Файл: РОЛЬ СМИ В ФОРМИРОВАНИИ И УПРАВЛЕНИИ МАССОВОГО СОЗНАНИЯ.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 195
Скачиваний: 3
Введение
Актуальность : Отсутствие контроля над средствами массовой информации, неконтролируемой подаче информации различной аудитории. Сейчас у каждого есть интернет, и все, в той или иной степени, смотрят новостную ленту. И именно по этому, актуальность моей темы очень велика, ведь она обхватывает практически все население планеты.
Цель работы: Определить роль СМИ в формировании и управлении массового сознания.
Объект исследования: СМИ.
Предмет исследования: влияние СМИ на формирование общественного мнения.
Задачи:
- Анализ влияния средств массовой информации на массовую аудиторию
- Рассмотреть какие функции выполняет СМИ
- Определить методы влияния СМИ на человеческое сознание
- Изучить общественное сознание
Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.
Тема моей работы - «Роль средств массовой информации в формировании и управлением массового сознания» очень актуальна в наше время. В первую очередь, потому что мы живём в 21 веке, веке информации, веке развития информационных технологий, возможностей.
Средства массовой информации – это радио, пресса, телевидение. В последнее время к ним также стали относить Интернет, который быстро нашёл распространение в современном обществе и проник в дома и умы огромного количества жителей планеты Земля. СМИ – достаточно своеобразное явление современной действительности. Они не является частью нашей жизни как воздух, вода или пища, не представляют никакой материальной ценности. В то же время, СМИ имеют свою долгую историю развития, свои законы существования и функционирования, мир средств массовой информации постоянно развивается, живёт и дышит. Мир СМИ неразрывно связан с процессами, происходящими в обществе. Эти процессы есть пища, основа развития СМИ.
Отсюда можно сделать вывод, что СМИ полностью зависимы от общества. Однако в современном мире, когда СМИ стали не только средством передачи информации, но и сильнейшим инструментом манипулирования и насаждения новых ценностей, а также, создания контр ценностей, уже сложно чётко определить эти зависимости. Совершенно ясно одно – мы зависимы от средств массовой информации и зависимы, может быть, даже больше, чем СМИ от общества. С развитием психологии, были открыты различные методы воздействия на сознание человека, применив это к СМИ - получили воздействие СМИ. Сейчас это воздействие чаще - опасно, чем наоборот. Людей пытаются сейчас не просто убедить, а внушить что-то, и вовсе не с помощью аргументов, с помощью различных методов, например - множественные повторения, использование запрещённого 25-ого кадра, который оставляет свой след в сознании человек.
Глава 1. Современное российское общество и СМИ.
«Какова социальная жизнь – такова и информация о ней».
По мнению многих исследователей, современная картина социального мира наполнена «языком лжи». Распространение этот «язык» получил, как ни парадоксально это прозвучит, за счёт изучения того же социального мира; его предпочтений, (в частности, информационных), его ценностей и т.д. Тщательное изучение психологического портрета общества облегчает и даже может довести до мастерства процесс манипулирования общественным сознанием.
Именно манипулирование является одной из основных целей воздействия СМИ на общество и именно с ним неразрывно связано конструирование социального мира. «Образ мира после манипуляторного воздействия будет уже иной, скорректированный с учётом целей манипуляции». Примером манипулирования общественным сознанием можно привести обыкновенный общественный опрос, результаты которого часто выдаются за общественное мнение. Самомнение, при этом, скрыто от публики и проявляется только в межличностном контакте. Таким образом, выявляются настроения, а это не что иное, как манипуляция.
Простое информирование, однако, играет немаловажную роль для общества. Человеку необходимо быстро ориентироваться в условиях стремительно меняющейся социальной действительности.
Всю поступающую информацию человек воспринимает так:
1) Нужную
2) Ту, которая, возможно, пригодиться
3) Ненужную и вредную.
В механизм исключения ненужной информации входит отказ от восприятия, искажение её, забывание. Установки, стереотипы и привычки помогают сортировать поступающую информацию». Однако и сами установки меняются под воздействием поступающей информации, поэтому и информативная функция СМИ оказывает своё, достаточно сильное влияние на человека и общество в целом.
Здесь следует также упомянуть об ещё одном методе влияния на общественное мнение, к которому регулярно прибегают СМИ, особенно при создании и показе рекламных роликов, а также при проведении политической агитации.
Приведу простой пример: доказано, что человек, никогда не выезжавший за пределы своей страны, имеет достаточно верное представление о других странах, а «белые пятна» в общей картине знаний заполняются воображением. Отсюда можно вновь вернуться к манипуляции, ведь именно в процессе воображения хранится и сила, и слабость общественного мнения. Благодаря воображению создаются наглядные образы – наиболее удачные для управленья массовым сознанием.
Средства массовой информации призваны только манипулировать и влиять на общественное мнение? В конце концов, за СМИ стоят такие же люди, которые потребляют создаваемые первыми сообщения. Да и сами они, в какой-то степени, подвергаются влиянию СМИ, иначе не может быть.
К сожалению, в современном обществе СМИ всё больше и больше отводится именно такая роль. Они, навязывая человеку идею тотальной взаимозависимости. Мы существуем в условиях «единой «человеческой семьи», как считал учёный Герберт Маршалл Макклюэн. «Будущая зеленая цивилизация, по Макклюэну, это «глобальная родоплеменная деревня», где внешние цели человечества сменяются целями внутренними. Начались массовые поиски «личности в себе». Макклюэн также придерживался точки зрения, что СМИ не только передают информацию, но и сами активно влияют на индивидуальное и общественное сознание.
Очевидно, что СМИ оказывают сильнейшее влияние на общество. В современном обществе они стали ««продолжением» физических органов и органов чувств человека».
Каждая отдельно взятая страна имеет свою историю, культуру. Точно также в каждой стране существует своя, сугубо индивидуальная «политика СМИ».
Россия не является исключением, и процесс становления СМИ в российском обществе тоже имеет свои особенности. Во-первых, этот процесс неразрывно связан с историческими и политическими изменениями в стране. В коммунистическую эпоху СМИ «не были озабочены проблемой обратной связи», но с тех пор и до наших дней мир СМИ изменился до неузнаваемости. Значительно , сильные изменения происходили в данной сфере последние 15-20 лет.
Этот период в жизни российских СМИ можно условно разделить на четыре периода:
1. период политизации масс-медиа (апрель1985 – июль 1990). Именно в этот период был принят закон СССР о СМИ и им была «дарована» определенная свобода.
2. «Золотой век» (1990 – начало 1992). СМИ начинают получать независимость. Появляются первые независимые издания («Независимая газета»), изменяются способы подачи информации (введение «прямых эфиров» и т.д.)
3. Этап коммерциализации СМИ (начало 1992 – конец 1995). СМИ получают новых частных собственников, которые начинают использовать возможность влияния медиа-ресурса на общественное мнение.
4. Этап утверждения новой медиа политической системы (конец 1995 по настоящее время). Постоянно имеют место трения «власть – «олигархи»», увеличивается роль журналистов и отдельных изданий, используются изощрённые стратегии и механизмы манипуляции общественным мнением.
Очевидно, что четвёртый этап как нельзя лучше отражает картину отношений, сложившихся сегодня между СМИ и обществом. «Современные российские СМИ – это не самостоятельные идеологические структуры, а инструмент в руках крупных финансово-промышленных группировок». Хотя, нельзя не отметить, что в последние годы влияние государственных структур на СМИ выросло.[1]
Такое положение вещей, конечно, характерно не только для российского социума – во всём мире СМИ занимают примерно одинаковую позицию по отношению к своему обществу. Конечная цель, в данном случае, одинакова, различны лишь пути её достижения, которые зависят, как уже было отмечено, от исторических и политических трансформаций в стране. СМИ сегодня предлагают модель восприятия, как в сфере политики, так и воздействуют на создание образа всего окружающего мира в сознании человека.[2]
Представление о современных средствах массовой информации
Виды средств массовой информации (СМИ).
СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам. Их отличительные черты -- публичность, т.е. неограниченный круг потребителей; наличие специальных, технических приборов, аппаратуры; непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров; одно направленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, невозможность перемены их ролей; непостоянный, дисперсионный характер их аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате общего внимания, проявленного к той или иной передаче или статье .