Файл: Гарантии прав и свобод человека и гражданина (Общая характеристика прав и свобод человека и гражданина ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика прав и свобод человека и гражданина
1.1 Понятие прав человека и гражданина
1.2 Теории прав и свобод человека и гражданина
2. Гарантии прав и свобод человека и гражданина
2.1 Механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина
2.2 Проблема защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ
Согласно закону, каждый может заниматься творческой деятельностью; и государственные органы и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в творческую жизнь человека, что имело место в годы тоталитарного режима. Государство гарантирует авторам охрану интеллектуальной собственности, устанавливая порядок применения ответственности для лиц, нарушивших данное право. Так, присвоение некоторых видов авторства влекут за собой уголовную ответственность.
1.2 Теории прав и свобод человека и гражданина
Развитие прав человека имеет большую историю. Необходимость участия различных слоев общественности в контроле над реализацией государственными структурами воли и интереса гражданского общества обоснована еще философами Древней Греции и Рима и реализована в полисном строе в Греции, в республиканском управлении, куриатных, центуриатных, трибутных видах народных собраний и многом другом в Древнем Риме. Аристотель, считая учет мнения большинства необходимым элементом самоидентификации государства, отмечал, что мнение народа – инструмент, с помощью которого можно контролировать дела государства и формировать правовую систему. В греческих полисах значение Народного собрания и Совета воплощало главный принцип политического мышления древних греков: право участия в управлении всего гражданского коллектива. Право на решение дел своего полиса рассматривалось как одно из важнейших прав гражданина.
Обозначая проблему отчуждения государства от общества в качестве «хронической для российской государственности», Президент РФ В.В. Путин отметил, что для эффективной работы правоохранительных органов помимо всего прочего «необходимо ввести эффективный гражданский контроль … без опоры на население, на институты гражданского общества нельзя решить и столь значимую задачу как профилактика экстремизма и преступности в целом» . Председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев предпосылки решения проблемы видит в «создании новых механизмов взаимодействия исполнительной власти с институтами гражданского общества». Тематика общественного контроля связывается не только с представлениями о необходимых элементах демократического государства, но и с осознанием факторов социального развития, учитывающего необходимость взаимодействия государства и общества, консенсус интересов различных институтов общества и социальное партнерство в решении общественных проблем.
В настоящее время обеспечение взаимодействия уполномоченных ответственных государственных органов и саморегулирующихся систем (представительной демократии, науки), независимых от власти считается одной из наиболее эффективных практик совершенствования государственного управления (Аузан А.А., Мау В.А., Синельников-Мурылёв С.Г., Якобсон Л.И., Ясин Е.Г., другие). Элементы подобного взаимодействия разработаны и внедряются на разных уровнях и в государственной системе исполнения наказаний. Так, разработана и реализуется программа социальных лифтов, научных отрядов осужденных, центров исправления, социально-трудовой адаптации, пр.
С зарождением и развитием капитализма на арену истории выходит новый класс – буржуазия – собственники средств производства, капиталов, использующие наемный труд, испытывающие потребность в свободе своей деятельности и защите собственности. Буржуазия получила экономическое влияние, в том числе на королевскую власть. Но в политике ее влияние было ограничено. Феодалы и королевская власть вершили произвол в отношении собственности буржуа. Назрела необходимость демонтажа феодализма (господства крупных земельных собственников) и поддерживающей его католической церкви. Это нашло идеологическое и религиозное обоснование в либерализме и протестантизме.
Либерализм XVII–XVIII вв. поставил права и свободы человека в центр развития общества. Дж. Локк, Ш. Монтескье, И. Кант, Т. Пейн, Т. Джефферсон, Дж. С. Милль и другие заложили фундамент теории прав человека. В Декларации независимости США 1776 г. и французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. говорилось о неотъемлемых правах: в первой – на жизнь, свободу и стремление к счастью; во второй – на свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. Со временем были установлены конституционные и международно-правовые гарантии свободы в условиях равноправия.[5]
Идеолог протестантизма, религиозный реформатор М. Лютер считал, что человек достигает «спасения души» не через церковь, а с помощью веры, даруемой ему непосредственно Богом. М. Лютер и Ж. Кальвин провозгласили духовное равенство, что усилило обоснование равенства гражданского и политического. Законодатели корректировали перечень прав и свобод. Со временем возникла необходимость более строгого определения перечня прав, закрепляемых в конституциях государств и международных документах. Венгерский юрист А. Шайо замечает: «Если конституция хочет избежать тупика, бессистемности определения в законе основных прав, она вынуждена сделать сознательный, хотя и несколько произвольный выбор: составить перечень основных прав… определить круг тех прав, которые она намерена почитать и заставить почитать других».[6]
Из всех возможных прав человека выделяется группа «основных прав», наделяемых конституционными гарантиями. Постепенность закрепления прав и свобод человека отражала степень созревания условий для обеспечения их гарантий. Опыт конституционализма помог различить права человека и права гражданина. Сначала преодолевалось сословное разделение, закреплялись гарантии прав гражданина в границах определенных государств с конкретным населением, правовой культурой и уровнем развития экономики. Государства не могли распространить свои гарантии прав человека на всех проживающих на его территории. Права человека закреплялись в качестве «конституционных прав», но часть их связывалась с обязанностями гражданина, обозначалась как «права гражданина», подкреплявшиеся дополнительными гарантиями. Закреплялся статус иностранцев, предполагавший определенные ограничения их прав.
Буржуазные революции сделали важные шаги в закреплении «негативных прав» (свободы от вмешательства государства – свобода вероисповедания, слова, печати, собраний и ассоциаций, распоряжения собственностью, неприкосновенность жилища, тайна переписки и т. д.). Их обозначали как личные (гражданские) и политические права. В XIX в. началось международно-правовое регламентирование военных действий в плане защиты комбатантов (военнопленных, раненых, больных военнослужащих) и некомбатантов (гражданского населения, медицинского персонала), что расширило понимание личных прав на жизнь и сохранение здоровья. С конца XIX в. перечень прав расширялся за счет «позитивных прав»: их реализация требовала конституционных гарантий безопасности, государственной поддержки, социального обеспечения.
6 января 1941 г. Президент США Ф.-Д. Рузвельт в речи «О четырех свободах» изложил свое видение безопасного демократического мира без войн, в котором каждый человек наделен фундаментальными правами: свободой слова, вероисповедания, свободой от нужды и страха. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.) закрепила перечень из 30 прав и свобод, в том числе права на жизнь, свободу, собственность, социальную безопасность, экономических, социальных и культурных прав, необходимых для обеспечения достоинства и свободного развития личности. Далее универсальные права закреплялись в Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод 1950 г., двух международных пактах 1966 г.,.
Все это позволило разработать концепцию «поколений прав человека». Права первого поколения – «негативные права», сформулированные в ходе осуществления буржуазных революций XIX в.; второго – «позитивные права»: на социальное страхование, социальное обеспечение и др. (конец XIX – первая половина XX в.); третьего (вторая половина ХХ в.) – коллективные права, принадлежащие крупным объединениям (народам, нациям) – право на мир, благоприятную окружающую среду, гуманитарную помощь при бедствиях (их еще называют правами солидарности).[7]
Таким образом, права и свободы человека – это возможности свободно и ответственно действовать (воздерживаться от действий), защищая (сохраняя) достоинство, осознаваемое как ценность, опираясь при этом на социальную защиту, гарантированную конституциями, международно-правовыми актами и другими механизмами.
Как было уже показано, создано достаточно много структур гражданского общества, имеющих возможность каким-либо образом оказывать влияние на исправление преступников во время отбывания наказания в виде лишения свободы, контролировать соблюдение условий содержания: Общественные наблюдательные комиссии (ОНК), Уполномоченные по правам человека и по правам ребенка, предпринимателей, различные профильные комиссии, Общественные советы и палаты, Попечительские и родительские комитеты при колониях, профильные общественные и профессиональные организации и др.
Если в зарубежной практике системы общественного контроля системы исполнения наказаний развивается в направлении разработки и внедрения новых практик, то в российских условиях сложилось так, что становление системы общественного контроля сейчас находится на стадии восстановления старых практик или ассимиляции зарубежных. Для эффективной организации необходим комплексный анализ проводимой работы различными структурами, выделение наиболее эффективных практик и социальных субъектов, их характеристик. При этом целесообразно применять современные методы социологического анализа, в частности элементы проектирования и моделирования к социальному управлению общественным контролем государственной системы исполнения наказаний.
2. Гарантии прав и свобод человека и гражданина
2.1 Механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина
Рассмотрение системы гарантий прав и свобод человека и гражданина, обязательно требует наличие механизма обеспечения удовлетворения потребностей и интересов человека, а также механизма их социальной и правовой защиты. Соответственно должна присутствовать сформированная система средств и методов, создающих необходимые условия соблюдения прав и основных свобод человека и гражданина. В изученной литературе нет однозначного подхода к рассмотрению механизма обеспечения прав и свобод. Одни авторы раскрывают механизм обеспечения прав через деятельность правоохранительных органов, другие через комплекс согласованных действий индивидов обеспечения прав, третьи - сводят его к системе гарантий.
С юридической точки зрения понятие «механизм» принято рассматривать как: «механизм правового регулирования», «механизм правотворчества», «юридический механизм управления», «механизм трудового воспитания», «механизм реализации личных конституционных прав и свобод граждан» и т.д..
Понятие механизм наиболее полно представлен в трактовке В.И. Гоймана.[8] По его мнению, механизм обеспечения прав личности представляет собой «комплекс взаимосогласованных мер материально-технического, организационно-управленческого, идеологического (социально-политического) и специально- юридического характера, осуществляемых государством, его органами и должностными лицами и имеющими своим назначением обеспечить реальное действие закона, т.е. создать условия, при которых граждане, их объединения и организации согласовывают свои действия с требованиями закона, а также беспрепятственно и эффективно используют предоставляемые им возможности удовлетворения многообразных интересов и потребностей».
Рисунок 2
Система гарантий прав и свобод человека и гражданина
Теория обеспечения прав человека рассматривает в основном нормативные и организационно-правовые аспекты защиты прав личности вне системного подхода, с экономическими, социальными, политическими, духовными, историческими, идеологическими блоками и со всеми ценностями прав и государств без связи с мировыми процессами. Единственно можно выделить такие критерии как наличие определённой правовой базы; систему гарантий и ресурсов; квалификацию уровень знаний работников правоохранительных органов; позитивное общественное мнение, правовая активность, участие и поддержка населения.
Термин «общественный контроль» в последнее время стал довольно широко использоваться как в публичных выступлениях общественных деятелей, так и научной литературе. Этим понятием чаще всего обозначают формы вовлечения различных социальных групп в сферу наблюдения за исполнением органами власти норм права, выявление нарушений и, в некоторых случаях (Общественные наблюдательный комиссии по соблюдению прав осужденных к лишению свободы (ОНК)), выдвижение предложений по их устранению. При этом часто акцентируется внимание на новизне или актуальности сферы для общественного контроля, необходимости апробации в ней новых технологий и учета мнения общественности при принятии окончательной модели управления, которая будет более эффективна, производительна, экономна, конкурентоспособна и т.д. В настоящее время различные структуры общественного контроля можно наблюдать в сфере жилищно-коммунального комплекса, малого предпринимательства, развития мер соблюдения прав человека, защиты детей, пр.