Файл: Централизация и децентрализация в структуре управления организацией (Общая характеристика систем управления).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 528
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ И ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ В СТРУКТУРЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
1.1. Общая характеристика систем управления
1.2. Принципы управленческой деятельности
1.3. Понятие и сущность централизации и децентрализации
1.4. Преимущества и недостатки централизованных и децентрализованных фирм
ГЛАВА 2. СТЕПЕНЬ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ И ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ
2.1. Показатели, используемые для оценки степени централизации и децентрализации
2.2. Факторы, влияющие на степень централизации и децентрализации
2.3. Оптимальный уровень централизации и децентрализации управления
3.1. Понятие и сущность скелетной структуры управления
3.2. Свойства скелетной структуры управления
ГЛАВА 4. ПРИМЕР ОРГАНИЗАЦИИ С ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫМ И ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫМ УПРАВЛЕНИЕМ
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество состоит из организаций – от государства и до семьи, и каждый человек в течение жизни, так или иначе, связан с организациями. В организациях люди проводят большую часть своей жизни, в них они растут и учатся, работают и отдыхают, лечатся и развлекаются. Организации развивают экономический потенциал общества, создают его культуру, деятельность организаций пронизывает все аспекты жизнедеятельности государства и социума. Нет организаций без людей, ровно как не и людей, которым не приходится иметь дело с организациями.
В современной динамической экономике, когда ситуация на рынках быстро меняется, большое значение придается организационным процессам, протекающим в многообразной деятельности организаций. Невозможно в современном обществе эффективно управлять организациями, не понимая их сущности и закономерностей их развития.
Взгляды на управление развивались по мере того, как развивались общественные отношения, изменялся бизнес, совершенствовалась технология производства, появлялись новые средства связи и обработки информации.
Важнейшими принципами менеджмента являются принципы централизации и децентрализации, которые лежат в основе организационных форм управления. Организации, в которых руководство высшего звена оставляет за собой большую часть полномочий, необходимых для принятия важнейших решений, называются централизованными. Децентрализованные организации - такие организации, в которых полномочия распределены по нижестоящим уровням управления. Проблема централизации и децентрализации в менеджменте – это распределение полномочий на принятие определенных решений на каждом уровне управленческой иерархии. Цель работы: анализ сущности централизации и децентрализации при построении структуры управления.
Для достижения поставленной цели при выполнении данной работы необходимо изучить и решить следующие задачи:
- раскрыть понятия централизации и децентрализации;
- дать полное описание преимуществ и недостатков централизации и децентрализации;
- дать характеристику степени централизации и децентрализации;
- рассмотреть факторы, определяющие степень централизации и децентрализации.
Объект исследований: анализ соотношения централизации и децентрализации в организациях.
Предметом исследования является изучение, рассмотрение достоинств и недостатков данных форм управления в организациях.
Работа представлена в виде трех частей. В первой части рассматриваются теоретические аспекты темы, а также изучаются следующие вопросы: общая характеристика систем управления, принципы управленческой деятельности. Во второй части дается характеристика эффективности работы организаций с централизованной и децентрализованной структурой управления. В третьей части проводится тщательный анализ преимуществ и недостатков централизации и децентрализации в организациях.
Данная курсовая работа состоит из: введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ И ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ В СТРУКТУРЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
1.1. Общая характеристика систем управления
Термин «система» происходит от греческого слова «systema» - целое, составленное из частей, соединение.
В общей теории систем не существует единого подхода к пониманию понятия «система». Наибольшее распространение получила точка зрения, согласно которой система понимается как упорядоченная совокупность компонентов, взаимосвязанных и взаимодействующих таким образом, что в результате у нее возникает новое (системное) качество, не характерное образующим ее отдельным компонентам.
В современный период существует несколько точек зрения относительно характеристик систем управления. Согласно кибернетическому подходу системы управления представляют собой совокупности двух подсистем (управляющей и управляемой) и связей между ними. Нередко считается, что системы управления – это совокупности субъектов управления и связей между ними. Иногда под системами управления понимаются совокупности целей, средств, методов, процессов и других различных компонентов управленческой деятельности.
Разновидности систем с характерными особенностями следующие:
- целевые системы – всегда формируются, функционируют и развиваются ради достижения определенных целей, которые задаются им извне либо вырабатываются внутри них. Они являются инструментом либо отдельных лиц, либо группы лиц, либо государства в целом;
- иерархические системы – всегда имеют пирамидальное построение с единым управленческим центром на высшем уровне. В своем строении они повторяют в принципе строение целей, для достижения которых собственно и существуют. Основными являются подсистемы управляющая (субъект управления) и управляемая (объект управления);
- «человеческие» системы – всегда представляют собой общности людей, т.е. совокупности людей, которые не просто взаимодействуют друг с другом, а взаимозависят друг от друга – действия одних из них обусловлены и вызывают действия других ради достижения общих для всех целей.
Одной из важнейших ценных свойств иерархической системы управления является возможность распределения функций управления по уровням системы, принятия решений в отношении различных задач в подразделениях различного уровня. Это дает возможность сосредоточить решение стратегических задач на высших уровнях управления, где их решение наиболее эффективно. Тактические задачи в зависимости от их сложности и требуемых ресурсов могут решаться на более низких уровнях, что обеспечивает оперативность принятия решений, и в основном — высшую точность.
1.2. Принципы управленческой деятельности
Важнейшими принципами управленческой деятельности являются принципы централизации и децентрализации, являющиеся основой организационных форм управления. Централизованная форма управления предусматривает осуществление руководства хозяйственной деятельностью входящих в фирму предприятий из одного центра, жесткую регламентацию и координацию их деятельности, полное отсутствие у них хозяйственной самостоятельности вплоть до того, что их ответственность за сбыт продукции прекращается после того, как они отгрузят свой товар. Такая форма организации управления используется небольшими компаниями, выпускающими один вид продукции, технологический процесс которой тесно увязан, работающими преимущественно в добывающих отраслях промышленности.
Централизованное управление небольшой компанией, выпускающей один вид продукции, организуется просто. Руководство фирмы состоит из президента, который ею управляет, и вице - президентов по разным направлениям (по производству, по экономике). Вопросы правовой защиты компании, бухгалтерии обычно поручаются специализированным фирмам.
Централизованное управление крупной фирмой, выпускающей один вид продукции, более сложно. Президент здесь осуществляет только общее руководство, а вице – президенты руководят секторами деятельности через управляющих. Каждый управляющий имеет свои четко установленные обязанности по определенному направлению деятельности.
Централизованное управление крупной компанией, выпускающей несколько видов продукции и ориентирующейся и на внешние рынки тоже, еще более сложно. В помощь президенту в такой компании выделяются вице - президенты. Вице – президенту, занимающемуся производством, подчиняются несколько управляющих, каждый из которых контролирует вопросы производства продукции закрепленной за ним номенклатуры.
Принципы централизованной формы управления:
- функциональные подразделения играют более важную роль, чем производственные отделения;
- имеется значительное число функциональных служб (отделов);
- исследовательские подразделения находятся в центральном аппарате материнской компании;
- при мощном производственном и сбытовом аппарате сбытовая сеть производственных отделений находится в подчинении у центрального отдела сбыта;
- функциональные отделы центрального аппарата материнской компании осуществляет функциональный контроль над отделениями по продукту, производственными предприятиями и сбытовыми подразделениями.
Децентрализованная форма управления предполагает создание внутри фирмы производственных отделений, пользующихся полной хозяйственной самостоятельностью, то есть они наделены широкими полномочиями как в сфере производства, так и в сфере сбыта и несут ответственность за получение прибылей. За высшей администрацией фирмы сохраняются функции контроля за оперативной деятельностью отделений, координация их работы и определение основных направлений для обеспечения эффективности и прибыльности деятельности компании, а также осуществление перспективного планирования. Обычно на производственные отделения возлагается вся полнота ответственности за организацию производственно-сбытовой деятельности. Каждое производственное отделение самостоятельно финансирует свою деятельность, вступает на коммерческой основе в партнерские отношения с любыми третьими сторонами. Однако сам факт создания производственных отделений еще не означает, что компания управляется на основе децентрализации. Степень децентрализации управления определяется степенью предоставления полномочий или прав принятия самостоятельных решений управляющими отделениями. В некоторых фирмах при большом количестве производственных подразделений и ведающих ими высших администраторов президент компании принимает решения по всем более или менее важным вопросам единолично, то есть управление такой компанией по существу является централизованным.
Переход к децентрализованной форме управления осуществляется, прежде всего, крупными диверсифицированными фирмами, насчитывающими значительное число производственных предприятий, выпускающими широкую номенклатуру товаров, работающими на обширные рынки сбыта и имеющими непосредственные связи с конечными потребителями их продукции.
1.3. Понятие и сущность централизации и децентрализации
Организации, в которых руководство высшего звена оставляет за собой большую часть полномочий, необходимых для принятия важнейших решений, называются централизованными. Децентрализованные организации – это организации, в которых полномочия распределены по нижестоящим уровням управления. Централизация и децентрализация призваны обеспечивать распределение полномочий по принятию решений между уровнями иерархии управления.
Термин «централизация» относится к степени сосредоточения принятия решений в одних руках, что связано с формальной властью. Чем больше организация, тем сложнее управленческие решения. Суть централизованных организаций – разделение процесса принятия решения и процесса его реализации; высшие руководители принимают решения, управленцы среднего звена передают и согласовывают их, работники – выполняют. Анализ показывает, что такие организации весьма затратны, медленно приспосабливаются к изменениям рынка, персонал ограничен в творчестве и инициативе.
Современные факторы производства отличны от существовавших ранее. В настоящий период возрастает значимость выпуска наукоемкой, высокотехнологичной продукции и современные информационные технологии позволяют менять процессы принятия решений. В настоящее время работники лучше образованы, более квалифицированы, поэтому появляется новый набор организационных принципов. Современные работники способны выполнять не одну, а несколько функций. Как правило, они формируются в профессиональные команды, при этом появляется метод группового решения проблем. Коллектив организации отказывается от сложившихся стереотипов, согласно которым важные указания спускаются свыше и отступление от них невозможно. Перестройка организации приводит к реализации принципа децентрализации, преимущества которого заключаются в том, что при нем происходит передача в низовые звенья процесса принятия решений. Следовательно:
- большое число решений принимается на низших уровнях управленческой иерархии;
- решения, принятые на низших уровнях, более важны;
- различные организационные функции подвергаются большему влиянию решений, принятых на низших уровнях;
- уменьшается объем централизованного контроля.
Такой подход приводит к высокой автономности принятия решений в отдельных подразделениях. Благодаря этому возрастает ответственность подразделений за их прибыльность или убыточность.