Файл: Понятие и виды источников права (Нормативный договор, религиозные тексты, общие принципы права и их роль в правоприменении).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОЧНИКИ ПРАВА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.
1.1. Понятие и признаки источников права.
1.2. Источники права в различных правовых семьях
1.3. ПРЕДЕЛЫ ДЕЙСТВИЯ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА.
ГЛАВА 2. ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА.
2.1. Нормативный правовой акт как основной источник права
2.2. Роль правового обычая и судебного прецедента как источников права
• переживанием своей юридической силы, что связано с реальным его действием после формального окончания срока — по специальному указанию нового закона. Так, в заключительных и переходных положениях Конституции Российской Федерации указывается на продолжение применения законов и других правовых актов, действовавших на территории России до ее вступления в силу, «в части, не противоречащей Конституции РФ» Вступление в действие источника права связано с сингулярностью национального законодательства либо правотворческими традициями. Так в США закон начинает действовать лишь тогда, когда его подписал президент или обе палаты преодолели вето президента или дата вступления в действие определена самим законом или если в течение 10 дней (за вычетом воскресных и праздничных) при продолжающейся сессии Конгресса президент не предпримет в отношении закона никаких действий, закон приобретает реальную силу, как если бы он был подписан президентом. В Великобритании закон вступает в силу в тот же день, когда его подписывает королева, так как в тексте статута указывается, что он вступает в силу «в назначенный день». Статут также может вступать в силу поэтапно, то есть разные разделы закона могут становиться действующими в разное время. Во Франции, если закон не содержит специальных положений, указывающих на дату его вступления в силу, он может применяться на следующий день после его публикации в официальном издании Journal Officiel в Париже. А в других местах — по истечении суток после поступления этого издания в административный центр департамента В главном законе ФРГ имеется следующее правило «В каждом законе и в каждом правовом постановлении должен быть указан день их вступления в силу При отсутствии такого указания законы и постановления вступают в силу на 14 день после выхода соответствующего номера “Бунлесгазетблатг"» (ч. 2 ст 82) В Российской Федерации федеральные конституционные законы, федеральные законы и нормативные акты палат Федерального Собрания вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования в «Российской газете» и/или «Собрании законодательства Российской Федерации», если самим актом не установлен другой порядок его вступления в силу. Непосредственно срок действия источника права во времени может быть: • бессрочным, если иное не оговорен специально;
• временным, если конкретный срок установлен для всего закона или его составных частей;
• продаваемым , когда до истечения формального срока орган, принявший закон, может вынести решение о его продлении или придании ему бессрочного характера
ГЛАВА 2. ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА.
2.1. Нормативный правовой акт как основной источник права
В правовых семьях лишь под влиянием социальных факторов формируется право, как всеобщий регулятор общественных отношений. Нормативный акт занимает неопределенное место в различных правовых системах нашего времени. По сути, нормативный акт в государстве является общеобязательным предписанием, принятым в определенном порядке органом власти наделенным нормотворческими полномочиями. Названная форма права может выступать одной из основных в системе его источников.[17]
Нормативный правовой акт является наиболее распространенным и значимым источником права, содержащий нормы права, установленные или признанные государством. Относится к романо-германской правовой системе. Нормативно-правовой акт – официальный письменный документ, создаваемый в результате нормотворческой деятельности органов государственной власти и управления или всенародным волеизъявлением (референдумом), в котором содержатся нормы права. [18]
Нормативно-правовой акт характеризуется следующими базисными признаками. Во-первых, он имеет государственно-властный характер, так как исходит от государства. Нормативно-правовой акт создается в результате нормотворческой деятельности органов государства. Государство в лице компетентных органов обеспечивает реализацию правовых предписаний, которые содержатся в нормативно-правовых актах. Государство также осуществляет принудительное воздействие на субъекты правоотношений, нарушающих установленные правовые предписания. Нормативно-правовой акт является односторонним актом выражения государственной воли и этим отличается от нормативных договоров и судебных прецедентов. Во-вторых, нормативно-правовой акт принимается с соблюдением определенной процедуры. Так, например, Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации устанавливает порядок внесения законопроектов и их рассмотрение в Государственной Думе. Статья 116 этого Регламента закрепляет положение, что «рассмотрение законопроектов Государственной Думой осуществляется в трех чтениях». Принятый федеральный закон направляется на рассмотрение Совета Федерации. Одобренный Советом Федерации федеральный закон подписывает Президент Российской Федерации и обнародует его. В-третьих, нормативно-правовой акт имеет заранее установленную юридическую силу и занимает определенное место в иерархии системы законодательства. Все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные нормативно-правовые акты. Высшей юридической силой обладают законы государства по отношению к подзаконным нормативным правовым актам. В законах содержатся основополагающие принципы, базовые положения по основным вопросам регулирования государственно правовой жизни. А подзаконный нормативно-правовой акт – это акт, изданный в соответствии с законом и не противоречащий ему. В-четвертых, нормативно-правовой акт имеет четкие временные, пространственные и субъектные пределы действия. Нормативно-правовой акт вступает в силу с момента его публикации, если иное не оговорено в самом нормативном акте, а утрачивает юридическую силу с момента отмены данного акта и принятия нового. Пространственное действие нормативно правового акта связывается с их распространением на территории государства. Территориальные пределы действия нормативно-правовых актов проявляются в юрисдикции государства. Субъектные пределы действия нормативно-правового акта означают распространение нормативных требований на тех участников правоотношений, кому они адресованы. В-пятых, в нормативно-правовых актах содержатся правила поведения всеобщего характера, обладающие государственной обязательностью.[19]
По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.
Виды законов:
- Конституция - основополагающий учредительный политико-
правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, который определяет форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;
- Федеральные конституционные законы - принимаются по
вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ
- Федеральные законы - это акты текущего законодательства,
посвящённые различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и пр.);
- Законы субъектов Федерации - издаются их представительными
органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Пермского края об административных правонарушениях.).
Виды подзаконных актов:
- Указы Президента РФ - высшие по юридической силе подзаконные
нормативные акты;
- Постановления Правительства РФ - акты исполнительного органа
государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;
- Приказы, инструкции, положения министерств, ведомств,
государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;
- Решения и постановления местных органов государственной
власти;
- Решения, распоряжения, постановления местных органов
государственного управления;
- Нормативные акты муниципальных органов;
- Локальные нормативные акты - это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации.[20]
В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на: нормативные акты государственных органов; нормативные акты других социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.); нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур); нормативные акты, принятые на референдуме. В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на: общефедеральные; нормативные акты субъектов Российской Федерации; нормативные акты органов местного самоуправления; локальные нормативные акты. В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируют на: нормативные акты неопределенно длительного действия; временные нормативные акты. Таким образом, в зависимости от юридической силы все нормативные акты группируются в определенную систему, в которой каждый из актов занимает свое место и играет свою роль [21]
Подводя итог, нормативный акт имеет свои преимущества перед другими источниками права. Во-первых, государственные органы имеют большие координационные возможности для выявления общего интереса. Во-вторых, в силу определенных правил изложения нормативный акт является наиболее эффективным способом оформления устоявшихся норм. Нормативный акт является наиболее распространенным и, более того, даже классическим и первостепенным источником права для всех стран, объединяемых в систему «писаного права».
2.2. Роль правового обычая и судебного прецедента как источников права
Правовой обычай является наиболее древним источником права, выступая как форма, в которой выражено правило поведения длительного действия, придающее ему в силу этого качество правовой нормы.[22] Выявлено, что некоторые из источников права, совершив значительную эволюцию с древнейших времен, сохранились в правовых системах и поныне. К ним относится правовой обычай. Как справедливо полагает Н.Н. Разумович, «хотим мы этого или нет, обычное право действует. Оно существует и будет существовать столько, сколько просуществует право, оказывая влияние на правовое развитие, восполняя пробелы в зонах правового общения, а также там, где закон о предписания нежизнеспособны». Речь идет, в частности, об обычаях местных , региональных, общих и локальных и др.[23]
Исторически у каждого народа право складывается устоявшийся порядок отношений между людьми, обусловленный осознанной необходимостью соблюдать всеобщие правила (обычаи) в ходе совместного участия в производстве, обмене, распределении и потреблении. Эти правила выработались под воздействием объективных потребностей жизни, практической деятельностью организованных в общество людей. Так возникло, в частности, право древнеиндийское, древнегреческое, древнеримское, древнегерманское, древнерусское и др. [24] Так, «Русская правда» представляет собой систематизированную запись наиболее важных обычаев. Такую же характеристику имеют, например, Законы Ману и Законы Хаммурапи. Значительное внимание к обычаям как источникам права уделялось в римском праве. Например, в эпоху принципата значение обычая как живого источника права разработано и отмечено Юлианом, который признавал за ним такую же силу и такое же основание, как и за законом, законодательство, но и судебная практика, ставшая отдельным источником права. Значительное распространение правовой обычай как источник права получил в России. Русский исследователь В. И. Сергеевич отмечал, что в России достаточно длительный период развития государства, вплоть до установления самодержавия, понятия «закон» и «обычай» считались синонимами. Все общественные отношения подчинялись действию только обычая: «частные и государственные права подчинялись его действию: права князей и народа, право наследования, мести, выкупа, право собственности и т. д. – все было основано на обычае. Такой же позиции придерживался и М. Ф. Владимирский-Буданов, который указывал, что „законодательство старается лишь узаконить обычай».[25]
Термин «обычай» неоднозначно трактуется в современных правовых системах. Нередкостью является увидеть наряду с ними использование понятия «обыкновение». Обыкновение, играющее большую роль в регулировании торговых отношений, определяется, как можно заметить, сложившимся на основе столь постоянного единообразного повторения данных фактических отношений, что оно считается входящим в состав волеизъявления сторон по сделке в случае соответствия их намерений. Как источники права правовые обычаи характеризуются следующими особенностями:
- носят локальный характер;
- их основные сущностные черты нередко отражаются в пословицах, афоризмах и поговорках;
- тесно взаимодействуют с другими социальными нормами и, в частности, с религиозными (в Индии обычное право входит в структуру индусского права);
- отличаются консервативным характером, придавая обязательный характер общественным отношениям, сложившимся в результате длительной общественной практики. [26]
- их применение обеспечивается санкцией государства
В международном праве обычай представляет собой не только форму выражения традиционно сложившихся норм, но и важный способ создания новых юридически обязательных правил поведения государств в различных сферах деятельности и общения между народами. В данном случае обычай может рассматриваться как основание для создания новых норм международного права и как результат такого процесса.
Таким образом, в современных условиях обычай в значительной степени потерял свою роль источника права, однако о закате обычного права в полной мере говорить нет оснований, т. е. обычаи остаются источником права, ибо, чтобы установить, что в обществе является справедливым, необходимо учитывать статичное поведение людей. Применимое значение обычая заключается, во-первых, в том, чтобы облегчить понимание закона, этим служить дополнением к нему; вo-вторых, составить содержание закона, т. е. быть его источником. Задача законодателя состоит в том, чтобы критически относиться к обычаям и решать вопрос об их разумности, прежде чем санкционировать или признавать.[27]
К источникам права также относится судебный прецедент, который является весьма сложным и многогранным правовым явлениями, в значительной степени зависящим от исторических, социальных, политических и иных традиций, специфических условий существования правовой среды.
Правовой прецедент в зависимости от государственного органа, который его принял, принято делить на административный и судебный. Если административный прецедент понимается как решение административно-исполнительного органа государственной власти, то судебный прецедент - это в 1 очередь решение, приняли судебные государственные инстанции по определенному делу. В настоящее время в правоведении нет четкого определения судебного прецедента. Р. Давид рассматривает понятие судебного прецедента как «решение по конкретному делу, являющееся обязательным для судов той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел, либо служащее примерным образцом толкования закона, не имеющим обязательной силы».[28] Определение звучит неоднозначно, так как непонятно, имеет ли судебный прецедент обязательную силу или нет.