Файл: Управление финансами и пути его совершенствование в Российской Федерации.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы финансового управления
1.1 Сущность и методы управления финансами
1.4 Система государственных органов управления финансами и их функции
2. Высшие государственные органы управления финансами
3. Пути совершенствования управления финансами в РФ
3.1 Направления финансовой политики для стабилизации социально – экономического развития
3.2 Методы и критерии эффективности управления финансами в РФ
3.2 Методы и критерии эффективности управления финансами в РФ
Поскольку в ближайшей перспективе, по нашему мнению, нет оснований рассчитывать на качественное изменение экономической ситуации, переориентация сложившейся модели формирования финансовых ресурсов реально может основываться лишь на увеличении оплаты труда наемных работников, участия сектора услуг и индивидуальных предпринимателей в образовании общегосударственных фондов денежных средств, а также минимизации потерь от уклонения уплаты налогов.
Компонентом роста финансовых ресурсов могут стать сбережения населения, но от властных структур требуется их привлечение не просто в качестве кредитного источника, а целенаправленное перераспределение для финансирования производственных инвестиций (посредством выпуска федеральных, региональных и муниципальных ценных бумаг целевого характера).
Формирование нового механизма хозяйствования в нашей стране предусматривает не только изменение пропорций перераспределения денежных средств между государством и субъектами рыночных отношений. Он предполагает принципиальный пересмотр всей совокупности средств и способов регулирования в целях совершенствования финансового перераспределения.
При установлении конкретных форм финансового перераспределения стоимости обязательным должен быть анализ финансовых затрат и выгод от различных перераспределительных систем, их соотношение с общественными потерями и компенсацией последних. Так, при определении принципов налоговой политики более предпочтительна ориентация на налогообложение товаров с превалирующей эластичностью предложения в комплексе с дотированием наименее обеспеченных групп потребителей. С точки зрения совокупных интересов общества это наиболее оптимальный вариант, ибо минимизируются потери всех участников финансовых отношений.
Одна из главных проблем реформирования финансового механизма - создание экономически обеспеченной финансовой базы для всех национально-государственных и административно - территориальных образований.
Критериями выбора конкретных методов и средств финансового воздействия должна быть их способность:
- обеспечить оптимальное решение стратегических проблем экономического и социального развития, а также формирование прогрессивных пропорций общественного воспроизводства;
- поддерживать стабильную социальную защищенность граждан;
- открывать простор для инициативы и предприимчивости каждому субъекту экономики.
Чтобы финансовые методы регулирования экономики не снижали стремление предпринимателей и отдельных работников к росту конечных результатов деятельности, государство должно систематически контролировать экономическую обоснованность складывающегося соотношения между доходами, оставляемыми хозяйствующим субъектам и гражданам, и доходами, идущими на образование централизованных фондов.
Для этого необходимо:
- создание правовых условий полной возмездности причиненного ущерба в случае нарушения субъектами финансовых отношений своих обязательств.;
- наличие системы льгот при финансировании и налогообложении;
- использование прямых финансовых отношений предприятий с бюджетом, применение единых ставок налога (с учетом профиля деятельности) и единых принципов бюджетного финансирования;
- обеспечение высокого уровня самостоятельности товаропроизводителей в их участии (помимо обязательных платежей) в целевых программах федерального, регионального и местного значения, то есть на добровольных началах.
Таким образом, становится понятно, что необходимым условием эффективного применения финансовых методов обеспечения устойчивого развития экономики является опора на экономические интересы субъектов хозяйствования.
Рассматривая рационализацию финансовых отношений как условие экономического роста и укрепления России, представляется целесообразным определить в качестве важнейших методов обеспечения устойчивого развития экономики следующие методы:
- наращивание бюджетного потенциала, способного обеспечить необходимые государственные расходы;
- оздоровление государственных расходов и их сокращение посредством реформы предприятий, коммунальной реформы, страховой медицины, негосударственных пенсионных фондов и т.д. с учетом обеспечения государственных гарантий по финансированию минимальных социальных стандартов;
- ускорение принятия пакета федеральных налоговых и бюджетных законов, обеспечивающих стабильность налогового законодательства;
- развитие принципов бюджетного федерализма, считая одним из базовых принцип сильного и устойчивого федерального бюджета при достижении сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, включая местные бюджеты;
- преодоление попыток некоторых субъектов Федерации выступать перед Центром в качестве "налогоплательщиков", какими являются только юридические и физические лица: создание условий для заинтересованности регионов в развитии регионального бюджетного потенциала при соблюдении федерального бюджетного законодательства;
- усиление внимания факторам ценообразования на внутреннем рынке, проблемам формирования издержек производства в конкретных отраслях, контролю за соотношением уровня цен и уровня издержек;
- проведение политики снижения внутренних цен на энергоносители для обеспечения условий повышения общей конкурентоспособности экономики;
- преодоление в короткие сроки дезинтеграции денежного оборота и вытеснение денежных суррогатов из экономического оборота:
- разработка концепции развития банковской системы и принятие мер по обеспечению использования ссудного фонда страны преимущественно в интересах поддержки экономического роста.