Файл: Теории происхождения государства (Понятие государства и многообразие теорий его происхождения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Выбор данной темы обусловлен тем, что изучение взглядов ученных на причины возникновения государства позволяет лучше усвоить учебный материал, рассматриваемый в рамках изучения «Теории государства и права».

Немаловажное значение имеет тот факт, что возникновение новых государств мы можем наблюдать и в настоящее время.

Актуальность темы связана с тем, что обобщение теорий происхождения государства позволяет четче определять все свойственные ему функции - основные направления его деятельности, установить место и роль в жизни общества и политической системы. Несмотря на многовековую историю исследования, до настоящего времени отсутствует единство во мнениях на процесс происхождения государства.

Целью данной курсовой работы является изучить взгляды ученных на происхождение государства.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие «государство».

2. Рассмотреть основные теории возникновения государства и права, их роль в системе развития государства.

3. Обобщить закономерности возникновения государства.

Объектом исследования является теорий происхождения государства, а предметом исследования – социально-правовые положения и особенности теорий происхождения государства.

Источниками для написания работы послужили учебные пособия по «Теории государства и права» и статьи из периодических изданий.

1. Понятие государства и многообразие теорий его происхождения

1.1. Определение понятия «государство»

Понятие государства в современной России играет методологическую, определяющую роль для системы юридических знаний и их применения на практике. В зависимости от интерпретации природы государства формируется государственный аппарат, закрепляются механизмы реализации государственных решений.[1]

При определении понятия «государство» научная мысль сталкивалась с неоднозначным его пониманием, поскольку ученые по-разному подходили к разрешению этой теоретической проблемы.

Наиболее распространенные и признанные определения понятия государство можно найти в энциклопедиях, словарях, учебной литературе по теории государство и права.


Приведем ряд определений из данных литературных источников.

«Государство – это особая организация публичной, политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию».[2]

«Государство – это специфическая социально-политическая организация, осуществляющая управление обществом в пределах определенной территории посредством: выработки, принятия, наделения юридической силой общезначимых и общеобязательных правил поведения (юридических норм); использования этих правил в процессе правового регулирования; установления действенной системы гарантий реализации государственно-властных предписаний (прежде всего, путем закрепления возможности государственного принуждения); придания правовым нормам санкционированного характера (посредством установления мер юридической ответственности, адекватных вреду, нанесенному правонарушением)».[3]

«Государство – это универсальная территориальная политическая организация, в которой материализуется особая публичная и суверенная власть наиболее могущественных слоев населения, используемая как для согласования и защиты их интересов, так и для выполнения общих дел, вытекающих из природы всякого человеческого сообщества… Типичными признаками государства следует признать: территориальность, универсальность, публичную власть, суверенитет, взимание налогов и других обязательных сборов (платежей)».[4]

В качестве базовых характеристик государства на современном этапе предлагаются к рассмотрению следующие: территориальное деление населения; публичная власть, выделившаяся из общества и не совпадающая с населением; официальный представитель всего общества; безоговорочное распространение власти государства на все население, проживающее на его территории; создание общеобязательных правил поведения; обладание официально организованными силовыми структурами и монополия на легальное принудительное осуществление власти; принудительное формирование своей материальной базы; суверенная организация; наличие особых символов Подходы к понятию государства, его сущность и признаки развивались исторически одновременно с развитием цивилизации.[5]


При определении понятия «государство» научная мысль сталкивалась с неоднозначным его пониманием, поскольку ученые по-разному подходили к разрешению этой теоретической проблемы.[6]

Наука и международное право до настоящего времени не располагают единым и общепризнанным определением понятия «государство». Ни ООН, ни другие международные организации не имеют полномочий фиксировать наличие государственного статуса. Признание нового государства или правительства – это акт, который могут совершить или отказаться совершить только сами государства и правительства.[7]

В целом объяснение причин возникновения государства и его природы требует интеграции разнообразных научных подходов, объясняющих сущность проблемы во всём многообразии её проявлений в реальной жизни.[8]

2.2 Многообразие теорий происхождения государства

Наукой было разработано множество теорий происхождения государств. Современная наука, оценивая различные теории происхождения государства, отмечает, что многие из них содержат элементы истины, но ни одной из них не удалось отразить сложный и противоречивый характер процесса происхождения государства.

Любая теория, концепция развития общества неизбежно отражает в себе некоторые особенности текущего социально-политического момента и обусловлена уровнем развития создающей её науки. Точно так обстоит дело и с различными теориями происхождения государства. В различных теориях отражены отдельные, чаще всего действовавшие факторы и процессы.[9]

Вопрос о происхождении государства является столь же сложным и древним, как и само государство. Аспекты функционирования государства, его роли в жизни общества затрагивала умы философов, историков, политологов и юристов еще с древности. В ходе становления понятий о государстве и его сущности были выработаны разнообразные подходы к определению государства, сформулированы основные положения о его сущности и роли в общественной жизни.

Все определения относительно происхождения государства, его сущности и роли в правовых отношениях можно представить в виде сформировавшихся теорий.

На первый план выступают теологические теории, имеющие многовековую историю. Сформированы в древних государствах Востока, в Древнем Риме и Древней Греции. Главный аспект этих теорий связывает возникновение государства с божественной волей т. е. государственная власть производна от власти божественной, земным проводником которой и является церковь (Иоанн Златоуст, Августин Блаженный, Фома Аквинский и др.).


Представители патриархальной теории проводят взаимосвязь между возникновением государства и семьей, власть главы государства сравнивается с властью отца в семье, который заботится о своих близких (Аристотель и др.).

Такими были взгляды древних мыслителей на государство, общим итогом чего является движение мысли от целого к частям, от общего к частному.

Совершенно обратным порядком идет мышление нового времени. В древности мысль исходила от объекта и затем перешла к субъекту, здесь она исходит от субъекта и затем переходит к объекту.

Вершиной представлений о государстве стали такие понятия, как власть, закон, свобода, цели и идеи, связывающие все элементы в одно органическое целое, которые представляют собой основополагающие элементы государственного порядка.

В частности естественно-правовая (договорная) теория происхождения государства вариативна в понимании государства, но сводится к тому, что государство представляет собой результат объединения граждан на добровольной основе (Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, Г. Гроций, Дж. Локк, А. Н. Радищев).

Теория насилия объясняет возникновение государств военными захватами, что приводит к появлению господствующих и угнетенных классов. (Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг).

Патримониальная теория исходит из того, что государственная власть — это власть собственника над теми, кто проживает на его земле (А. Галлер).

Помимо указанных теорий существует и ряд других, которые так или иначе могут быть интересны: инцестная теория (К. Леви-Стросс), спортивная теория (Х. Ортега-и-Гассет), расовая теория (Ж. Гобино, Ф. В. Ницше).

Все сформированные теории происхождения и сущности государства влияют на весь ход формирования философских и юридических понятий о данном феномене и последующее развитие учения о нем.

Трактовки концепций возникновения государства зависят от природы понимания государства и его участия в правовых отношениях. Современная многообразная картина учений о генезисе государства во многом отражает те причины, которые служат первоосновой для их возникновения. Скорее всего, данные представления следует рассматривать во взаимосвязи, что станет толчком к формированию целостного представления о государстве.

2. Теории происхождения государства


2.1. Теологическая теория

Одной из древнейших является теологическая теория. Сформированы в древних государствах Востока, в Древнем Риме и Древней Греции. Главный аспект этих теорий связывает возникновение государства с божественной волей т.е. государственная власть производна от власти божественной, земным проводником которой и является церковь (Иоанн Златоуст, Августин Блаженный, Фома Аквинский и др.).[10]

Высокую степень развития она получила в трудах Фомы Аквинского, Жака Маритена, Жозефа де Местра. В соответствии с теологической теорией, государство возникло и вечно существует в силу божественной воли, поэтому каждый должен подчиняться государственной воле как власти от Бога. В трудах некоторых мыслителей, например Ф. Аквинского, данное положение дополняется идеей о необходимости подчинения самого государства религиозным организациям (католической церкви), обладающим монополией на установление истинной божественной воли. В условиях средневекового европейского общества, в котором католическая церковь являлась важнейшим социальным, политическим, экономическим институтом, возникновение подобных взглядов было естественным.[11]

Следует обратить внимание на тот факт, что перед теологами сама эпоха и, прежде всего, общественно-политический строй поставили серьезную задачу: обосновать существующее в обществе классовое неравенство, входящее в противоречие с равенством всех людей перед Богом.

Дело в том, что неизбежным следствием и пережитком сословного деления в период феодализма было рабство. По мнению Августина, рабство – не преходящее явление, которое терпят временно, чтобы не затевать смуты, а постоянное, ибо оно стало естественным вследствие испорченности человеческой природы.

Рабство будет существовать, пока существует земное человеческое общество. Только в Божественном царстве не будет рабства.[12]

Разложение феодальных отношений и сословного строя в эпоху Нового времени, появление рыночных отношений детерминировали новую моральную и философскую этику. Поворот от догматического теизма к гуманизму и натурфилософии, а позже и к персоноцентризму – эти и многие другие факторы оказали разрушительное воздействие на доктрину томизма. Учение Фомы Аквинского в период буржуазно-классовых отношений снискало себе статус бесполезного, чересчур умозрительного и ненаучного. Теории естественного права XVII–XIX вв., позитивистские концепции XIX–XX вв. заложили новые методологические основы в вопросах исследования сущности права. В XIX в. теологии и метафизике был нанесен существенный урон со стороны позитивизма, диалектического материализма, идей прагматизма и дарвинизма. В итоге, теологические интерпретации естественного права потерпели поражение в борьбе за «истину», в том числе правовую.[13]