Файл: Управление финансами и пути его совершенствование в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.4 Система государственных органов управления финансами и их функции

Общее управление финансами Российской Федерации в соответствии с ее Конституцией возложено на высшие органы государственной власти - Федеральное Собрание и его две палаты - Государственную Думу и Совет Федерации.

Оперативное управление финансами осуществляет финансовый аппарат. С его помощью государство руководит финансовой деятельностью во всех структурных подразделениях экономики. Финансовый аппарат выполняет работу по оперативному финансовому планированию, учету, анализу, контролю и исполнению финансовых планов.

Государственная Дума и Совет Федерации рассматривают и утверждают федеральный бюджет России. Федеральное Собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах.

Важнейшим органом, осуществляющим управление финансами, выступает Министерство финансов Российской Федерации.

Его основными задачами в области управления финансами является выработка единой государственной финансово-кредитной, денежной политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, таможенных платежей и др.

Министерство финансов РФ выполняет следующие основные функции:

1. Разрабатывает и представляет в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам:

    • организации и функционирования бюджетной системы РФ, определения основ бюджетного процесса;
    • федерального бюджета на очередной финансовый год, порядка его исполнения в очередном финансовом году и отчетность о его исполнении;
    • разграничения бюджетных полномочий между РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления;
    • финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами;
    • налоговой, валютной политики и политики в сфере таможенных платежей;
    • эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг, предоставления государственных гарантий, РФ;
    • управления государственным долгом и финансовыми активами РФ;
    • регулирования в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений;
    • контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере и др.

2. Разрабатывает и утверждает:

  • порядок составления и исполнения федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • формы налоговых деклараций, расчетов по налогам, методические рекомендации и другие нормативно-правовые акты по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
  • условия лицензирования, аттестации, деятельности и представления отчетности в отношении субъектов страхового дела;
  • методологию эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг, предоставления государственных гарантий РФ;
  • порядок организации и осуществления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере и др.

3. Осуществляет:

  • составление проекта федерального бюджета на очередной финансовый год, обеспечение его исполнения;
  • прогнозирование и кассовое планирование исполнения федерального бюджета;
  • ведение учета операций по исполнению федерального бюджета, составление и представление в Правительство РФ отчетов об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;
  • экспертизу проектов Финансово-экономических обоснований к законопроектам и проектов заключений Правительства РФ по законопроектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет федерального бюджета;
  • управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;
  • координацию бюджетно-кредитной политики

Основными департаментами Министерства Финансов РФ являются: департамент бюджетной политики, который составляет проект федерального бюджета и организует его исполнение; департамент отраслевого финансирования, осуществляющий финансирование промышленности, строительства и строительной индустрии, транспортных систем и связи, сельского хозяйства, пищевой промышленности и охраны природы; департамент оборонного комплекса и правоохранительных органов; департамент управления государственным внутренним и внешним долгом.

Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей возложен на Федеральную налоговую службу и ее органы на местах - налоговые инспекции.

Налоговые инспекции обязаны:

  • действовать в строгом соответствии с законодательством;
  • осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства по вопросам правильного исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и во внебюджетные фонды;
  • вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;
  • проводить проверки налогоплательщиков;
  • ежемесячно представлять финансовым органам и органам Федерального казначейства сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет;
  • информировать Министерство финансов РФ обо всех случаях неуплаты предприятиями налогов;
  • осуществлять возврат излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых с налогоплательщиков штрафов и пеней.

За поступление таможенных пошлин ответственность несет Федеральная таможенная служба, которая обязана:

  • проводить проверки по налогам, взимаемым таможенными органами;
  • проверять все документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, взимаемых таможенными органами;
  • приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими налогового законодательства;
  • взыскивать недоимки по налогам, а также штрафы, предусмотренные налоговым законодательством.

В целом таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства при пересечении товарами границы РФ, правильностью исчисления и уплаты таможенных пошлин.

На современном этапе развития остается острой необходимость дальнейшего совершенствования структуры аппарата управления финансами. В основе совершенствования управления финансовыми отношениями должна быть активизация финансовой политики. В частности, это связано с улучшением системы налогообложения, повышением ее влияния на развитие экономики.

Совершенствование управления финансами вызвано также расширением финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации, возрастанием значения территориальных и местных финансовых органов в реализации финансовой политики.

2. Высшие государственные органы управления финансами

Президент РФ в своем ежегодном послании Федеральному собранию о положении в стране и о направлении внутренней и внешней политики государства формулирует, в том числе основные принципы финансовой политики государства на данный период. Это во многом определяет финансовую деятельность Правительства РФ на соответствующий период. Кроме того, Президент осуществляет некоторые кадровые назначения. Так с согласия Госдумы он назначает Председателя Правительства РФ, а по его предложению заместителей Премьер-министра, федеральных министров, в том числе министра финансов и министра по налогам и сборам. Президент представляет Госдуме кандидатуру председателя ЦБ РФ. Президент РФ подписывает и обнародует федеральные законы, вносит в Госдуму законопроекты. Он издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ, являющиеся важным элементом государственного управления финансами.


Государственная дума РФ, согласно Конституции РФ, принимает федеральные законы, в том числе федеральные законы по вопросам Федерального бюджета, федеральных налогов и сборов и др. Однако законопроекты о введении или отмене налогов, о выпуске госзаймов, об изменении финансовых обязательств государства и другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ. Совет федерации и Госдума контролируют осуществление федерального бюджета. С этой целью ими образуется Счетная палата. При этом председателя Счетной палаты и половину состава его аудиторов назначает и освобождает от должности Госдума, а заместителя председателя и другую половину состава ее аудиторов назначает Совет федерации.

Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также представляет Госдуме отчет об исполнении бюджета. Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой финансовой и денежно-кредитной политики.

3. Пути совершенствования управления финансами в РФ

3.1 Направления финансовой политики для стабилизации социально – экономического развития

Государственная финансовая политика — элемент макроэкономической политики. В настоящее время государственная финансовая политика России направлена на преодоление последствий финансово-экономического кризиса, стабилизацию социально-экономической ситуации в стране.

Финансовая политика включает следующие направления:

1) налоговую политику;

2) бюджетную политику;

3) денежно-кредитную политику;

4) инвестиционную политику;

5) социальную политику.

Для реализации финансовой политики необходимо:

  • снижение социальной напряженности;
  • оздоровление государственных финансов;
  • восстановление нормального функционирования банковской сферы;
  • сбалансированность товарных и денежных потоков;
  • разумное расширение финансово-экономической самостоятельности регионов в рамках единого федеративного государства;

Важной составной частью финансовой политики является налоговая политика. Она должна быть направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики. Ее основные задачи:

  • комплексное реформирование налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы, снижения уровня неплатежей;
  • пересмотр существующих налоговых и таможенных льгот;
  • введение единого реестра налогоплательщиков;
  • ужесточение налогового администрирования;
  • реструктуризация пеней и штрафов по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.

Важнейшая задача денежно-кредитной политики — преодоление банковского кризиса, восстановление доверия к банковской системе и стимулирование организованных сбережений населения. Задачи денежно-кредитной политики:

  • реструктуризация банковской системы;
  • совершенствование порядка контроля за соблюдением банками обязательных нормативов;
  • сглаживание колебаний курса рубля к иностранным валютам;
  • пополнение валютных запасов государства и снижение оттока капиталов за границу;

Финансовая политика государства имеет социальную направленность. К задачам в этой области относятся:

  • выплата в полном объеме текущей заработной платы работникам бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, других государственных социальных трансфертов, а также выполнение графика погашения задолженности по таким группам из федерального бюджета;
  • разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, в том числе дифференцированную индексацию пенсий и поэтапную индексацию ставок и окладов работников бюджетной сферы;
  • сдерживание роста безработицы и создание условий для расширения занятости;
  • реализация пенсионной реформы, обеспечивающей формирование многоуровневой пенсионной системы с устойчивым финансированием; внедрение элементов накопительного финансирования пенсий;
  • упорядочение системы социальных льгот и выплат с перенесением основной части государственной помощи на малообеспеченные слои населения;

Для реализации финансовой политики особую важность имеет инвестиционная деятельность, которая включает:

  • повышение роли Бюджета развития РФ как источнику финансового обеспечения государственной инвестиционной политики;
  • создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений населения;
  • развитие ипотечного кредитования;
  • привлечение прямых иностранных инвестиций.