Файл: Законность и правопорядок (ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ЗАКОННОСТИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При любом управленческом решении закон должен сопутствовать справедливости, только вместе они позволяют достигнуть положительного эффекта. Без справедливости теряется смысл закона.

Законность государственного управления торжествует тогда, когда нарушение влечет неизбежность ответственности нарушителя законности или другой негативной реакции со стороны государства. Обеспечению законности в России служит система экономических, политических, организационных, юридических и общественных гарантий. На эти гарантии опирается власть субъектов административного права.

Субъекты не только применяют закон, но и создают новые нормативные акты, которые не должны противоречить вышестоящим. В правовом государстве должна быть хорошая правовая база. Необходимо сокращать подзаконные акты и ведомственные распоряжения, дабы массив законодательства представлял собой стройную, непротиворечивую систему.

Государственная дисциплина — это сознательное повиновение всех граждан порядкам и правилам, установленным государством и его полномочными органами, строгое соблюдение норм поведения, согласованность в действиях.

Меры обеспечения законности способствуют укреплению дисциплины. В целях укрепления законности и дисциплины в деятельности органов власти по совершенствованию органов исполнительной власти устанавливаются пределы личной ответственности, определяется компетенция, повышается правовая культура. Вместе с тем действует особая система государственных органов, обязанных осуществлять контроль за деятельностью исполнительных органов.[13]

Способы обеспечения законности — это установленная государством организационно-правовая система деятельности государственных органов и общественных организаций, позволяющая предупреждать, пресекать, выявлять нарушения закона и принимать меры по их устранению. Такими способами являются различные виды контроля — надзор. В юридической литературе выделяются и другие способы: подбор и расстановка кадров, обжалование незаконных решений. По нашему мнению, эти способы также имеют право на существование.[14]

Административное принуждение как способ воздействия предполагает не только применение дисциплинарных взысканий или административных наказаний, но и располагает разнообразными действиями (мерами) воздействия.

Административное принуждение можно разделить в зависимости от целей применения воздействия на виды, которые иначе называются мерами административного принуждения. Это — административно-предупредительные меры, административно-пресекательные меры, административные наказания, а также меры процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.


Административно-предупредительные меры применяются, когда правонарушение не совершено, но во избежание наступления вредных (опасных) последствий для общества. Указанные меры принуждения применяются к физическим июридическим лицам в целях предупреждения возможного совершения ими различных правонарушений, обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. В законодательстве определены следующие виды мер административного предупреждения: введение карантина; проверка документов; прекращение либо ограничение движения транспорта и пешеходов; административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы; проведение карантинных мероприятий, установление комендантского часа, досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров гражданских воздушных судов и т. д.

Административно-пресекательные меры применяются для пресечения уже совершившихся правонарушений. Их цель — пресечь правонарушение, принять меры к его нераспространению и доставлению правонарушителя в органы власти.

В данном случае речь идет об административном задержании, доставлении правонарушителей, о применении сотрудниками милиции физической силы, огнестрельного оружия и т. д.

Административные наказания являются мерой административной ответственности. Перечень административных наказаний, процедура их наложения и исполнения определены Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Меры процессуального обеспечения направлены на решение задач производства по делам об административных правонарушениях. Они применяются в следующих целях: пресечения административных правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия; установления личности, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях. Законодатель к ним относит: доставление; административное задержание, личный досмотр; досмотр вещей, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов; досмотр транспортного средства; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; привод.


Таким образом, указанные методы управления, в своей совокупности воздействуя на управляемых, обеспечивают выполнение функций органов исполнительной власти.

Разнообразие методов воздействия, применяемых субъектами исполнительной власти, позволяет достигать целей хозяйственного, административно-политического и социально-культурного строительства.

Административная ответственность выступает как разновидность юридической ответственности и административного принуждения.

Административная ответственность — это вид юридической ответственности, которая определяет обязанности лица претерпевать определенные лишения государственно-властного характера за совершенное административное правонарушение.

Законодательство Российской Федерации об административной ответственности состоит из Кодекса РФ об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Кодекс РФ об административных правонарушениях принят 30 декабря 2001 г. и введен в действие Федеральным законом №196-Ф32 с 1 июля 2002 г.

В Общей части Кодекса установлены задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях, определены субъекты административной ответственности, предусмотрены условия привлечения к административной ответственности, виды административных наказаний и правила их назначения и т. д. Особенная часть Кодекса содержит конкретные составы административных правонарушений применительно к объектам посягательства и к сферам деятельности государства. Статьями Особенной части определены санкции за каждый из составов правонарушений, установлен перечень органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела обадминистративных правонарушениях, урегулировано производство по делам об административных правонарушениях.[15]

Наряду с общими признаками юридической ответственности административная ответственность характеризуется следующими особенностями:

- основанием административной ответственности является административное правонарушение] исключением является в определенных случаях совершение преступления — в случае отказа в возбуждении уголовного дела либо его прекращения, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения последний подвергается административным наказаниям (ст. 4.5, п. 4 КоАП РФ);

- субъектами административной ответственности могут быть физические лица и юридические лица;


- административные наказания являются мерой административной ответственности и применяются за совершение административных правонарушений;

- административные наказания применяются широким кругом полномочных органов и должностных лиц (гл. 23 КоАП РФ);

- административные наказания применяются полномочными субъектами к неподчиненным им правонарушителям;

- применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы;

- меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Таким образом, юридическая ответственность предполагает, что нарушитель претерпевает неблагоприятные для себя последствия, т. е. происходит осуждение его поведения со стороны государства. Это относится и к административной ответственности, наиболее характерными особенностями которой являются:

- основание — административное правонарушение;

- мера — административное наказание.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, подводя итог данной работы, стоит сделать несколько основных выводов. Законность представляет собой такое положение, при котором обеспечивается строгое и неукоснительное соблюдение всеми участниками правоотношений требований законов. Именно законность становится гарантом полноценного развития правового государства, в котором все граждане будут равны перед законом. Наличие законности выступает преградой для произвола власти, беззакония, действий и принимаемых решений, способствует защищенности граждан. Законность рассматривается, как неотъемлемый атрибут действия власти, основанной и подчиненной нормам права. Сущность данной категории заключается в торжестве законодательной воли и недопустимости тех общественных отношений, наличие которых будет противоречить нормам законодательства. Законность является гарантом правопорядка, уровень которого является отражением реализации принципов законности. В случае же когда в обществе происходит систематическое нарушение правовых норм, этот факт свидетельствует о плохом правопорядке, а значит и низкой законности. В качестве основных принципов законности выступают: - закон обладает верховенством по отношению к другим правовым предписаниям; - законодательные акты могут издаваться только органами, которые наделены для этого специальными полномочиями; - в связи с развитием общества необходимо проводить обновление законодательства; - закон должен, прежде всего, гарантировать права человека и гражданина, которые сформулированы в национальном и международном праве; - необходим постоянный контроль над исполнением законов в целях недопущения произвола и беззакония; - единство – единообразное действие и применение законодательных актов по всей стране, и недопустимость принятия актов, которые по своему содержанию отличаются от общегосударственных; - всеобщность - распространение и обязательность соблюдения законов всеми без исключения органами, гражданами и должностными лицами; - недопустимость противопоставления друг другу принципов законности и целесообразности, когда принятие или непринятие закона зависит от его полезности в данный конкретный момент по данному конкретному правовому случаю. Принцип законности предполагает необходимость защиты правовых устоев, институтов и принципов, что само по себе целесообразно, а значит – необходимо. С другой стороны, целесообразность как фактор, инициирующий в большинстве случаев принятие законов, не может и не должен противопоставляться законности. Это означает, что если закон перестал соответствовать социальным параметрам жизни общества, то это не значит, что его не следует исполнять. Таким образом, применение принципа целесообразности возможно только в тех рамках, которые определяет принцип законности. Рассматриваемый принцип имеет универсальные свойства, которые проявляются в том, что он имеет широкое и разностороннее содержание, которое дает возможность анализировать, сопоставлять, формулировать и определять некоторые аспекты иных принципов правосудия. Наиболее эффективное обеспечение законности происходит посредством конституционного контроля, призванного обеспечить неукоснительное выполнение всех положений и статей основного закона любого государства – Конституции, а также посредством административного принуждения и юридической ответственности основное предназначение которой является - обеспечение правопорядка и законности.


БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Алексеев, С.С. Теория права. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: БЕК, 2019. - 320с.
  2. Клочков В.В. Требования законности: понятие, виды, генезис // Конституционная законность и прокурорский надзор. М., 2018. - 135с.
  3. Теория государства и права: учеб. / Под ред. В.М.Корельского. - М.: Норма-ИнфраМ, 2019.- 460с.
  4. Государство и право. 1990. № 8. Кудрявцев В.Н.: Право как элемент культуры // Право и власть М. 2020. с. 29
  5. Шараев C.Ю. Законность и правопорядок в государственном управлении. М. 2001.
  6. Государство и право. 1990. № 8. Кудрявцев В.Н.: Право как элемент культуры // Право и власть М. 2020. с. 29
  7. Вахрушев П.И. Контроль за соблюдением законности // Государство и политика. - 2019. - №45. – С. 37. 11.
  8. Коваленко А.И. Очерк Теории государства и права. - М., Эксмо, 2018. - С. 219. 15.
  9. Интернет ресурс. Гарант справочно-информационная система. Дата обращения 10.05.2020: http://www.garant.ru/.
  10. Матузов Н.И. Гражданское общество: сущность и основные принципы // Правоведение. - 2018. - № 3.
  11. Власова И. С. Права человека и власть закона. - М. Эксмо, 2019. – С. 96.
  12. Защита граждан РФ своих прав и законных интересов // Законность. - 2018.- №4. – С. 12-14. 13.
  13. Коваленко А.И. Очерк Теории государства и права. - М., Эксмо, 2019. - С. 219. 15.
  14. Эбзеева Б.С. Конституционное право России: учеб. пособие. - М.: Юнити-Дана, 2018. - С. 125.
  15. Петровский А.Ю. Правовое общество: замысел и реальность. - М: Эксмо, 2019. – С. 75. 21.
  1. Алексеев, С.С. Теория права. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: БЕК, 2019. - 320с.

  2. Клочков В.В. Требования законности: понятие, виды, генезис // Конституционная законность и прокурорский надзор. М., 2018. - 135с.

  3. Теория государства и права: учеб. / Под ред. В.М.Корельского. - М.: Норма-ИнфраМ, 2019.- 460с.

  4. Государство и право. 1990. № 8. Кудрявцев В.Н.: Право как элемент культуры // Право и власть М. 2020. с. 29

  5. Шараев C.Ю. Законность и правопорядок в государственном управлении. М. 2001.

  6. Теория государства и права: учеб./Под ред. В.М.Корельского. - М.: Норма-ИнфраМ, 2019.-С.460

  7. Вахрушев П.И. Контроль за соблюдением законности // Государство и политика. - 2019. - №45. – С. 37. 11.

  8. Коваленко А.И. Очерк Теории государства и права. - М., Эксмо, 2018. - С. 219. 15.

  9. Интернет ресурс. Гарант справочно-информационная система. Дата обращения 10.05.2020: http://www.garant.ru/.

  10. Матузов Н.И. Гражданское общество: сущность и основные принципы // Правоведение. - 2018. - № 3.

  11. Власова И. С. Права человека и власть закона. - М. Эксмо, 2019. – С. 96.

  12. Защита граждан РФ своих прав и законных интересов // Законность. - 2018.- №4. – С. 12-14. 13.

  13. Эбзеева Б.С. Конституционное право России: учеб. пособие. - М.: Юнити-Дана, 2018. - С. 125.

  14. Коваленко А.И. Очерк Теории государства и права. - М., Эксмо, 2019. - С. 219. 15.

  15. Петровский А.Ю. Правовое общество: замысел и реальность. - М: Эксмо, 2019. – С. 75. 21.