ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.03.2019
Просмотров: 807
Скачиваний: 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ П. О. СУХОГО»
Кафедра социально-гуманитарных и правовых дисциплин
РЕФЕРАТ
по обязательному модулю «Философия» на тему
«ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И УСЛОВИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ»
Студента
Левшица Павла Сергеевича
Группа: ПЭ-11
Гомель 2018
2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Творческий потенциал личности и условия его развития. 5
Объективное и субъективное творчество личности.
2. Мотивация творчества. Личностные качества творческой личности.
6
3. Процессуальные характеристики творчества. Педагогическая 7
поддержка проявлений индивидуальности и создание условий для
развития творческого потенциала личности.
4. Технология развития творческого потенциала личности. 9
Заключение 14
Список литературы 15
3
ВВЕДЕНИЕ
Под творчеством обычно понимают художественное, научное и
техническое творчество. Но творческий элемент имеет место в любом виде
деятельности: в бизнесе, спорте, игре, в простом мыслительном процессе, в
ежедневном общении, как говорит известный физик, академик П.Капица –
везде, где человек действует не по инструкции. Сущность творчества – в
открытии и создании качественно нового, имеющего какую-либо ценность.
В научном творчестве открываются новые факты и законы, то, что
существует, но что не было известно. Творчество техническое изобретает то,
чего не было, новые устройства. В искусстве открываются новые духовные,
эстетические ценности и создаются, «изобретаются» новые художественные
образы, новые художественные формы. Философское творчество соединяет в
себе черты научного и художественного творчества.
Различные виды творчества отличаются по результатам, продуктам
творчества, но подчиняются единым психологическим законам. Любой
процесс творчества предполагает субъекта творчества, творца, побуждаемого
к творчеству определенными потребностями, мотивами, стимулами,
обладающего известными знаниями, умениями, творческими способностями.
Творчество - вид деятельности, протекающий на границе и частично за
границами возможного для человека и в силу этого мало поддающийся
описанию. Как событие, акт, художественное творчество имеет много общего
с усилиями человека, направленными на сохранение своего вида: оно есть
утоление вожделения, или, по Платону, стремления родить в прекрасном.
Понятый так акт художественного творчества, открытый наблюдению
благодаря своим результатам - художественным произведениям, -
бессознательно и безостановочно переживается каждым человеком -
художником своей жизни (хозяином и слугой своей судьбы). В различных
таксономиях этой жизни совершить акт художественного творчества может
значить:
— «воспроизвести себя в лучшем виде» («накраситься и пойти в модном
платье», «научить ребенка шить или говорить по-французски»);
— «воздвигнуть себе нерукотворный памятник» («создать произведение
искусства, которое откроет важные тайны человеческого», «научить людей
делать или понимать то, чего они раньше не умели ни делать, ни понять»); -
4
«обнаружить всеми чаемые верховные истины и не побояться обнародовать
их»;
— «вместе с другими выбрать человека, который скоро сделается
президентом или депутатом». Возникающее в итоге творческого акта
художественное произведение в разной мере отчуждено от своего автора
(соавторов) и, как правило, с момента своего появления на свет перестает
принадлежать ему. Более или менее продолжительное пребывание
художественного произведения в собственности его создателя обычно
приводит к утрате произведения или преждевременной гибели его автора
(Гоголь, Ван Гог, Хлебников).
[11, с.37].
5
РАЗДЕЛ 1
ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ И УСЛОВИЯ ЕГО
РАЗВИТИЯ. ОБЪЕКТИВНОЕ И СУБЪЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО
ЛИЧНОСТИ.
Творческий потенциал — это проявление заложенной природой
социальности, духовности человека, его уникальности и неповторимости.
Творческий потенциал личности проявляется в новообразованиях:
1) способность открытия нового знания
2) появление новых мотивов, целей учебной деятельности
3) владение новыми способами деятельности
4) импровизационность – способность внезапно принимать решения
5) расширение поля интеллектуальной активности
6) креативность – плодотворность в учебно-познавательной деятельности
Функции творчества:
1) активное отношение к миру
2) включение личности в значимые для нее сферы деятельности и
общественные отношения
3) механизм решения жизненно важных задач, алгоритм решения которых
субъекту неизвестен
4) определяет собственную инициативность для другого
5) реализация права личности на свободу, выход за пределы
обязательного
6) защита личности от стрессов, уныния, жизненных потрясений
Содержание сторон активности личности: идеалы ценности мотивы
интересы
Энергетические стороны проявляются: общение чувство воля поступки