Файл: Теория менеджмента. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА..pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы функций в системе менеджмента
1.1 Организация как объект управления. Основные функции менеджмента
1.2 Методология оценки управленческих функций менеджмента
Глава 2 Анализ мотивации в компании ОАО «Мечел»
2.1 Общая характеристика компании ОАО «Мечел»
2.2 Анализ мотивации сотрудников компании ОАО «Мечел»
2.3 Рекомендации по совершенствованию системы мотивации в компании ОАО «Мечел»
Прием выборочных и сплошных наблюдений. Сплошные наблюдения подразумевают изучение совокупности явлений, которые характеризуют одну какую-либо сторону производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Изучение на основе типовых представителей всей совокупности процессов, явлений хозяйственной деятельности предприятия предполагают выборочные наблюдения. На основании методов теории вероятностей по данным выборочных наблюдений определяется возможность распространения выводов на генеральную всю совокупность изучаемых явлений.
Самооценивание. Контроль и анализ качества со стороны самого выполняющего работу лица входят в любую управленческую деятельность. В поиске лучшего решения без самооценки и самоконтроля качества не было бы вариантного отбора, отбраковки, представляющих неотъемлемое свойство процесса принятия решений и подготовки [18, с.218].
Оценка качества собственной работы по смыслу, своей природе, назначению — это самые кропотливые, тщательные, емкие и детальные оценки, и весьма глубокие и квалифицированные при профессиональном высоком уровне работника. Мало кто зачастую, кроме работника, способен устанавливать с той же полнотой качество проделанной работы. В значительной степени технология самооценки в то же время, индивидуализирована, контролировать и регламентировать ее трудно, фиксируются результаты оценок в основном в памяти работника и всеобщему обозрению недоступны. Эти оценки субъективны, в результате чего, они могут быть индивидуально-ориентированными.
Оценивание со стороны руководителей. Научные руководители, руководители программ, проектов, органов управления устанавливают качество работ, в первую очередь опираясь на систему «внутренних» суждений и оценок, процедуры формирования которых не регламентированы. Так как при выработке, принятии и обосновании управленческих решений выступают руководители в роли творцов центрального замысла, их оценки качества, с одной стороны, являются самооценками, контрольно-проверочными оценками в отношении к руководимым работам сотрудников - с другой стороны.
Часто формируются со стороны руководителей оценки качества в явном виде и до работников доводятся в качестве элемента управляющего воздействия, который осуществляется с целью отыскать рациональное решение, направить в нужное русло работу, устранить просчеты и ошибки отдельных работников. Периодически проводится аттестационное оценивание качества работников и работ для проверки соответствия занимаемым должностям сотрудников при их выдвижении на повышение [21, с.274].
Также осуществляется оценивание руководителями работ при подведении за определенный период итогов работы. Вырабатываемые руководителями многие оценки качества управленческой деятельности, в то же время, ими проводятся «для себя», для анализа вариантов принимаемых самим руководителем управленческих решений и отсеивания непригодных вариантов.
Процедуры и алгоритмы оценивания их непосредственными руководителями качества управленческих работ, также как и самоконтроль сотрудников, в основном сугубо индивидуальны, опираются чаще всего на интуицию и опыт. Так как обычно ведущие сотрудники и руководители владеют навыками работы, имеют профессиональную высокую квалификацию, глубоко воспринимают и понимают цели деятельности, в принципе их оценки качества могут быть наиболее достоверными и представительными. Однако нередко и этим оценкам присущ субъективизм.
Оценивание со стороны заказчиков. Разные виды проектов управленческих программ, решений, прогнозов, аналитических материалов, обоснований, связанных с подготовкой управленческих работ, выполняются по отношению к исполнителям работ по заказу внешних организаций. Это чаще всего работы, проводимые по указанию вышестоящих органов управления или на контрактных, договорных началах. Так как, выступает заказчик в роли потребителя результатов выполненной работы, и зачастую и ее покупателя, то суждение его о качестве является для исполнителей работ определяющим. Лишь в конфликтных отдельных ситуациях, когда решительным образом расходятся оценки исполнителей и заказчиков, назначается специальная комиссия, важнее оценки заказчика становится ее заключение.
Методы оценивания по форме выражения оценок качества разделены могут быть на две группы: числовая количественная оценка и качественное суждение [14, с.187].
Таким образом, управленческие функции менеджмента необходимо и возможно оценивать еще на стадии разработки управленческих решений, получения фактического результата не дожидаясь.
Основные характеристики качества управленческих функций менеджмента заключаются в своевременности, научной обоснованности, непротиворечивости, реальности и адаптивности.
Глава 2 Анализ мотивации в компании ОАО «Мечел»
2.1 Общая характеристика компании ОАО «Мечел»
ОАО «Мечел», основанное в 2003 году, является одной из ведущих мировых компаний в горнодобывающей и металлургической отраслях.
В компанию входят производственные предприятия в 11 регионах России, а также в США, Литве и Украине.
ОАО «Мечел» объединяет более 20 промышленных предприятий. Это производители угля, железной руды, стали, проката, ферросплавов, тепловой и электрической энергии. Все предприятия работают в единой производственной цепочке: от сырья до продукции с высокой добавленной стоимостью. В состав холдинга также входят три торговых порта, собственные транспортные операторы, сбытовые и сервисные сети.
Продукция ОАО «Мечел» реализуется на российском и зарубежных рынках.
ОАО «Мечел» входит в пятерку мировых производителей коксующегося угля и находится в числе мировых лидеров по объему производства концентрата коксующегося угля.
Компания занимает третье место в России по общей добыче углей и контролирует более четверти мощностей по обогащению коксующегося угля в стране.
ОАО «Мечел» также занимает второе место в России по производству сортового проката, является крупнейшим и наиболее многопрофильным производителем специальных сталей и сплавов в России.
ОАО «Мечел» – «Мечел» располагает крупнейшей в России и одной из крупнейших в Европе металлосервисной и торговой сетью «Мечел Сервис Глобал», которая насчитывает более 100 подразделений в 17 странах мира.
В состав «Мечел Сервис Глобал» входят российская компания, дочерние компании в странах СНГ, Западной и Восточной Европе, Турции.
ОАО «Мечел» – первая и единственная в России, Центральной и Восточной Европе горнодобывающая и металлургическая компания, разместившая свои акции на Нью-Йоркской фондовой бирже.
С 2004 года АДР на обыкновенные акции компании торгуются на крупнейшей американской площадке. С мая 2010 года на Нью-Йоркской фондовой бирже также торгуются АДР на привилегированные акции ОАО «Мечел».
По результатам финансовой деятельности за 2013 год выручка «Мечела» составила 8,6 миллиарда долларов США, скорректированный показатель EBITDA – 730 миллионов долларов США.
Все предыдущие годы производство ОАО «Мечел» росло опережающими темпами по многим показателям. Компания существенно расширила свою промышленную базу, географию присутствия, ассортимент продукции. Обратной стороной одновременного ускоренного развития во многих направлениях стал рост долговой нагрузки.
С учетом сегодняшней волатильной конъюнктуры и отсутствием четких индикаторов роста мировой экономики, текущий уровень долга может наложить ограничения на развитие бизнеса. Поэтому одним из основных приоритетов для компании является снижение уровня долговой нагрузки.
В мае 2012 года Совет директоров компании принял новую стратегическую программу развития ОАО «Мечел».
Основной упор в ней сделан на ключевые элементы бизнеса. Таким образом, целью компании является реализация максимума возможностей в тех областях производства, где мы обладаем неоспоримыми преимуществами.
Новая стратегия определила элементы, с упором на которые компания продолжит свое развитие в рамках вертикально интегрированной горно-металлургической модели бизнеса.
Представленная модель неоднократно доказала свои преимущества для цикличных секторов индустрии и устойчивость в периоды турбулентности на рынках сбыта.
Первый элемент новой стратегии компании направлен на закрепление лидирующих позиций в производстве металлургических углей.
ОАО «Мечел» – крупнейший в России производитель коксующегося угля, входит в тройку его крупнейших мировых производителей и обладает вторыми в мире по величине запасами углей для металлургии по стандартам JORC. Горнодобывающее направление в течение последних лет развивалось опережающими темпами.
В августе 2011 года компания начала промышленную добычу на Эльгинском месторождении, крупнейшем в мире неразработанном месторождении с запасами 2,2 млрд тонн коксующегося угля.
Упрочению успеха в реализации данной части стратегии способствует уникальная комбинация богатейшей ресурсной базы компании, географической и продуктовой диверсификации, близости к ключевым рынкам сбыта, низкие издержки производства, обеспеченность собственной логистикой и наличием огромного опыта реализации проектов в горной добыче.
Контроль над транспортной составляющей бизнеса, включая портовые мощности, компания считает важнейшим фактором успеха. В связи с этим ОАО «Мечел» постоянно расширяет свои логистические возможности. Сегодня компания реконструирует порт Посьет в Приморском крае с целью увеличения его мощности.
Вторым элементом новой стратегии является дальнейшее упрочение позиций на рынке металлургического сортамента. ОАО «Мечел» является одним из лидеров на рынке России и стран СНГ в этом сегменте.
Компания обладает широчайшим сортаментом данных видов продукции. Ассортимент станет наиболее полным после запуска универсального рельсобалочного стана на Челябинском металлургическом комбинате, который, помимо рельсов, будет выпускать фасонный прокат широкого марочного профиля.
Введение в эксплуатацию стана укрепит ведущие позиции компании на рынке строительного сортамента, существенно расширив продуктовую линейку.
Лидерство ОАО «Мечел» на рынках металлопродукции подкреплено собственной международной сервисно-сбытовой сетью «Мечел Сервис Глобал».
Она обеспечивает компании непосредственную связь с конечным потребителем, что гарантирует устойчивый сбыт независимо от настроений трейдеров.
Это придает компании дополнительную стабильность в период сезонных колебаний спроса в различных регионах, а также устойчивость в условиях сложной конъюнктуры на рынках.
Так, в период 2008-2011 годов, когда большинство металлургических компаний испытывали проблемы с реализацией продукции, ОАО «Мечел» не только не ослабил свои позиции, но и сумел использовать наблюдавшийся на ряде рынков спад для увеличения своей доли на них.
Увеличение доли ОАО «Мечел» на рынках высокомаржинальной продукции является третьим элементом новой стратегии.
ОАО «Мечел» представляет собой лидера российского метизного рынка и рынка проката из нержавеющих и специальных марок сталей, где по производству целого ряда продукции компания занимает первое место.
Существенная доля на рынках продукции с высокой добавленной стоимостью – еще одно важнейшее конкурентное преимущество ОАО «Мечел». Оно усилено уникальными технологиями, развивая которые можно существенно расширить маржинальную продуктовую линейку и улучшить качество продукции.
Производственные и сбытовые подразделения компании со временем позволят не только заместить импорт продукции данного сегмента в Россию, но и нарастить экспорт в Европу, где компания уже продает продукцию как собственного производства, так и производства третьих лиц.
Доступ к конечному потребителю дает представление о требованиях к качеству и потенциале роста продаж в этом сегменте не только на российском рынке, но и в Европе.
Данные элементы стратегии позволяют компании ОАО «Мечел» сконцентрироваться на тех направлениях бизнеса, которые являются наиболее прибыльными и одновременно обеспечивают Группе лидирующие позиции в соответствующих сегментах рынка.
2.2 Анализ мотивации сотрудников компании ОАО «Мечел»
Благоприятный социально-психологический климат, выражающийся в деловых, корректных, уважительных и даже дружественных отношениях между членами коллектива, отсутствие межличностных ссор, конфликтов, интриг, слухов и противоречий, все это положительно влияет на общую удовлетворенность работника своим трудом в компании ОАО «Мечел», сказывается в конечном итоге на укрепление трудовой дисциплины, снижение текучести кадров, на повышение работоспособности и производительности труда.