Файл: Современные политические режимы (Понятие и сущность политического (государственного) режима).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Понятие «политический режим» раскрывает функциональный, динамический характер политической системы. Качественные характеристики политического режима таковы: объем свобод и прав человека, методы реализации государственной власти, характер взаимоотношений государства и общества, наличие либо же отсутствие возможностей у общества оказывать влияние на принятие политических решений, способы образования политических институтов, а также методы разработки политических решений.

Одним из основных терминов, определяющих современную политическую систему, является понятие демократии и отношение к ней любого государства, так как это определит тот тип, к которому мы подведем то или иное общественное устройство.

Сегодня особенной актуальностью обладает процесс демократизации, выступающий как один из видов политического процесса. Произошло это в связи с падением авторитарных режимов, а также стремлением утвердить демократические институты во многих странах мира. Американские ученые характеризуют этот процесс как 3-ю волну демократизации.

Нужно отметить, что путь, влекущий построение демократического государства, является достаточно продолжительным и непредсказуемым. Демократия может лишь создавать необходимые политические институты, с применением которые возможно избрание наиболее выгодных для общества методов преодоления накопившихся трудностей в интересах большого числа слоев общества. Но оно не способно прокормить население, обеспечить необходимый уровень жизни, решить большую часть социально-экономических трудностей, являющиеся более ощутимыми для населения.

Понятие «демократия», дословно означающее «власть народа», возникло ещё в античности. На сегодняшний день это самый распространённый политический режим в мире. Однако, до сих пор не существует чёткого определения демократии. Разные специалисты делают упор на отдельных составляющих этого понятия: власть большинства, права и свободы человека и гражданина, равенство и т. д.

Цель данной работы раскрыть основные политические режимы государства.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • дать понятия государственного (политического) режима как элемента формы государства;
  • раскрыть теоретические основы демократии и демократического режима;
  • обозначить развитие различных политических режимов на современном этапе.

Объект исследования – правовые отношения, возникающие в рамках политического режима.

Предмет исследования – политический режим и его форма проявления.

Методы исследования – анализ, синтез, сравнение, исследование.

По структуре работа включает в себя введение, две главы, заключение и писок используемых источников.

1. Понятие и сущность политического (государственного) режима

1.1. Государственный (политический) режим как элемент формы государства

Политический режим является конкретным проявлением государственной организации, проявляющейся в характере и состоянии демократии, а также политической свободы в обществе»[1].

Его позиция стала ключевой в теории государства и права, но она не выступает как единственно верная, как и многие иные вопросы, изучаемые в данной дисциплине. В данном аспекте теоретики государства и права поделились на два лагеря. Одни согласны с мнением Марченко М.Н., и полагают, что политический режим является формой государства, а другие руководствуются мнением Тимирязева К.А., относившего политический режим к сущности государства[2].

Понятия «формы правления» и «формы государственного устройства» не отвечают на вопросы касательно того, как и при помощи чего реализуется взаимодействие политической власти, каким является статус разных общественных организаций, как выражается действие классовых сил, какая роль принадлежит государству в отношении населения.

Многие ученые полагают, что термин «политический режим» нужно рассматривать как синоним формы государства. Иные ученые выражают мнение по поводу того, что данный термин нужно исключить из состава формы государства, так как функционирование государства описывает именно государственный режим[3]. Все данные споры и положили начало двум подходам к рассмотрению государственного (политического) режима. Есть широкий и узкий подходы.


Узкий подход включает политический режим в достояния только государства, так как более углубленно он рассматривает иные элементы формы государства. Широкий подход делает его явлением политической жизни, а также включает в политическую систему общества в целом.

Данные подходы в изучении политического режима попросту необходимы, так как это соответствует текущему пониманию политических явлений, происходящих сегодня в общественно-политической и государственной сферах. Оба подхода важны и потому, как это всё должно быть в соответствии и с характером политической системы, включающей в себя государство, а также иные общественно-политические организации.

Государство существенно влияет на все составляющие политической системы, в зависимости от сущности этого государства, характера его функций, методов и форм деятельности. Также и общественно политические организации оказывают сильное влияние на государство, т.е. существует обратная связь. Это оказывает влияние на форму государства, на всю сущность государства, а именно на политический режим.

Соответственно, для характеристики формы государства важным значением обладает политический режим как в узком понимании слова (совокупность способов и приемов государственного руководства), так и в широком смысле (степень гарантированности демократических политических свобод и прав личности, уровень соответствия официальных конституционных, а также правовых форм политическим реалиям, характер отношения структур власти к правовой основе общественной и государственной жизни).

В данной характеристике формы государства выражаются правовые или внеправовые способы реализации власти, методы применения «материальных» придатков государства: тюрем, прочих карательных учреждений, демократические или диктаторские приемы влияния на население, идеологическое обеспечение, давление либо, наоборот, нарушение свободы личности, защиты прав граждан, участия народа, политических партий, меры экономической свободы, отношение к определенным формам собственности и т.п.

1.2. Демократический политический режим

Нужно сказать, что демократия предполагает признание определенного принципа свободы и равенства абсолютно всех людей, довольно активное участие народа в современной политической государственной жизни. Демократический режим обычно характерен именно для государств с экономикой рынка. В их определенной социальной структуре центральным местом обладает средний класс.


Определенный демократический режим формируется лишь в тех государствах, в которых уже достигнут довольно высокий уровень определенного социально-экономического развития, способный к обеспечению необходимого благосостояния абсолютно всем гражданам, без чего попросту невозможно достичь общественной стабильности и согласия, а также прочности ключевых демократических принципов.

Подлинная демократия способна к активному функционированию лишь в обществе с довольно высоким развитием общей и политической культуры, существенной социальной и политической активностью всех индивидуумов, добровольных их объединений, готовых защищать различные институты демократии. В числе определенных предпосылок демократии может быть названо широкое многообразие разных форм собственности, а также обязательное признание, гарантированность конкретного права частной собственности. Только в указанной ситуации можно реально обеспечить абсолютно все свободы и права человека и его, пусть даже и относительный, но суверенитет.

Соответственно, демократия как вид политического режима – это признание равенства и свобод граждан, а также участие их в политическом процессе. Режим демократии характерен для стран, в которых присутствует экономика рынка, а в социальной структуре преобладает средний класс.

Как правило, считается, что прообразом демократии является древнегреческий город Афины в VI-V вв. до н.э. Признаки демократического режима имели яркое проявление уже в ту эпоху[4]. В раннюю эпоху существования древнегреческую демократию воспринимали в качестве разновидности модели организации жизни государства, особой формы, при которой не одно лицо имеет власть (монарх, тиран) и даже не группа специфических лиц (аристократы, олигархи), а все население. Также подразумевалось, что «демос» (народ) будет обладать равными правами и осуществлять равный вклад в управление собственным государством. Именно это и являлось основными признаками демократического режима.

Становление государств, обладающих признаками демократического режима как целостной системы, осуществлялось намного позже, примерно в 16-18 вв. до н.э. Развитие процесса происходило во Франции, Голландии, США, Великобритании. Бурный рост товарных отношений, торговли, развитие крупных мануфактур и городов, географические открытия, повысившаяся роль важности колоний, серьезные научно-технические изобретения и открытия, переход от ручного к машинному производству, развитие транспорта и средств связи, накопление финансов – это ключевые социально-экономические истоки, раскрывшие характерные признаки демократического режима цивилизованному миру.


Растущие противоречия между экономически могущественным «третьим сословием» и старой аристократией потребовал кардинальных перемен в политическом режиме общества. Такие мыслители и философы, как Монтескье, Руссо, Локк, Джефферсон, Пейн, тогда описали в собственных трудах ключевые признаки демократического режима. Французы, американцы и англичане сумели воплотить их в жизнь, победив монархизм и заложив правовые, социальные и экономические основы демократии, сформировав предпосылки к реструктуризации государств.

Признаки демократического режима демократического государства являются основными отличительными чертами, главная из которых – это безусловный суверенитет народа. Как понятие демократия в себя включает признание народа как единственного и высшего источника власти в государстве. Граждане, бесспорно, обладают правом самостоятельно решать собственную судьбу. Государственная власть должна опираться на выражение одобрения от собственного народа и считается легитимной лишь в том случае, когда ее существование и создание поддержано людьми (избирателями) согласно всем нормам и правам.

Важнейшие признаки демократического режима – это свободные выборы, а также волеизъявление народа. Люди самостоятельно выбирают представителей, обладают реальными рычагами воздействия и механизмами контроля за их деятельностью при управлении государством. В ходе выборов, согласно правовым нормам, народ обладает полноценным правом абсолютной либо же частичной смены государственной власти, а также внесения структурных изменений. Все вышеуказанное – ключевые признаки демократического режима. Нужно сказать, что народ обладает полным правом на досрочное отстранение выбранного правительства от власти, если заметит очевидное злоупотребление собственными полномочиями. Этим и отличаются признаки демократии и тоталитаризма (где данных функций граждан нет по определению).

Восприятие человека как эпицентра социального и политического устройства, примат общества над властью выступают признаками либерально-демократического режима. Конкретно личность человека – это наиболее высокая ценность в государстве.

Общество и народ рассматриваются в качестве суммы разных независимых индивидов друг от друга, а не монолитной единой воли. Указанная сумма выражает совокупные интересы отдельных личностей. Как признаки демократического режима также выступают признание приоритета интересов индивидуумов над государственными, а также признание наличия у каждой личности суммы прав и свобод, называющихся естественными и выступающих неотъемлемыми. Как пример может быть приведено право на жизнь и существование. Демократический режим, понятие, характеристики и признаки которого опираются во всем на личностную свободу, также состоят из неприкосновенности личности, независимости, защиты и сохранности частной собственности.