Файл: Понятие и признаки правового государства (Правовое государство: понятие, функции, структура и признаки, проблемы формирования в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Феномен развития российских государственности и права состоит в исключительно резком переходе от одного типа к другому, при этом в условиях, не всегда отвечающих требованиям этой трансформации и обеспечивающих соответствующее исполнение манифестируемых идей. Среди прецедентов – превращение советской социалистической России в капиталистическое государство с демократическими ценностями. В частности, Конституция 1993 года первой же статьёй закрепила в статусе страны понятие правового государства. Понятно, что на тот момент речи о реальном воплощении его как состояния идти не могло, но обозначило принципиальное отличие постсоветской страны (советская юридическая литература критиковала теорию как буржуазную) и наметило поднятие уровня ее развития на исторически новую высоту.

Само собой, меру реального осуществления идеи правового государства нельзя преувеличивать, создавая миражи. За более чем двадцать лет после провозглашения России правовым государством она всё еще далека от возможного достигаемого уровня. Разумеется, классическая западная модель не совсем пока согласуется с отечественными условиями. В частности, нужно говорить о неоднородности страны, о четырёх Россиях, находящихся на разных уровнях развития и требующих различных подходов в управлении: это крупные и крупнейшие города (чуть меньше трети населения), собравшие в себе средний класс, готовый к отстаиванию своих интересов; промышленные города (25%), наиболее зависимые от государственных дотаций; 38-мипроцентная стареющая периферия – сёла, посёлки, мелкие города, оторванные от времени, и наиболее проблемные регионы типа Чечни, раздираемые этническими, религиозными противоречиями и борьбой элиты за ресурсы (около 6%).

Важной особенностью обозначается низкий уровень благосостояния людей, пропасть между 10% самых богатых и 30%, живущими за чертой бедности.

Основной задачей России на пути построения правового государства сначала должно выступить «выравнивание» экономическое наряду с повышением уровня правового сознания для связания этих двух направлениий воедино как взаимонеобходимых. Процесс созревания экономических, политических, духовных условий должен быть пережит естественным путём при правильной ориентированности. Тогда и можно будет говорить о реальном соответствии Российской Федерации статусу правового государства.

Цель работы заключается в комплексном общетеоретическом исследовании особенностей правового государства и его признаков.


Задачами данного исследования являются:

– исследование понятия, функций, структуры и признаков правового государства;

– анализ проблемных аспектов правового государства.

Объектом данного исследования является комплекс правоотношений, характеризующих особенности правового государства и его признаков.

Предметом исследования выступают закономерности правового государства и его признаков.

Нормативную и информационную основу исследования составили положения, закрепленные в российском законодательстве, касающиеся особенностей правового государства и его признаков, а также фактические данные, опубликованные в периодической печати.

Методологической основой исследования являются принципы объективности и системности научного анализа, базирующиеся на общенаучных и частнонаучных методах познания: диалектический, исторический, формально – логический, сравнительно–правовой, структурно – системный и друние методы научного исследования.

Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Глава 1. Правовое государство: понятие, функции, структура и признаки, проблемы формирования в РФ

1.1 Возникновение идей о правовом государстве и его признаков

Проблема происхождения идей правового государства занимала умы различных ученых. Труды античных философов заложили основу, на основании которых мыслители XVII-XIX вв. создали работы, обосновывающие идеи правового государства и разделения властей.

Среди них можно выделить работы Аристотеля «Политика», Дж. Локка «Два трактата о правлении», И. Канта «Трактаты и письма». Словосочетание правовое государство происходит от немецкой фразы: Rechtsstaat.

Родоначальником идеологии правового государства считается И. Кант. Хоть данный термин им не использовался. Окончательно в словесный оборот термин «Правовое государство» был введен Робертом фон Молем в 1829 году.


Дореволюционные российские ученые следовали взглядам европейских ученых. В них правовое государство рассматривалось как высшее форма государственного бытия.

Говоря о данном периоде времени, стоит согласиться с мнением В.И. Тимошенко[1], и все позиции разделить на 4 группы по критерию того, что именно будет связывать произвол органов государственной власти:

1) Конституция;

2) Определение в законе конкретных форм и направлений деятельности государственной власти;

3) Пределы, определяемые явлениями социально-психологической жизни общества;

4) Гражданские свободы, рождающиеся из естественных потребностей человека.

В советское время происхождение идей связывалось с борьбой монархии и буржуазии, и необходимость ограничения государства, в интересах новых собственников используя идеи прав и свобод человека и гражданина. Авторы современных работ связывают идею правового государства с происхождением государства и права.

Укоренение идей гуманизма связано с началом восприятия государства как определенной ценности. А по мере развития права государство стали представлять как выражение формы правового состояния общества. Идея правового государства связано с вхождением общества в иную схему развития. Экономическое развитие общества обусловило переход от государства во главе с монархом к государству как высокоорганизованной политической структурой.

Предлагалось множество определений правового государства. Так, В.В. Бойцова давала следующее определение правовому государству. Правовое государство – это совокупность государственно-властных механизмов, действующих на законной и правовой основе в целях обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан[2].

В.С. Нерсесянц определял правовое государство как правовую форму организации и деятельности публичной политической власти и ее взаимоотношения с индивидами как субъектами права[3]. И та и другая формулировка имеют права на существование, в зависимости от того к какому типу правопонимания склоняется автор.

Так, в первом случае за основу взяли права и свободы человека и гражданина, а во втором случае за основу взяли правовую организацию публичной власти.

Правовое государство обладает рядом признаков:

1) Господство права во всех сферах жизнедеятельности общества;

2) Функционирование принципа разделения властей;

3) Реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, что является обязанностью государства, на территории которого они проживают.


Подводя итог, стоит дать следующее определение правового государства. Правовое государство – публично правовая организация публичной власти, суверенная власть в котором основана на господстве права, разделении властей и реальном обеспечении прав и свобод человека и гражданина.

1.2 Правовое государство: понятие, функции, структура и признаки

Правовое государство – это государство, деятельность которого подчиняется правовым нормам и правовым принципам, а также направлена на защиту достоинства, прав и свобод человека.

Не каждое государство в котором имеется правовая система и законодательство считается правовым. Во взаимоотношениях правового государства и личности господствует приоритет прав человека, закрепленный конституционно и не может быть нарушен законодателем и другими представителями органов государственной власти.

Создание «правового государства» находится в центре юридического мышление. Право должно охранять права человека, обеспечивать подчиненность власти, урегулировать отношение собственности.

Правовое государство в отечественной правовой науке начало разрабатываться в начале ХХ в.

Ученые обращаются к прошлому для того, чтобы открыть общее происхождение законов, представить постепенное их преобразование, показать влияние, какое на них имеет местность, означить с точностью современное действующее право и описать постепенное усовершенствование учения права.

Правовед тогда будет постигать отечественное право и поддерживать успех правоведения, когда он хорошо понимает цель законов и пользуется опытом других законодательных систем.

В работе С. А. Котляревского «Правовое государство и внешняя политика» понимается то, что идея правового государства «есть зрелый плод той долгой борьбы за право, которая представляет одну из важнейших глав в истории человеческой цивилизации и, выросши на этой, веками возделанной почве, она может безопасно встретить напряженную переоценку ценностей, подъем волны и скепсиса, и критики».

Но идея правового государства не заканчивается на вопросах государства и права.

Направляя работу юриста, занимающегося истолкованием строения и жизни современного государства, она так же освещает путь политику, признавшему, что ответы на задачи, поставленные перед государством, могу быть устойчивыми приобретениями, превратиться в национальное достояние, лишь будучи облегчены в правовые нормы

Монтескье является основоположником теории правового государства. Он утверждал идею разделения властей как гарантию политической свободы гражданина, выражая под ней умиротворение души, происходящее из собственной безопасности, в защите его прав. Он указывал на опасность политической свободы в случае, если будут соединены воедино законодательная, исполнительная и судебная власть. Правовым называется государство, которое признает для себя как правительства, создаваемым им же, как законодателем юридической нормы. Правовое государство в своей деятельности, в осуществлении правительственных и судебных функций связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне. Отличительным свойством правового государства является подзаконность правительственной и судебной власти; такая подзаконность предполагает обособление властей-отделение правительственной власти от законодательной и судебной от той и другой.


Именно начала разделения властей должно быть заложено в основу правового государства. Превосходство законодательной власти, как отличительное свойство правового государства. Понятие закона заключается в качестве юридической нормы в государстве.

Основные признаки правового государства:

Осуществление государственной власти с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную;

Наличие Конституционного Суда, как гаранта стабильности конституционного строя;

Верховенство закона и права;

Связанность закона как государства в лице его органов, должностных лиц, граждан и их объединений;

Взаимная ответственность государства и личности;

Закрепление в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности.

Действенность контроля за осуществлением законов и иных нормативно-правовых актов;

Правовая культура граждан.

Ответственность государства и личности-главный признак правового государства. Ответственность гражданина перед государством признается только в недемократическом государстве. В правовом государстве делают акценты на ответственность государственных органов и должностных лиц перед гражданами.

Данная ответственность приобретает реальный характер при наличии нормативно-правовых актов, закрепляющих процесс привлечения должностных лиц, нарушаемых права и свободы граждан и соответствующее наказание за это.

И.Ф. Цион в своих работах аргументировал, что воля законодательства не является самовольством, это результат размышления, основанного на оценке нужд народа и соглашения с традиционными задачами государства.

Власть должна быть ограничена правом, а юридически нужно признать государство, где народное представительство учувствует в законодательной власти, т. е законом признает только акт, изданные на согласии народного представительства.

Задумываясь над ролью суда в правовом государстве понимается, что он должен быть независим от правительства, должен защищать закон от посягательств, предоставлять возможность судье проверять обоснованность актов исполнительной власти.

Размышляя над вопросами отношений власти и суда, народные права могут быть охраняемы сильной властью. Учитывая национальную и территориальную сторону государства России, помимо общих принципов правового государства, Россия нуждается в рассредоточении органов Правительства и в умелом применении этих органов к потребностям разнообразных местностей и народностей.