ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.03.2019
Просмотров: 707
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Тема: Наука экология. Цель и задачи дисциплины 4
1. Предмет экологии, цели и задачи изучения дисциплины 4
2. Современное состояние окружающей среды 5
3. Структура современной экологии 6
4. Методы, законы и подходы в экологии 7
5. Концепция устойчивого развития 7
Тема: Основы антропогенной экологии 8
1. Источники и масштабы техногенного и химического загрязнения окружающей среды 8
5.1. Вклады промышленных предприятий и транспорта в загрязнение окружающей среды 8
5.2. Экологическая ситуация в Брянской области 9
6. Источники и масштабы радиоактивного загрязнения окружающей среды 9
6.1. Экологическая ситуация в Брянской области 9
7. Влияние ксенобиотиков на организм человека 9
Тема: Учение о биосфере и её эволюции 10
7.1. Учение В. И. Вернадского 10
8. Структура, функции и круговороты веществ в биосфере 11
Тема: Учение об экосистемах 13
10. Экологические сукцессии 13
11.1. Функциональные группы 14
11.2. Экологические пирамиды 14
12. Зональность и продуктивность экосистем 15
13. Видовая, морфологическая и пространственная структура сообщества. Ярусность 15
Тема: Взаимодействие организмов и окружающей среды 16
1. Свойства и разнообразие живых организмов 16
13.2. Разнообразие живых организмов 16
14. Понятие и критерии вида 17
15. Классификация факторов окружающей среды 18
16. Биоинтервал (толерантность), диаграмма выживания 18
17. Критическое состояние и предельно допустимые условия 19
Тема: Наука экология. Цель и задачи дисциплины
Термин «экология» был введён в 1866 г. немецким биологом Эрнестом Геккелем. Экология (от др.греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука), по Геккелю — наука о взаимоотношении живых организмов между собой и окружающей средой.
Экология изучает две основные фундаментальные закономерности: поток энергии и циркуляция химических элементов. Геккель понимал экологию в узком смысле, как часть зоологии. Постепенно экологические закономерности стали относить к совокупности живых организмов, видов, популяций, многовидовым сообществам и живой природе в целом.
Экология в дальнейшем приобрела статус науки по организации и функционированию надорганизменных биологических систем различного уровня, в том числе популяций, видов, сообществ и биосферы.
Основными предметами изучения экологии являются:
-
Организация и распределение сообществ живых организмов в экосистемах;
-
Изучения динамики популяций;
-
Изучение факторов выживаемости и биопродуктивности;
-
Изучение потоков веществ и энергии экосистем с участием живых организмов.
Цель современной экологии — определение основных законов функционирования биологических систем различного уровня во взаимосвязи с окружающей средой и умение их использовать для устойчивого развития цивилизации путём управления природными и антропогенными системами, человеческим обществом и биосферы.
Основные задачи экологии:
-
Разработка научных основ использования ресурсов Земли, прогнозов изменения природы в результате антропогенного воздействия;
-
Изучение научных основ регулирования численности живых организмов;
-
Разработка системы мероприятий, обеспечивающих сохранение биосферы;
-
Экологический мониторинг;
-
Исследование организации жизни.
В первой половине XX-ого века термин «экология» употреблялся весьма ограниченно, так как наука не выходила за рамки биологических исследований, но с 50-х гг. прошлого столетия появились первые признаки неблагоприятного воздействия человека на окружающую среду.
Экология изнутри биологических дисциплин превращается в самостоятельную науку, которая связывает естественные, технические и гуманитарные направления.
Современная эпоха характеризуется резким обострением противоречий между техносферой и окружающей средой, между имеющимся промышленным потенциалом и возможностями безопасного эффективного использования. Огромные выбросы тепла от сжигания различных видов топлива приводят к глобальному таянию льдов, аномальному распределению осадков, наводнениям, засухам и глобальным изменениям в окружающей среде.
По данным, 58% населения России проживают в условиях высокого и очень высокого загрязнения. Согласно Мировому экологическому рейтингу, Россия занимает 32-ое место.
Аутоэкология
Аутоэкология изучает взаимодействие отдельных организмов между собой и со средой.
Демэкология
Демэкология изучает взаимодействие популяций одного вида; динамику численности внутри эволюционной группировки.
Синэкология
Синэкология изучает взаимодействие популяций разных видов. Популяции разных видов образуют системы более высокого уровня — экосистемы.
Развитие
техники, технологии и научно-технический
прогресс привёл к ряду факторов,
отрицательно влияющих на окружающую
среду, и появилось направление прикладная
экология, связанное с различными
отраслями деятельности.
Тема: Основы антропогенной экологии
Промышленные (топливно-энергетические, деревоперерабатывающие, химические, металлургические и так далее) предприятия и транспорт являются основными источниками химического загрязнения. Так, среднегодовой выброс химических веществ от сжигания различных видов топлива составляет 250 миллионов тонн газов и аэрозолей только в России и около одного триллиона тонн в мире. Этот объём в тысячи раз превышает объём вулканических выбросов.
Кроме того, огромная часть химических веществ, созданных человеком, обладает, в отличие от естественных выбросов, мутагенным и канцерогенным действием. По данным Американского Регистра химических веществ (CAS Registry), около 103 миллионов химических веществ, из них около 150 тысяч используются в промышленных масштабах.
В мире на полях рассеивается свыше 500 миллионов тонн пестицидов, удобрений. В водоёмы сбрасывается около 32 миллиардов м3 неочищенных сточных вод. Ежегодно становятся непригодными для земледелия 6-7 миллионов гектаров почвы.
В результате работы промышленных предприятий и транспорта выбрасываются десятки тысяч вредных веществ, таких как:
-
Оксид углерода ( );
-
Оксиды азота ( );
-
Формальдегид ( );
-
Бензол ( );
-
Фенол ( ).
Наибольший вклад в загрязнение воздуха вносят такие отрасли как теплоэнергетика, чёрная и цветная металлургия и нефтедобыча.
Наибольший вклад в загрязнение водных объектов вносят деревообрабатывающая промышленность, теплоэнергетика и машиностроение.
Наиболее неблагоприятными по загрязнению районами Брянской области являются г. Фокино, Дятьковский район, г. Брянск и г. Клинцы.
В области находится 1 300 предприятий; в год выбрасывается около 30 тысяч тонн отходов.
Потенциальным источником радиационного загрязнения окружающей среды в настоящее время являются атомные электростанции. В настоящее время в мире эксплуатируется около 140 АЭС — то есть около 450 атомных блоков. В России в настоящее время функционирует десять атомных электростанций. С 1966 по 1988 гг. в СССР было произведено 184 ядерных взрыва.
В 1957 г. Произошла авария в Челябинске. Стало загрязнено 23 000 км2 (Восточно-уральский радиоактивный след).
1979 г. — авария на АЭС в Америке.
1986 г. — авария на Чернобыльской АЭС.
Тема: Учение о биосфере и её эволюции
Биосфера — совокупность частей земных оболочек (атмо-, лито- и гидросферы), которая заселена живыми организмами, находится под их воздействием и занята продуктами их жизнедеятельности.
Биосфера возникла около четырёх миллиардов лет назад и представляет собой взаимодействие биотических и абиотических факторов.
Биосфера является глобальной экосистемой, имеет определённые границы, зависящие от уровня распространения живого вещества.
Термин «биосфера» ввёл биолог Э. Зюсс, однако создание развёрнутого учёного о биосфере принадлежит учёному В.И. Вернадскому.
Вернадский провёл первые в мире исследования взаимодействующих элементов, их структуры и состава земной коры, почвы, атмо- и гидросферы. Он исследовал миграцию химических элементов в почве и воде, а также обосновал роль радиоактивных элементов в процессе эволюции планеты.
В 1923 г. он создал теорию о ведущей роли живых организмов в геохимических процессах. Создалось новое направление в науке — биогеохимия.
Вернадский изучал минералогию, кристаллографию, геохимию, радиологию, радиохимию и другие науки.
В 1926 г. он создал развёрнутое учение о биосфере, согласно которому живые организмы, трансформируя солнечное излучение, вовлекают неорганическую материю в непрерывный круговорот.
Согласно Вернадскому, биосфера состоит из:
-
Живого вещества — биомасса всех живых организмов;
-
Биогенное вещество — все формы детрита, торфа, угля (углеводороды);
-
Биокосное вещество — смесь биогенных веществ с минеральными породами небиогенного происхождения (почва, ил и т.д.);
-
Косное вещество — породы и минералы, не затронутые прямым биохимическим действием живых организмов;
-
Вещества, находящиеся в радиоактивном распаде;
-
Рассеянные атомы, создающиеся из всякого рода земного вещества под влиянием космических излучений;
-
Вещества космического происхождения.
Живое вещество выполняет несколько важнейших функций, таких как энергетическая, газовая, деструктивная, концентрационная, окислительно-восстановительная и средообразующая.
Энергетическая функция заключается в последовательном преобразовании солнечной энергии в энергию химической связи органических веществ. Она осуществляется в процессе фотосинтеза хлорофилоносных организмов.
В процессе энергетической функции теряется 99% энергии — она рассеивается в виде тепла, и только 1% энергии участвует в биохимических реакциях фотосинтеза.
Газовая функция обусловила состав атмосферы, которая состоит на 78% из азота, 21% кислорода и 1% различных газов.
Деструктивная функция направлена на разрушение мёртвого органического вещества.