Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Без права невозможно существование современного цивилизованного общества, поэтому большое значение имеет изучение права, его функций и теорий происхождения. Актуальность курсовой работы заключается в том что, человеческое общество, обусловленное совместной сознательной деятельностью людей, не может существовать и развиваться без социальных регуляторов поведения. На первых порах, пока еще индивид не выделял себя из первобытного стада, для выражения некой социальности достаточно было ряда запретов, тотемов, близких по своему происхождению к естественным требованиям поддержания самого рода человеческого, например, запрета кровосмесительного брака, который резко ухудшал здоровую наследственность.
Появление права как сферы свободы и его реализация зависели, конечно, от уровня культуры, духовности, моральных принципов человека и от той среды, в которой он жил и творил, от характера материальных отношений. Изучение процесса происхождения права позволяет глубже понять социальную природу права, его особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития. Позволяет четче определить все свойственные праву функции - основные направления его деятельности, точнее установить его место и роль в жизни общества и политической системы.
Объектом курсовой работы являются теоретические основы понятия права.
Предметом курсовой работы является правовая сторона определения права и его источники.
Цель работы рассмотреть понятие право, его понятие, генезис и основные характеристики.
Задачи курсовой работы следующие:
- рассмотреть причины возникновения права;
- проанализировать развитие подходов к пониманию права;
- определить современное понимание права в российской науке;
- рассмотреть теории происхождения права, его генезис;
- выявить основные характеристики права в объективном свойстве и социальной ценности права.
В работе использовались материалы таких авторов, как Исаев И.А., Черниловский З.М., Жидкова О.А., Крашенниковой Н.А. и другие. Курсовая работа состоит из трех глав, названия глав говорят о своем содержании.
1.Понятие права
1.1 Возникновение и развитие подходов к пониманию права (правовые школы)
Взгляды на право, его происхождение и социальную роль менялись по мере развития самого общества. Вместе с тем, несмотря на неоднозначность учений о праве, большинство концепций о его сущности и предназначении содержат ряд общих положений:
- право, как и государство, возникает на неопределённом этапе общественного развития и является достижением человеческой цивилизации и культуры;
- право – эффективное средство регулирования и упорядочения общественных отношений;
- право является выразителем государственной воли, с его помощью государственная власть целенаправленно и последовательно осуществляет управление обществом;
- право есть мера социального поведения, охраняемая принудительной силой государства.
Таким образом, право есть система общеобязательных установленных и охраняемых государством правил поведения (норм), предназначенных для регулирования и упорядочения общественных отношений.
Сегодня история политических и правовых учений относится к числу исторических дисциплин, которые изучаются в высших учебных заведениях на юридических и правовых факультетах. Школьная программа также затрагивает наиболее важные аспекты становления той или иной политической системы, в результате чего каждый человек уже со школьной скамьи умеет проводить параллели между тем или иным учением и скоростью развития науки и техники[1].
Если затрагивать самые ранние теории древности, то начинать следует с древнего Востока, так как именно там согласно официальной истории произошло зарождение цивилизации. Характерной чертой мировоззрения той эпохи являлась религиозная догма, согласно которой все необъяснимые вещи и понятия соотносились с божественным видением мира. Жизнь в то время была достаточно сложная, поскольку формой правления во всех государствах была тирания и деспотизм, который опирался на страх и полное подчинение всего общества. Исторические факты, политические и правовые учения доказали, что такой способ правления в конце концов сменился более лояльными режимами правлений при переходе от рабовладельческого строя к феодальному. Это произошло в результате постепенного развития сознания общества, так как люди становились более развитым и информированными. Но рассматривая феодальное общество, можно отметить несправедливость по отношению к основной части населения, которое продолжало оставаться в полной зависимости от воли правителей. Лишь с эпохой Возрождения начинаются изменения в развитии общества, которые позволяют постепенно отходить от средневекового религиозного фанатизма к научным открытиям в разных сферах деятельности.
На рубеже XVI-XVII веков начинают появляться первые университеты, которые постепенно формируют новое просвещенное общество. С этого момента история правовых и политических учений начинает пристально изучать множество течений и направлений, которые интенсивно появляются на всей территории западной Европы. Проявляется интерес к природе, физическим явлениям, открываются новые материки и страны, культуры разных народов начинают постепенно проникать друг в друга, формируя постепенно систему взаимодействия между всеми людьми на основе уважения прав и свобод каждого человека[2].
Эти исследования формируют основу общей правовой базы и многие приходят к правильному выводу о том, что ядром всех взаимоотношений, как между государствами, так и между отдельными людьми должен быть положен принцип уважения прав и свобод другого человека. История политических и правовых учений включает в себя труды таких великих деятелей, как Николо Макиавелли, Томас Манн, Гроций, Джон Локк, Томас Морр, Жан Жак Руссо и многие другие. В XX веке можно выделить наиболее значимую роль Мартина Лютера Кинга в борьбе за равноправие чернокожего населения в США. Великий индийский проповедник и общественный деятель Махатма Ганди в прошлом веке также стоял на пути гуманизма, оказав значительное влияние на всю мировую историю. Вторая мировая война показала, что, несмотря на все усилия общества начала ХХ века, практически весь цивилизованный мир был втянут в самую кровопролитную войну в истории человечества, в результате которой погибли сотни миллионов людей. Политические и правовые учения второй половины ХХ века отличаются в основном усилением гуманистических тенденций, а также усилением борьбы за права и свободы людей в разных странах. Однако, несмотря на все старания мирового сообщества, мы видим, что современная цивилизация находится в постоянном напряжении и различные военные конфликты лишний раз доказывают то, что все еще существует большое количество неразрешенных вопросов, на которые современному обществу следует найти правильные ответы.
Естественно-правовая теория — идея естественного права возникла в Древней Греции и Древнем Риме ( ее основатели Сократ, Аристотель, Цицерон, Ульпиан). Она исходит из существования двух систем права — естественного и позитивного.
Позитивное (положительное) право— официально признанное в государстве право, которое выражается в законах и иных правовых актах государственной власти (в том числе в санкционируемых ею обычаях).
Естественное право исходит из самой природы человека, его разума, всеобщих нравственных принципов (оно разумно и справедливо, распространяется на все времена и народы, оно вечно и неизменно). Позитивное право, противоречащее требованиям естественного, должно быть заменено на позитивное, основывающееся на естественных законах. Само естественное право как нравственные и правовые идеи, принципы, идеалы, требования не является правом в юридическом смысле, а представляет собой мораль, правосознание, демократические устремления (ближайшую и необходимую предпосылку права). Важная роль в претворении идеалов естественного права принадлежит основанному на нем позитивному (собственно юридическому) праву.
Историческая школа права сложилась в первой трети XIX века в Германии (ее представители: Густав Гуго, Савиньи, Пухта[3]. Она отрицала возможность существования единого для всех народов права, исходила из того, что у каждого народа есть свое, свойственное ему право, не похожее на право иной страны и определяемое исторически присущим ему народным духом (право каждого народа — проявление народного духа, выражающее общее сознание, общее убеждение народа; оно — результат исторического процесса). Закон — это не единственный из источников права, формирование его сравнивалось с правилами игры, которые устанавливаются постепенно на основе сложившейся практики. На первом месте — обычай. Положительная роль привлекла внимание к необходимости изучения истории права, его источников, оказала влияние на развитие правовой мысли (на психологический и социологический подходы к пониманию права).
Психологическая теория права — вместе с нормами и идеями права и правоотношениями в понятие права включают и правосознание — начало XX века — Германия (Кнапп) и Франция (Тард), Россия / Польша (Петражицкий). Выделяют позитивное право (официально действующее в государстве, выражаемое в законах, мало доступно гражданам) и интуитивное право (истоки — в психологии людей, с ним люди постоянно сталкиваются).
Единственный источник права — индивидуальное сознание.
Право — это переживания человека, который, с одной стороны, учитывает чью-либо обязанность совершить какие-либо действия, а с другой — чье-либо предопределенное обязанностью притязание на осуществление этих действий (воздержаний от них).
Среди различных психологических состояний первое место занимают эмоции: императивные (нравственные) и императивно-атрибутивные (правовые).
Императивная эмоция — одностороннее переживание лицом обязанности совершить действие в отношении другого лица, но не сопровождается переживанием другой стороной права потребовать выполнения данной обязанности.
Императивно-атрибутивная — двусторонняя эмоция — переживание одним лицом обязанности сопровождается с переживанием другой стороной права потребовать выполнения обязанности. Из императивно-атрибутивных эмоций складывается интуитивное, психическое право, которому принадлежит первое место в регулировании имущественных, семейных, наследственных отношений. Сколько людей — столько может быть и интуитивных прав.
Нормативистская (абстрактно-нормативная) теория права — берет свое начало от «категорического императива» Канта как общеобязательного требования чистой воли, независимой от внешних явлений. Либеральная нормативистская теория, выводила право из нравственности (выдвинула идею правового государства — самоограничение власти законом).
Начало XX века — главное место в теории — чистое учение о праве (Кельзен). Право — юридические нормы, рассматривались в отрыве от экономики, политики, социальной структуры общества[4]. Правовые нормы возникают и развиваются не из реальных общественных отношений, а из формального установления государством. Обязательность правовых норм следует из государственного авторитета. Фактическое отождествление государства и права.
Социологическая теория права — предопределила «школа свободного права» (Эрлих) — живое право народа, которое основано не на законе, а на свободном усмотрении судей. Право — административные акты, судебные решения, приговоры, обычаи, правосознание судей, правоотношения и юридические нормы.
Право должно рассматриваться только в действии (в процессе применения). Нормотворчество — судьи. Под правом в данной теории понимается совокупность правовых отношений, возникающих и существующих независимо от норм, сложившийся в жизни социальный порядок, в конечном итоге — фактический образ деятельности правительств, судов. Это приближает понимание права к реальной жизни, но теоретически обосновывает административный и судебный произвол.
Марксистская теория права считает право — частью надстройки над экономическим базисом общества. Оно обусловлено материальными условиями жизни и оказывает на них обратное воздействие. Классовая сущность права (право — возведенная в закон воля господствующего класса). Механизм образования права — господствующие классы объединяют свою силу в виде государства и придают своей воле выражение в виде государственной воли. Тесная связь права с государством, которое формирует право и поддерживает его в процессе реализации. Методы его — принуждение, насилие, подавление.