Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
В отечественной литературе длительное время существовала точка зрения, согласно которой публичная власть и государственная власть – это однородные понятия.
В свое время такой подход отразился на первоначальном переводе на русский язык Европейской хартии местного самоуправления (1985 г.), когда слова «public power», «public authority» были поняты как государственная власть (впоследствии это было исправлено).
Некоторое отождествление публичной и государственной власти иногда заметно в учебниках по теории государства и права, оно нашло свое отражение и в Конституции РФ.
В теории государства и права публичная власть нередко рассматривается как важнейший признак любого государства и отождествляется с политической (государственной) властью. Данная власть осуществляется «непосредственно самим государством, или делегирована или санкционирована им, т.е. проводится от его имени, по его уполномочию и при его поддержке.
На протяжении всего существования человечества, отношения между
людьми строились на основе власти, поэтому этот феномен мыслители стремились познать во все времена. Термин «публичная власть» не нашел своего
законодательного закрепления, однако все чаще используется, как в науке, так и на практике.
Таким образом, тема курсовой работы является актуальной.
Цель работы – исследование публичной власти.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Охарактеризовать понятие и сущность публичной власти ;
2.Изучить субъекты и структуру публичной власти;
3.Рассмотреть положения Конституции Российской Федерации о публичной власти;
4. Исследовать ветви власти в Российской Федерации и ее взаимодействие с населением.
Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.
В первой главе основной части курсовой работы исследованы особенности публичной власти в современном обществе.
Во второй главе основной части курсовой работы охарактеризована публичная власть в Российской Федерации.
Для написания курсовой работы использовались нормативно-правовые акты, научная и учебная литература, материалы периодической печати.
Нормативно-правовая основа исследования: Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., Федеральный Закон Российской Федерации от 4 апреля 2005 г. «Об общественной палате», Федеральный Закон Российской Федерации от 11 июля 2001 г. «О политических партиях», Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // СПС «Гарант» и др.
Теоретическая основа исследования – работы таких авторов, как Авакьян С.А., Андреева Ю.А., Анциферов Н.В., Викулова С.К., Гаипова В.Р., Граждан В.Д., Зорькин В.Д., Коняхина А.П., Конюхова И.А., Королева Э.В., Кушнарева Н.С., Кушхова Б.З., Нудненко Л.А., Маринчак Н.Ю., Маркунин Р.С., Мелкумов А.А., Минаков П.А., Тощенко Ж.Т., Устинович Е.С., Ушаков Д.Н., Фененко Ю.В., Филиппова Н.А., Чиркин В.Е. и др.
1.Публичная власть в современном обществе
1.1.Понятие и сущность публичной власти
Употребление словосочетания «публичная власть» в отечественной литературе отражает влияние марксистских традиций, исторических условий того общества, когда жили и работали К. Маркс и Ф. Энгельс, а также особенности значения терминов «публичная власть» и «государственная власть» в немецком и русском языках.
В 1884 г., исследуя происхождение семьи, частной собственности и государства, Ф. Энгельс пришел к выводам, что постепенно в ходе разложения первобытно-общинного, родового строя, трансформации его управленческих органов и появления новых институтов общественная власть уступила место власти другого характера[1].
В русский язык словосочетание «публичная власть» вошло в единственном значении – как государственная власть.
В учебниках по теории государства и права до сих пор говорится, что публичная власть – основной признак государства[2].
При исследовании вопросов публичной власти, прежде всего, необходимо рассмотреть категорию «власть» в философско-правовом аспекте. Как справедливо отмечает П.А. Минаков, категория власти для многих общественных наук является основополагающей, в виду этого существует множество дефиниций власти[3].
Нами же власть представляется как феномен, формирующаяся в различных социальных отношениях, и устанавливающая право субъекта распоряжаться, управлять и определять то, что должен делать другой участник – объект.
Поскольку субъектом и объектом могут быть не только человек, но и организация, объединение, органы и государство, то образуются различные виды власти: общественная, государственная, публичная и т.д.[4]
Изучая публичную власть необходимо в первую очередь говорить о народном суверенитете – власти народа, которую он осуществляет непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Отсюда следует согласиться с мнением Р.С. Маркунина, что субъектом публичной власти выступают многонациональный народ, непосредственная власть которого выражается в виде общественных объединений и выражается в форме общественной власти, государство, местное самоуправление и их органы, действующие от имени народа[5].
В теории государства и права публичная власть нередко рассматривается как важнейший признак любого государства и отождествляется с политической (государственной) властью.
Данная власть осуществляется «непосредственно самим государством, или делегирована или санкционирована им, т.е. проводится от его имени, по его уполномочию и при его поддержке»[6].
Такое понимание публичной власти фигурировало в советский период, когда интересы государства были выше интересов общества. В этот период власть принадлежала народу лишь формально, а на самом деле, власть закреплялась за государственными органами[7].
Таким образом, можно отметить, что существовала лишь одна власть – государственная.
Другой позиции придерживаются С.А. Авакян, Т.Я. Хабриева и другие
исследователи, которые рассматривают в качестве публичной власти власть
народа Российской Федерации[8].
Государственная власть постоянно стремится к исключительности, централизации, старается установить полный контроль над всеми сферами жизни общества. Концентрация власти в одних руках приведет к дисбалансу в обществе, превалированию интересов только правящей стороны (одного человека или коллектива), что в свою очередь противоречит остальным признакам современного демократического социального государства[9].
Более того, в Постановлении Конституционного суда РФ отмечено, что публичная власть осуществляется посредством не только органов государства, но и «местного самоуправления и его органов, не входящих в систему органов государственной власти как уровень публичной власти»[10], что ставит под сомнение представление об отождествлении публичной и государственной власти.
Таким образом, термин «публичная власть» обобщает государственную
власть (как на федеральном, так и на региональном уровнях), власть на местах, которая осуществляется органами местного самоуправления, и общественную власть.
В толковом словаре Д.Н. Ушакова под публичностью понимается открытость, гласность, либо то, что устроено для общества[11]. Отсюда следуют такой признак публичной власти как максимальная открытость субъекта властеотношения в своей деятельности. Следует также подчеркнуть, что публичная власть должна быть признана населением и носить законное происхождение, а значит, легальна и легитимна.
Исследуя вопрос сущности публичной власти, необходимо отметить такой признак публичной власти, как действие ее на определенной территории.
К примеру, государственная публичная власть распространяется на всю территорию государства.
Публично-правовыми образованиями, по мнению В.Е. Чиркина, являются само государство в его границах, субъект федерации – государственное образование, территориальная автономия, муниципальное образование, общинное публично-правовое образование коренного малочисленного народа в России.).
В государстве функционируют и иные особые публично-правовые образования[12], которые устанавливают власть на части территории государства в пределах своей компетенции, принимают свои нормативные правовые акты, не противоречащие государственным. Ввиду этого он выделяет государственную и негосударственную виды власти, где первая имеет верховенство над другими видами власти существующих в этих публично-правовых образованиях[13].
Действительно, власть публично-правовых образований не выходит за их территориальное закрепление, когда как государственная власть действует на всей территории государства. Более того, они выражают волю и интересы народа на той или иной территории, и помогает обществу регулировать деятельность государства и не допускать централизации власти[14].
Таким образом, публичная власть имеет свою сферу действия (на определенной территории), а значит, имеет определенные территориальные пределы.
Социальный характер публичной власти говорит об осуществлении ее
в обществе и направленности на широкие массы населения. Социальный характер этих видов власти объединяет их в один механизм, систему, но не отождествляет, в виду того что сфера влияния у них различна. Отсюда публичная власть представляется нам как своего рода система, состоящая из различных самостоятельных уровней, видов власти которые должны взаимодействовать между собой[15].
Таким образом, публичная власть – это официально признанная, легальная власть, носящая в себе социальный характер, осуществляемая народом
в различных ее формах, действующая на определенной территории и выражающая волю и интересы самого народа.
Сущность же публичной власти выражается в различных формах реализации народного суверенитета.
1.2.Субъекты и структура публичной власти
В качестве публичной власти традиционно воспринимают государственную власть. «Государственная власть,– считает В.Е. Чиркин,– как власть социальная, является не частной, как это имеет место в семье, не корпоративной, как в организации, а публичной. Это – власть, действующая от имени всего общества»[16].
Признаками, характеризующими государственную, а следовательно, и публичную власть можно считать то, что такая власть осуществляется специальным аппаратом управления, выделенным из общества и стоящим
над ним; основывается на территориальном принципе распространения; поддерживается аппаратом принуждения в виде правоохранительных (карательных) органов; реализуется на основе и во исполнение юридических норм[17].
Вышеуказанные признаки позволяют сделать вывод о диалектической взаимосвязи публичной и государственной власти, не означающей, однако их полного тождества[18].
Выделение публичной власти в качестве особой самостоятельной – не синонимичной государственной – власти, основанной на идеях политической, экономической, правовой, организованной и др. институционализации
народовластия (но при этом не всегда тождественной власти всего народа, например, как в случае отправления публичной власти территориальным самоуправлением), продиктовано необходимостью адекватного обозначения правомочий органов (государственных, муниципальных, общественных) и лиц (официальных, неформальных – российский народ, граждане в личном качестве и др.), активно влияющих на развитие социальной системы в направлении поиска компромисса интересов личности, общества и государства, одновременного учета всеобщих политических интересов и духовных запросов отдельной личности"[19].
Правом реализации государственной власти обладают органы государства и их должностные лица. В свою очередь, субъектами публичной власти, наряду с государством и его структурными подразделениями, «являются политические партии, общественные объединения, органы местного самоуправления»[20].