Файл: Кадровая стратегия в системе стратегического управления организацией (Стратегическое управление).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы кадровой стратегии современных огранизаций на этапе нынешего экономического развития объясняется тем, что для поддержания уровня конкурентноспособности, получения финансовой прибыли (экономического роста), эффективности, да и успешного существования вцелом, необходимы определенные ресурсы. В первую очередь – человеческие ресурсы, способные профессионально и качественно решать основные задачи организации. Для успешного и эффективного управления человеческими ресурсами организации необходима своя индивидуальная кадровая стратегия, которая будет учитывать все направления работы с персоналом – от подбора до увольнения, а также будет четко нацелена на реализацию стратегических задач бизнеса организации.

Основным объектом стратегии является персонал (кадры, человеческие ресурсы) организации. Персонал – наиболее важная и ценная составляющая любого бинеса. Потому как вся общая эффективность организации напрямую

зависит от квалификации специалистов, их рациональной расстановки, полному раскрытию способностей к инновационному развитию для достижения, как целей организации, так и личных целей. В конечном итоге, многое зависит именно от людей, их квалификации, компетенции, умения, а главное желания работать. Поэтому, данная тема не теряет своей актуальности по настоящее время.

Предмет исследования составляют экономические, организационные и управленческие отношения, возникающие в процессе разработки кадровой стратегии организации.

Целью данной работы является изучение понятия кадровой стратегии. В данной работе будет рассмотрена связь между общей стратегией организации и её кадровой стратегией. Для достижения поставленной цели разберем следующие задачи:

  1. рассмотреть основные понятия и типы кадровых стратегий;
  2. рассмотреть процесс разработки и реализации кадровых стратегий;
  3. проанилизировать кадровую стратегию на примере российского представительства крупной медждународной компании.
  4. подвести итоги; сделать выводы.

Варианты взаимодействия кадровой и общей стратегии организации рассматривались в научных трудах А.Я. Кибанова, В.Р. Веснина, В.В. Белоусова, О.Ю. Одегова. Исследованию вопросов управления персоналом, кадровой стратегии, кадровой политики, формирования трудового потенциала посвящено значительное количество работ зарубежных специалистов: М. Армстронга, Р. Аткинсона, И. Ансоффа, Г. Беккера, Г. Десслера, А. Смита и других ученых. Вопросам стратегического управления посвящены исследования отече-ственных и зарубежных ученых, в частности, таких как И. Ансофф, О.С. Виханский, З.П. Румянцева, Ф.М. Русинов, Н.А.Саломатин, Р.А. Фатхутдинов и другие. Проблемы работы с персоналом рассматриваются в трудах таких авторов, как И.Ю. Баландин, B.C. Кабаков, Е.И. Комаров, А.Д. Лебедев, М.И. Скаржинский, А.И. Тяжов, Э.А. Уткин, Г.В. Щекин и других.


Практическая значимость заключается в возможности применения материалов работы.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложения. После каждой главы на основе анализа материала делаются выводы и обобщения.

В первой главе рассматриваются теоретические вопросы относительно кадровых стратегий. Основное понятие стратегии, ее типы.

Вторая глава представляет собой практическую часть, в которой рассмаривается процесс разработки и реализации кадровых стратегий.

Третья глава посвящена рассмотрению кадровой стратегии Компании LANXESS.

ГЛАВА 1. Кадровые стратегии организации

1.1 Стратегическое управление

Термин «стратегическое управление» был введен в обиход в конце 60-х годов ХХ века для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса. Ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, для того чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения.

Стратегическое управление — это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.

Стратегия – в широком смысле – видение будущего и способ его приближения; некое важное целеполагание на относительно длительный период времени. [1; 63]

Стратегическое планирование - процесс управления развитием, выработки стратегии развития. При составлении стратегичекого плана организации сначала определяется желаемый результат - «видение», а затем определяются способы его достижения. [5; 26]

Кадровое направление является одним из необходимых направлений стратегической составляющей любой организации, использующей наемный труд. В системе внутриорганизационного менеджмента под ним понимается совокупность любых управленческих задач, связанных с деятельностью организации на внешнем и внутрифирменном рынках труда. От эффективности организации кадрового направления прямо зависят позиции конкретной организации на обслуживаемом рынке и ее финансовые результаты.


Стратегическими задачами по кадровому направлению деятельности любой современной организации являются:

  • обеспечение высокого качества человеческого капитала;
  • формирование и поддержание в трудовом коллективе отношений корпоративного духа;
  • противодействие кадровым рискам. [7; 20]

Стоит отметить, что при разработке общей стратегии организации основное внимание стоит уделить выбору стратегии управления персоналом (кадровой стратегии), так как главным является тот самый человеческий фактор. Само управление организацией ведется людьми, и именно от их компетеций, знаний и навыков будет зависеть успешнось бизнеса в будущем. При выборе кадровой стратегии необходимо ответить на 3 основных вопроса:

  1. Где в данный момент находится организация и ее персонал?
  2. В каком направлении должен быть задействован персонал в соответствии со стратегией организации?
  3. Как должен развиваться персонал, чтобы выполнять задачи организации в будущем?

Ответы на эти вопросы дают стратегический анализ, стратегический выбор (или собственно стратегическое планирование) и реализация стратегии - принятого стратегического решения.

1.2 Понятие кадровой стратегии

Кадровая стратегия – совокупность основных принципов, функций и методов деятельности по управлению кадрами/персоналом, применяемых в специфических условиях, в течение определенного времени для достижения заданной цели; процесс управления развитием организации специфическими способами кадровой работы. [1; 63]

Кадровая стратегия – это разработанное руководством организации приоритетное, качественное определенное направление действий, необходимых для достижения долгосрочных целей по созданию высокопрофессио-нального, ответственного и сплоченного коллектива и учитывающих страте-гические задачи организации и ее ресурсные возможности. [2; 220]

Кадровая стратегия, как мы уже было сказано в предыдущей части, должна основываться на общей стратегии развития организации. На практике в организации наблюдается использование руководством элементов различных кадровых стратегий в разных направлениях деятельности, при этом одна кадровая стратегия берется за основу. Кадровая стратегия – одна из основных стратегий развития организации, тесно взаимосвязана с целями ее деятельности.


Выделяются следующие типы кадровых стратегий:

  1. Потребительская. У сотрудника и организации отсутствуют общие цели и ценности, но имеют место интересы: у организации к работнику как «рабочей силе», а сотрудник использует возможности организации для удовлетворения своих потребностей (в месте работы, зарплате и т.д.);
  2. Партнерская. У сотрудника и организации цели и ценности согласованы, имеют место взаимовыгодные партнерские отношения, развитие сотрудника обеспечивается организацией, а сотрудник, в свою очередь, увеличивает свой вклад в ее деятельность;
  3. Идентификационная. При данной стратегии отношения строятся на основе совпадения целей и ценностей; движущей силой реализации потенциала сотрудника является развитие организации и, наоборот, организация развивается, если развивается каждый сотрудник.
  4. Деструктивная (негативный вариант стратегии). Сотрудники и организация не признают цели и ценности друг друга; у них присутствуют ситуативные интересы; развитие происходит независимо, может принимать деструктивный характер, когда сотрудник и организация подрывают репутацию друг друга [1; 64].

Каждый тип стратегии по-разному отражается на методах и системе управления персоналом. (табл. 1)

Таблица 1

Особенности управления персоналом при различных кадровых стратегиях

Характеристики кадровой ситуации и организационного поведения персонала

Принципы кадровой политики

Специфика кадровых технологий

Потребительская стратегия

Высокая текучесть персонала по причине неудовлетворенности трудом при сохранении кадров пенсионного возраста

«Люди разные нужны» и

«Незаменимых нет»

Основной функцией

является учет кадров и контроль за

исполнением должностных инструкций

Приток квалифицирован-

ных кадров снижен, имеет место скрытый отток, неполная занятость и низкие результаты труда

Максимальное использование работников на видах работ, которые не требуют внедрения инноваций

Планирование персонала носит стихийный характер, набор сотрудников производится по формальным критериям

Исполнительность, минимальна инициативность, имитационная (демонстрируемая) лояльность

Основой для мотивации

Является предоставление льгот. Вознаграждение связано с занимаемой должностью и другими формальными критериями

Аттестация рабочих мест сотрудников и их оценка на соответствие занимаемой должности по формальным требованиям

Предприимчивость поведения и активность, обусловленные стремлением к достижению собственных целей

Кадровая работа обеспечивается минимально необходимыми ресурсами и направлена на поддержание функционирования организации

Планирование карьеры не осуществляется, кадровый резерв не готовится, ставка делается на привлечение руководителей со стороны

Партнерская стратегия

Текучесть кадров связана с резкими изменениями в

стратегии развития и кадровой политике

Избирательный и ра-

циональный подход:

поддержка усилий

приверженных и творческих сотрудников

Мониторинг мотива-

ционного и социально-

психологического

климата

Приток кадров носит стихийный характер, скрытый отток минимизирован.

Присутствуют элементы

системы воспроизводства кадров

Развитие потенциала сотрудников, обеспечивающих реализацию инноваций. Вознаграждение адекватно вкладу в достижение результатов деятельности

Отбор персонала на

основе оценки уровня компетентности

Кадровый состав не сбалансирован по отдельным показателям (возраст, квалификация)

Мотивация направлена

на содержательные аспекты профессиональной деятельности, поощряется саморазвитие

Оценка и продви жение персонала на основе стремления к саморазвитию

Активное участие в профессиональной деятельности. Нормативная и мотивированная

лояльность, ответственность и

организованность. Направленность деловой активности на достижение

Инвестиции осуществляются в программы развития перспективных сотрудников. Финансируются основные кадровые программы (мотивационные, социальные и др.)

Формирование кадрового резерва по отношению к отдельным должностям и сотрудникам

Идентификационная стратегия

Стабильность, текучесть

персонала минимальная и связана с объективными факторами

Уважение и доверие, самомотивация сотрудников на достижение

высоких результатов и успеха

Делегирование полномочий и ответственности, долговременное планирование персонала

Приток кадров упорядочен, осуществляется планомерное воспроизводство кадрового потенциала

Вознаграждение индивидуализировано и адекватно сверхнормативной активности сотрудников

Отбор на основе ценностных ориентаций и личностного потенциала

Кадровый состав сбалансирован по всем показателям. Активная жизненная позиция, инициативность в

реализации новых услуг и технологий, лояльность на уровне убеждений

Поощряются сотрудники, проявляющие высокий уровень приверженности

Оценка с целью развития профессионально важных качеств и на основе самооценки достижений

Направленность на достижение целей организации, эффективный самоконтроль в профессиональной деятельности

Инвестиции в развитие

личностного и профессионального потенциала сотрудников являются

приоритетом

Должностное продвижение на основе индивидуальных

траекторий профессионального развития. Практика замещения

должностей из состава кадрового

резерва


Источник: Управление персоналом : учебно-практическое пособие / М.Г. Масилова, З.В. Якимова; Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2017. – 208 с.

1.3 Взаимосвязь стратегии организации и кадровых стратегий. Типы кадровых стратегий

Основными чертами кадровой стратегии являются:

  • ее долгосрочный характер (формирование психологических установок, системы мотивации, структуры персонала, системы управления персоналом требует длительного периода времени);
  • связь со стратегией организации в целом (изменение стратегии организации требует корректировки кадровой стратегии: изменение структуры и численности персонала, его навыков и квалификации, стиля и методов управления). [2; 221]

Большинство современных руководителей утверждают, что кадровая стратегия является составной частью общей стратегии предприятий и следствием перспективного планирования их хозяйственной деятельности. Однако на практике встречаются разные варианты их взаимодействия. Выделяется четыре концепции планирования работы с персоналом на предприятии:

  1. кадровая стратегия зависит от стратегии организации;
  2. стратегия организации зависит от кадровой стратегии;
  3. кадровая стратегия и стратегия организации взаимозависимы;
  4. кадровая стратегия и стратегия организации определяются интерактивно [3; 20]

Рассмотрим эти стратегии наглядно в таблице:

Таблица 2.

Взаимосвязь кадровой и основной стратегии организации

Вариант взаимодействия стратегий

Характеристика

кадровая стратегия зависит от стратегии организации

эффективная форма организации работы с персоналом, средство достижения бизнес-целей с учетом потребностей каждого работника и компании в целом. Дает возможность быстрой адаптации методов работы с персоналом к изменениям в ведении бизнеса. Можно не просто управлять имеющимися ресурсами, а обращаться к новым возможностям.

стратегия организации зависит от кадровой стратегии

у работодателя нет возможности найти мотивированный персонал с нужной квалификацией, а его развитие внутри организации требует времени, поэтому новые направления ведения бизнеса лимитированы потенциалом нынешних работников. Основной ресурс - компетенции сотрудников.

кадровая стратегия и стратегия организации взаимозависимы

человек рассматривается в качестве инструмента, его работа нуждается в оптимизации. Стиль управления персоналом - «нанять и уволить». Требования к персоналу низки, а подход к его отбору поверхностен. Недостаток квалификации компенсируется строгой дисциплинарной системой и надзором. Низкий уровень требований к сотрудникам не предполагает повышение их профессионального уровня. Важнейшим мотивирующим инструментом является оплата труда.

кадровая стратегия и стратегия организации определяются интерактивно (не зависят друг от друга)

Управление персоналом оказывает влияние на ведение бизнеса. Планы компании своевременно соотносятся с мероприятиями в сфере кадровой политики (обучением, набором и т. п.); персонал и его качества расцениваются как потенциал компании. Человек в ее рамках рассматривается как ресурс, который необходимо развивать, предполагает строгий отбор сотрудников, поощрение их инициативы, нематериальную мотивацию, командную работу, отлаженную систему обучения, идентификацию сотрудников с Компанией.