Файл: Моделирование предметной области "Управление документооборотом" с помощью UML.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 170
Скачиваний: 1
– формирование базы данных (все полученные данные сохраняются в базе данных, для дальнейшего анализа и хранения при помощи набора соответствующих запросов и консолидированных отчетов).
Все это обуславливает необходимость использования средств автоматизации управления документооборота предприятия, например, можно предложить внедрение системы «1С:Предприятие 8. ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования». Интерфейс системы «1С: Предприятие 8. ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования» представлен на рис. 1.
Рисунок 1 Интерфейс системы
Программный продукт «1С:Предприятие 8. ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования» содержит ряд возможностей, позволяющих повысить эффективность работы различных служб предприятий и предоставляет:
– руководству предприятия и управленцам, отвечающим за непосредственное развитие бизнеса: широкие возможности анализа, планирования и гибкого управления ресурсами предприятия для повышения конкурентоспособности, обеспечивается «прозрачность» производственных активов[11];
– руководителям подразделений, менеджерам и сотрудникам, непосредственно занимающимся производственной, сбытовой, снабженческой и иной профессиональной деятельностью по непосредственному обеспечению процесса производства: инструменты, позволяющие повысить эффективность ежедневной работы по своим направлениям;
– работникам ремонтных служб: возможность практического использования продуктов как основы для обеспечения управления работами - ведется специализированный архив всей используемой нормативной и технической документации технических процессов, рассчитываются графики проведения ремонтных работ, выписываются наряды на выполнение установленного комплекса ремонтных работ, ведется соответствующий учет ремонтных работ;
– работникам учетных служб предприятия: средства для организации автоматизированного ведения учета выполнения работ в полном соответствии с требованиями законодательства и корпоративными стандартами предприятия[12]. Состав системы «1С: Предприятие 8. ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования» представлен на рис. 2.
Рисунок 2 Состав системы
Общая сводная таблица функциональных возможностей 1С:ТОИР и 1С:ТОИР 2 КОРП представлена в табл. 1.
Решения «1С: Предприятие 8. ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования» могут использоваться как на отдельных предприятиях, так и в производственных холдингах для непосредственного обеспечения унификации производственного и регламентированного учета проводимых ремонтов оборудования.
Наибольший эффект от применения данного программного продукта достигается при интеграции с типовой конфигурацией «Управление производственным предприятием» («1С:УПП»).
Инструкция по интеграции приведена в книге «1С:ТОИР Руководство пользователя», входящей в комплект поставки[13].
Таблица 1
Общая сводная таблица функциональных возможностей 1С:ТОИР и 1С:ТОИР 2 КОРП
Функциональность |
1С:ТОИР, редакция 1.3 |
1С:ТОИР 2 КОРП |
Учет оборудования и нормативов ремонта |
+ |
+ |
Отражение перемещения, выбытия оборудования, учет гарантийных обязательств изготовителя |
- |
+ |
Автоматически формируемые иерархии объектов ремонта |
- |
+ |
Учет показателей эксплуатации |
+ |
+ |
Автоматизация ремонтов по состоянию |
- |
+ |
Планирование технического обслуживания и ремонтов |
+ |
+ |
Планирование технического обслуживания и ремонтов с учетом жестких ремонтных циклов |
- |
+ |
Планирование технического обслуживания и ремонтов с учетом остановочных ремонтов |
- |
+ |
Управление нарядами и работами |
+ |
+ |
Управление нарядами и работами с учетом опасных операций, работы повышенной опасности |
- |
+ |
Настраиваемые бизнес-процессы |
- |
+ |
Система оповещений |
+/- |
+ |
Базовая отчетность по анализу эффективности ТОИР |
+ |
+ |
Анализ показателей эффективности ТОИР с учетом KPI, возможность расширения перечня показателей |
- |
+ |
Интеграция с 1С:Документооборот |
+/- |
+ |
Интеграция с «1C:Управление производственным предприятием» |
+ |
- |
Интеграция с «1C:ERP Управление предприятием 2» |
- |
+ |
При разработке конфигураций «ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования» и «Управление ремонтным предприятием» учитывались как современные международные методики управления предприятием, среди которых можно выделить:
– EAM;
– CMMS;
– MRP II;
– CRM;
– SCM;
– ERP и др.
Так и опыт успешной автоматизации предприятий, накопленный фирмой «1С» и партнерским сообществом.
Таким образом, использование платформы «1С:Предприятие 8.2» обеспечивает эффективную работу и надежное хранение информации при работе сотен пользователей. Современная трехуровневая архитектура системы дает сохранение достаточно высокой производительности при значительном росте информационной нагрузки на систему и объемов обрабатываемых данных.
В тоже время, текущая стадия автоматизация предприятия не предполагает комплексных мероприятий автоматизации, а необходимо управление электронным документооборотом на предприятии. Достижение необходимого результата автоматизации электронного документооборота может быть обеспечено по средствам разработки собственного решения, учитывающего все особенности и информационные потребности предприятия.
Глава 2. Проектная часть
2.1 Выбор средства для моделирования предметной области решаемой задачи
Моделирование предметной области «Управление документооборота» имеет свои особенности, которые можно реализовать средствами UML.
UML является языком графического описания для объектного моделирования в области разработки программного обеспечения, для моделирования бизнес-процессов, системного проектирования и отображения организационных структур. UML является языком широкого профиля, это – открытый стандарт, использующий графические обозначения для создания абстрактной модели системы, называемой UML-моделью. UML был создан для определения, визуализации, проектирования и документирования, в основном, программных систем. UML не является языком программирования, но на основании UML-моделей возможна генерация кода[14].
UML позволяет также разработчикам программного обеспечения достигнуть соглашения в графических обозначениях для представления общих понятий и больше сконцентрироваться на проектировании и архитектуре.
Среди основных понятий UML можно выделить Class diagram, Component diagram, Composite structure diagram, Deployment diagram, Object diagram, Package diagram, Activity diagram, Use case diagram.
Диаграмма классов (Class diagram) – статическая структурная диаграмма, описывающая структуру системы, демонстрирующая классы системы, их атрибуты, методы и зависимости между классами.
Диаграмма компонентов (Component diagram) – статическая структурная диаграмма, показывает разбиение программной системы на структурные компоненты и связи (зависимости) между компонентами. В качестве физических компонентов могут выступать файлы, библиотеки, модули, исполняемые файлы, пакеты и т. п.
Диаграмма композитной/составной структуры (Composite structure diagram) – статическая структурная диаграмма, демонстрирует внутреннюю структуру классов и, по возможности, взаимодействие элементов (частей) внутренней структуры класса.
Диаграмма развёртывания (Deployment diagram, диаграмма размещения) – служит для моделирования работающих узлов (аппаратных средств, англ. node) и артефактов, развёрнутых на них[15].
Диаграмма объектов (Object diagram) – демонстрирует полный или частичный снимок моделируемой системы в заданный момент времени. На диаграмме объектов отображаются соответствующие экземпляры классов (объекты) системы с указанием текущих значений их атрибутов и связей между объектами[16].
Диаграмма пакетов (Package diagram) – структурная диаграмма, основным содержанием которой являются пакеты данных и отношения между ними.
Диаграмма деятельности (Activity diagram) – диаграмма, на которой показано разложение некоторой деятельности на её составные части. Под деятельностью (англ. activity) понимается спецификация исполняемого поведения в виде координированного последовательного и параллельного выполнения подчинённых элементов – вложенных видов деятельности и отдельных действий (англ. action), соединённых между собой потоками, которые идут от выходов одного узла к входам другого.
Диаграмма вариантов использования (Use case diagram, диаграмма прецедентов) – диаграмма, на которой отражены отношения, существующие между актёрами и вариантами использования.
Таким образом, использование языка графического описания UML можно получить соответствующие диаграммы, позволяющие описать в полной мере предметную область.
Для работы с UML можно воспользоваться набором программ, среди которых выделяются: UMLet; yEd; Dia; CADE; Diagram Designer; StarUML; Microsoft Visio; Rational Rose.
Rational Rose представляет собой CASE средство проектирования и разработки информационных систем и программного обеспечения для управления предприятиями. Как и другие специализированные CASE средства его можно применять для анализа и моделирования бизнес процессов.
Принципиальное отличие Rational Rose от других средств заключается в объектно-ориентированном подходе. Графические модели, создаваемые с помощью этого средства, основаны на объектно-ориентированных принципах и языке моделирования UML (Unified Modeling Language). Инструменты моделирования Rational Rose позволяют разработчикам создавать целостную архитектуру процессов предприятия, сохраняя все взаимосвязи и управляющие воздействия между различными уровнями иерархии.
Моделирование бизнес процессов в Rational Rose выполняется за счет применения различных аспектов. Каждый из этих аспектов концентрирует внимание на определенных характеристиках и возможностях процессов.
К таким аспектам относятся:
– вариант использования (Use case). Этот аспект дает возможность понять, каким образом действуют участники процесса и за счет этого определить их взаимодействие и влияние на процесс. Для построения моделей процесса в рамках данного аспекта применяются Use-case диаграммы, диаграммы последовательностей, диаграммы совместной работы и диаграммы действий;
– логический аспект. С помощью этого аспекта можно определить функциональные требования процессов. Он задает логическую взаимосвязь между классами элементов процессов. Для построения моделей применяются диаграммы классов и диаграммы состояний;
– составляющие элементы. Этот аспект обращает внимание на состав элементов процесса и их распределение при создании информационной системы. Модели в этом аспекте строятся с помощью диаграммы компонентов. Она содержит информацию об элементах процесса и программном обеспечении;
– ввод в действие. Этот аспект показывает схему процесса в привязке к аппаратному обеспечению информационной системы. Для построения моделей применяется только одна диаграмма – диаграмма топологии[17].
За счет применения различных аспектов Rational Rose предоставляет пользователям (бизнес аналитикам, инженерам, техническим специалистам и руководителям) возможность создавать, анализировать, изменять и управлять моделями, используя единый объектно-ориентированный подход и единый язык моделирования.
Rational Rose обеспечивает следующие возможности моделирования бизнес процессов:
– поддержка объектного моделирования. Применение принципов объектного моделирования и языка UML позволяет приблизить модели процессов к требованиям бизнеса и упрощает вид моделей;
– структурное представление элементов. Модели процессов и их элементы могут быть представлены в виде графической структуры, наглядно отображающий их состав и взаимосвязи;