ЛАДИНК»
2.1 Характеристика кадровой политики компании: материальная и нематериальная составляющие
Введение
Современная глобальная рыночная экономика развивается в условиях жесткой конкурентной борьбы между экономическими агентами, лидировать и даже участвовать в которой невозможно при отсутствии должных конкурентных преимуществ. В свою очередь, эти конкурентные преимущества создаются не только качеством продукции, но и силой бренда компании, определяемой с учетом целого ряда характеристик. Одна из таких характеристик описывает, насколько привлекательна компания не только в контексте способности насытить рынок, но и в контексте карьеры потенциальных сотрудников, что актуализирует проблему развития эффективной кадровой политики на предприятии. Более того, учитывая тот факт, что именно человеческие ресурсы непосредственно обеспечивают процесс создания продукции, можно утверждать, что эффективность кадровой политики оказывает влияние и на основное конкурентное преимущество любой компании - ее продукцию.
Неотъемлемой частью любой кадровой политики должна служить стратегия управления мотивацией персонала. Очевидна закономерность: чем выше мотивация сотрудников, тем выше производительность их труда. Далеко не во всех современных компаниях уделяется достаточно внимания кадровой политике: традиционный менталитет предполагает, что, изъявляя желание работать, сотрудник априори соглашается на предлагаемые условия работы и должен их выполнять. Однако, реальная практика показывает, что это не всегда справедливо: с годами мотивация может снижаться, вследствие чего труд сотрудника становится номинальным, а сам потенциал сотрудника и, как следствие, потенциал компании не оптимизируются.
Объектом исследования служит предприятие ООО «Ладинк».
Предмет исследования - система мотивации и стимулирования персонала на предприятии.
Целью исследования в рамках данной курсовой работы был анализ мотивации персонала ООО «Ладинк»
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
-
-
- Дать аналитическую характеристику существующим аналитическим концепциям мотивации, а также понятийному аппарату, используемому при работе с данной составляющей кадровой политики.
- Проанализировать существующие в современной практике инструменты внедрения системы мотивации персонала в деятельность предприятия.
- Охарактеризовать кадровую политику ООО «Ладинк» на текущем этапе ее деятельности.
- Оценить эффективность актуальной системы мотивации персонала в целевой компании, выделив ее преимущества и недостатки.
-
Сущность проблемы, подлежащей изучению, характеристики объекта исследования, вид и характер требуемой информации во многом обусловили выбор методов исследования. При выполнении работы использовались методы анализа, синтеза и сравнения.
Исходя из целей и задач работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованных источников
Глава 1. Теоретические аспекты системы мотивации персонала в современном кадровом менеджменте
1.1 Содержательный анализ социально-экономических концепций мотивации персонала
Исследование вопроса мотивации персонала, в первую очередь, требует раскрытия содержания данного термина. Необходимо заметить, что термин «мотивация» не является не является специальным и применяется как в профессиональной лексике, так и на уровне повседневной коммуникации. Тем не менее, на взгляд автора, наиболее полное определение термина, справедливое вне зависимости от контекста, представила современный исследователь Адамская Л.В., которая детерминировала мотивацию как актуализацию конкретных факторов и обстоятельств, действие которых вызывает высокую продуктивность работы по достижению цели личности или социальной группы [2, с. 18]. Несмотря на справедливость данного подхода (слово «мотивация» происходит от латинского слова movere - двигать, побуждать), необходимо заметить, что Акифьева Л.В. представляет термин в максимально широком его смысле, акцентируя внимание на его универсальный характер для любой социальной группы, будь то это семья или коллектив на предприятии. Адаптируя определение под контекст исследования, можно видоизменить его до следующей формы: мотивация персонала— создание факторов и обстоятельств, которые бы выступили движущей (инициирующей) силой трудовой деятельности сотрудника в коллективе. [4, с. 19]
На взгляд автора, факторы и обстоятельства профессиональной среды можно обозначить емким термином «профессиональная конъюнктура», которая обозначает условия работы персонала в коллективе - «правила игры». Без соблюдений этих «правил игры» ни один коллектив не будет устойчивым. Именно такую смысловую нагрузку наложил на свое определение социолог менеджмента Э. А. Уткин: «Мотивация - это условие, определенное состояние, которое задает уровень активности деятельности и ее направление со стороны индивида в определенной ситуации». Таким образом, справедливо будет заключить, что мотивация - это создание условий, побуждающих человека сделать сознательный выбор в пользу максимизации своего трудового потенциала. Именно условия создают заинтересованность сотрудника в трудовой активности и ее усилении.
Нужно отметить, что на настоящий момент проблематика мотивации в коллективе довольно детально разработана общественными науками - экономикой, социологией и психологией. Классическая теория управления классифицирует существующие теории мотивации на следующие три группы:
а) Традиционные теории (Ф. Тейлор, Г. Форд).
б) Содержательные теории.
в) Процессуальные теории.
Основной упор традиционных теорий (и, на взгляд автора, основной их недостаток) заключается в учете лишь материального стимулирования сотрудников. Так, основополагающая традиционная теория мотивации [17, с. 597], разработанная Ф. Тейлором и впоследствии адаптированная под свой собственный бизнес Г. Фордом, выделяет следующие факторы, обеспечивающие высокую мотивацию персонала:
а) Нормирование и четкая организация трудовой деятельности.
б) Сдельная форма оплаты труда.
в) Формирование единой системы мотивации.
г) Компенсация рутинной работы дополнительными материальными поощрениями.
Анализируя данную концепцию, необходимо высказать ряд критических замечаний. Во-первых, нормирование и четкая организация труда могут быть применены лишь к узкому кругу предприятий (преимущественно промышленный сектор, использующий традиционные технологии), что для современной экономики уместно не в полной мере. Во-вторых, сдельная заработная плата, вызывая у работников заинтересованность произвести больше, приводит к падению качества производимой продукции, поскольку в данном случае в классической «дихотомии» между количеством и качеством явно выигрывает количество. В-третьих, единая система мотивации персонала невозможна на большинстве производств вследствие высокой диверсификации функционала сотрудников, по причине чего по отношению к ним будет неверным применять одни и те же стимулирующие меры. Иными словами, концепция утратила свою актуальность (необходимо иметь в виду, что Форд и Тейлор разрабатывали ее во время становления индустриального общества, в котором основным детерминантом благосостояния страны выступала развитая промышленность. На настоящий момент мир живет в эпоху информационных и высоких технологий, приоритезируя творческий потенциал сотрудников во многих компаниях).
Содержательные теории мотивации, в отличие от традиционных подходов к данной проблеме, демонстрируют более широкий охват психологических факторов. Будучи основанными на анализе системы потребностей человека, данные теории актуализируют учет человеческого фактора в большей мере, нежели традиционные подходы.
К наиболее актуальным содержательным теориям мотивации относят:
а) Теорию иерархии потребностей А. Маслоу.
б) Двухфакторную модель Герцберга.
в) Трехфакторную модель Мак-Келланда.
г) Типологическую модель В. Герчикова.
Как известно, в своей теории А. Маслоу заложил иерархию человеческих потребностей от инстинктивных (физиологические потребности) до сознательных (потребность в признании, в самоактуализации). На взгляд автора, основной вклад Маслоу заключается в описании иерархичности потребностей: без удовлетворения базовых запросов человек не в состоянии удовлетворить вышестоящие. Однако и это не всегда верно, поскольку теория, по мнению автора, игнорирует такое психологическое явление, как сублимация.
В поведении людей довольно часто встречаются случаи компенсации одних неудовлетворенных потребностей путем трансферта рабочей энергии в реализацию других потребностей (например, в русло профессиональной деятельности).
Более того, предлагаемая Маслоу модель не рассматривает экзогенные переменные как мотивирующие факторы. К примеру, спортсмены часто ориентируются на достижения своих конкурентов, что является для них мотивирующим фактором: любой спортсмен хочет оказаться первым. Соответственно, проблема самоактуализации в данном случае усложняется, поскольку здесь она спровоцирована и поддерживается внешним фактором, а не внутренним. Кроме того, модель не учитывает влияние общества на формирование этих потребностей. Неизвестно, были ли бы они сформированы, если бы человек, к примеру, оказался в полной изоляции от общества и существовал бы автономно.
Подходы Герцберга и Мак-Келланда также представляют собой область исследовательского интереса. Необходимо заметить, что, с точки зрения содержания, факторы обеих моделей существенно сходятся. Так, факторы-мотиваторы по Герцбергу соприкасаются с факторами властвования по Мак-Келланду, а факторы достижения и соучастия по Мак-Келланду, в свою очередь, схожи с гигиеническими факторами по Герцбергу. Несмотря на точное разграничение потребностей, модели не учитывают взаимосвязь и взаимовлияние этих факторов. Более того, модели не детализируют, какие факторы сопровождаются материальным стимулом, а какие - нематериальным.
Другая актуальная мотивационная парадигма - модель Х и У- характеристик Д. Мак-Грегора. В соответствии с данной моделью имеет место быть диалектика между мобильностью и стремлением к самореализации сотрудников (У) и, наоборот, инертностью и привязанностью к рабочему месту (Х). Обе теории вытекают из оценок менеджеров компаний, и в зависимости от этих оценок разрабатывается стратегия управления мотивацией. По мнению автора, модель МакГре- гора содержит излишнюю абстракцию, субъективизм и характеризуется излишней описательностью. Постулируя очевидные вещи, МакГрегор не анализирует корни возникновения положительных и отрицательных факторов мотивации, которые он группирует в факторы У и факторы Х. К примеру, теория не отвечает на вопрос, почему сотрудник с высоким потенциалом креативности может держаться за свое рабочее место (например, программист), а также не подтверждает ничем справедливость тезиса о восприятии труда человеком как неотъемлемой части его жизни. Надо заметить, что современное общество на практике демонстрирует обратный тренд: далеко не все его члены «жаждут» труда. Среди окружающих людей найдется немало представителей гедонистического образа жизни, молодежных субкультур (хиппи, эмо) или простых содержанцев: очевидно, что данные категории людей не ориентированы на труд и в нем не нуждаются. Таким образом, парадигма МакГрегора достаточно противоречива. [20, С. 25]
Интересным направлением исследования может выступать модель В. Герчикова, в соответствии с которой каждый сотрудник может быть отнесен к одному из следующих типов мотивации:
а) Инструментальная (в первую очередь, нацелен на получение дохода).
б) Профессиональная (интересуется характером работы, любит свое дело).
в) Патриотическая (заинтересован в участии в реализации коллективных идеалов и миссии).
г) Хозяйская (заинтересован в профессиональном суверенитете).
д) Люмпенизированный работник (мотивация избегания, ориентирован на заработок «на халяву», не прилагает усилий и избегает честный труд).
Несмотря на сильную описательную базу, теория не допускает переплетения различных типов мотивации в одном индивиде и их возможной трансформации одной в другую. Такой трансформации могут способствовать внешние факторы: патриотическая мотивация может перерастать в профессиональную вследствие привычки (пример - Стахановцы), а хозяйская мотивация (организация собственного дела) не может не сопровождаться инструментальной или профессиональной мотивацией: человек не может быть заинтересованным в самозанятости исключительно из-за нежелания играть по чужим правилам. Согласно той же теории МакГрегора, должна присутствовать хоть какая- то заинтересованность.
Процессуальные теории мотивации делают акцент на исследовании факторов, влияющих на мотивационный процесс как таковой и его протекание. К этим теориям относят [25, С. 82]:
а) Теорию ожиданий Врума.
б) Теорию справедливости Адамса.
в) Теорию Портера-Лоулера.
Суть теории ожиданий Врума сводится к тому, что мотивация к эффективной деятельности находится в прямой зависимости от степени силы каждого мотивационного фактора, основанной на соотнесении индивидом затрат на достижение какой-либо задачи с результатами решения этой задачи. Основной вывод по данной парадигме прозрачен: чем меньше человек ощущает, что его затраченные усилия окупятся, тем меньше он мотивирован на действие. На лицо процессуальная концепция: оценка результатов и затрат происходит в процессе принятия решения. В данном случае необходимо отметить, что далеко не все действия мотивируются сознательным соотнесением результатов и затрат: иногда человек даже не в состоянии успеть дать оценку этим результатам, а решение, тем не менее, принимается. К примеру, современная маркетинговая теория выделяет такую категорию товаров, как товары импульсивной покупки [28, С. 32], мотивация к приобретению которых формируется исключительно под воздействием подсознательных психологических факторов: человек не успевает даже подумать - настолько высока скорость реакции.