Файл: Изучение покупательского спроса и формирование товарного ассортимента в магазине («1000 и одна туфелька»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В связи с переходом предприятий розничной торговли на рыночную систему развития, изменилась их оценка целевой функции, что привело к изменению системы экономических показателей, которые характеризуют хозяйственный процесс. Изначально, это имеет отношение к показателям товарооборота. Главная цель предприятий торговли в наше время, это получение максимально возможной прибыли, а товарооборот является важнейшим и необходимым условием для достижения этой цели. В связи с тем, что торговые предприятия получают определенную прибыль с каждого рубля проданных товаров, то задача максимального увеличения прибыли требует необходимости регулярного увеличения объема товарооборота как главную причину роста доходов и прибыли, уменьшения издержек в обращении и расходов на оплату труда. Успех главной цели предприятия розничной торговли зависит от налаженности работы компании, точной организации закупочно­сбытовой деятельностью, оперативности создания товарных запасов организации.

В настоящее время рынок быстро развивается и появляется все больше конкурентов в сферах предоставления товаров и услуг. Любое предприятие старается привлечь к себе большее внимание, за счет разработки нового товара, индивидуализированности, стремления своевременно адаптироваться к изменению потребительского спроса.

В условиях рыночной экономики предприятия особое внимание уделяют проблемам, связанных с продвижением товара от производителя к потребителю. Итоги деятельности предприятия во многом зависят от того, насколько верно выбраны каналы распределения товаров, формы и методы их сбыта, от широты ассортимента и качества предоставляемых услуг, связанных с реализацией товаров. Деятельность каждого предприятия является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результате его функционирования.

Объект исследование - ИП Герасимов О.Ю. а именно магазин № 3торговой сети «1000 и одна туфелька.

Целью курсовой работы является изучение покупательского спроса и формирование товарного ассортимента в магазине. (на примере магазин № 3торговой сети «1000 и одна туфелька)

Для достижения поставленных целей были поставлены и решены следующие задачи:

- изучить теоретические основы исследования спроса в формировании стратегии товарной политики предприятия;

- охарактеризовать изучение покупательского спроса и формирование товарного ассортимента в магазине № 3сети « 1000 и одна туфелька»


- провести анализ покупательского спроса, а также удовлетворенности товарным ассортиментом и их использование в формировании товарного ассортимента в магазине № 3сети «1000 и одна туфелька»

Структура работы: введения, две главы, заключение, список использованной литературы.

Практическая значимость курсовой заключается в том, что результаты могут использоваться в реальном управлении деятельности магазина с целью уменьшения издержек, и увеличении спроса на предлагаемую продукцию вследствие чего вырастет прибыль организации.

Глава 1. Теоретические основы исследования спроса в формировании стратегии товарной политики предприятия

  1. Спрос: понятие, сущность, подходы к определению и его роль в формировании товарной политики предприятий

Спрос отражает потребности людей (потенциальных потребителей), но не все, а лишь в той их части, которая может быть оплачена. Подходы к определению спроса сведены в таблицу 1.

Таблица 1 - Подходы к определению спроса

Автор

Определение

Используемый

подход

Самагина О.А.]

Платежеспособная потребность, проявляющаяся в форме требования на товары со стороны совокупного покупателя, т.е. всей массы потребителей, участвующих в рыночных отношениях на данном типе рынка.

Рыночно­

экономический

Ильенкова Н.Д.

Потребность населения в любом товаре, услуге, других благах, которая подтверждается денежным эквивалентом.

Рыночно­

социальный

Котляревская И.В.

Намерение потенциального покупателя (физического лица, предприятия, фирмы, государства) приобрести конкретный товар или услугу в определенном месте, в определенное время и в определенном количестве.

Потребительский,

рыночный


В целом каждый из авторов формирует рыночный подход к определению, так как спрос полностью взаимосвязан с потребительским, товарным рынком (рис. 1).

Спрос

—► 4—

Цена

—►

Товарный рынок (предложение)

Рисунок 1 - Взаимосвязь спроса, товарного рынка и цены

Основное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих факторов снижение цены на товар ведет к соответствующему

возрастанию величины спроса на данный товар. И, наоборот, при прочих равных условиях повышение цены приводит к соответствующему уменьшению величины спроса. Данную закономерность можно выразить в виде закона спроса: чем больше количество товара, который необходимо продать, тем ниже должна быть назначаемая на него цена, или, другими словами, величина спроса возрастает при снижении цены и уменьшается при повышении цены товара (рис. 2). [23, С. 147].

Рисунок 2- Кривая спроса

Основное свойство спроса заключается в том, что при постоянстве всех других параметров роста цены приводит к соответствующему снижению величины спроса, и наоборот. Таким образом, наблюдается отрицательная или обратная связь между ценой товара и величиной спроса на него. [14, С. 71].

Выделяют следующие виды спроса (табл. 2):

Анализ спроса требует комплексного подхода, который позволяет получить всю информацию о необходимых потребителям товарах и ценах. Данная информация не только способствует исследованию спроса, но способствует выявлению тенденций в его изменении и развитии. Анализ и прогнозирование спроса является важным условием эффективного использования маркетинга для успешной закупочной работы. Полученная информация о спросе позволяет обосновывать эффективные решения по оптовым закупкам товаров.

Таблица 2 - Виды спроса

Вид

Характеристика вида

Отрицательный

Состояние отрицательного спроса на рынке, когда потребителям не нравится товар, избегают его.

Скрытый

Многие потребители могут испытывать сильное желание, которое невозможно удовлетворить с помощью имеющихся на рынке товаров или услуг.

Падающий

Рано или поздно любая организация столкнется с падением спроса на один или несколько своих товаров. Деятель рынка должен проанализировать причины падения конъюнктуры и определить, можно ли снова стимулировать сбыт путем отыскания новых целевых рынков, изменения характеристик товара или установления более эффективной коммуникации.

Нерегулярный

У многих организаций сбыт колеблется на сезонной, ежедневной и даже почасовой основе, что вызывает проблемы недогрузки и перегрузки.

Полноценный

О полноценном спросе говорят, когда организация удовлетворена своим торговым оборотом. Задача маркетинга - поддерживать существующий уровень спроса, несмотря на меняющиеся потребительские предпочтения и усиливающуюся

конкуренцию.

Чрезмерный

У ряда организаций уровень спроса выше, чем они могут или хотят удовлетворить.

Нерациональный

Существуют товары и услуги, спрос на которые может противоречить общественным требованиям и нормам потребления. В таких ситуациях удовлетворение спроса представляется нежелательным из-за отрицательных последствий потребления соответствующих вредных товаров и

услуг.

Отсутствую щий

Целевые потребители могут быть не заинтересованными в товаре или безразличными к нему.


Оценка материалов покупательского спроса используется в настоящее время для решения двух взаимодополняемых задач:

  • правильного формирования товарного ассортимента торговых предприятий;
  • пополнения своевременно ассортимента товаров на торговом предприятии путем частичного завоза в соответствии со спросом населения .

Основными направлениями изучения спроса на продукцию предприятия являются (рис. 3):

Направления изучения спроса на продукции на предприятиях

Цели (мотивы) посещения магазинов

Потребительские выгоды

Причины, обусловившие выбор предприятия и их

ранжирование

Интенсивность посещения предприятия

Источники информации при выборе предприятий

Степень удовлетворения спроса показателями (их детализация в соответствии с целями опроса и балльная

оценка)

Предпочтения в ассортименте

Степень использования дополнительных услуг на

предприятии, в т.ч. потребность в них

Направления совершенствования деятельности организации

Рисунок 3 - Основные направления изучения спроса на продукции на предприятиях

Формирование товарной политики предприятия направлено на наиболее полное удовлетворение спроса потребителей и обеспечение условий для прибыльной деятельности предприятия.

Подбор, планирование и регулирования товарной политики базируется на следующих принципах (рис.4). Учет первого принципа предполагает, что разработка товарной политики предприятия должна базироваться на материалах изучения спроса, как удовлетворенного, так и неудовлетворенного, и того, что формируется. Только соответствие между структурой товарооборота и структурой спроса обеспечивает успешную реализацию товаров. Необходимость комплексного удовлетворения спроса потребителей обусловливается необходимостью обеспечения высокого качества торгового обслуживания, создание условий для сокращения времени покупателей на поиск товаров и покупку. При всем этом исследование рынка начинается не с продукта, а с потребностей покупателей.


Рисунок 4 - Принципы подбора, планирования и регулирования товарной политики предприятия

Потребность конкретизируется в спрос на определенные технологические способы ее удовлетворения. Технологические способы могут реализовываться с помощью различных конкретных технико-технологических решений. Обеспечение соответствующей широты, глубины и устойчивости ассортимента товаров является обязательным условием поддержания конкурентоспособности предприятия в определенном сегменте потребительского рынка. Широта ассортимента характеризует количество товарных групп и подгрупп, которые реализует предприятие, глубина-количество разновидностей товаров по отдельным потребительским или качественным признакам. Устойчивость ассортимента определяется соотношением количества разновидностей товара, который постоянно находится в реализации, с количеством разновидностей, предусмотренных ассортиментным перечнем. Формирование ассортимента призвано создать условия для получения предприятием необходимой прибыли. Это обусловлено тем, что решение по подбору ассортимента определяют объем доходов предприятия от торговой деятельности.

Можно выделить четыре вида товарной политики предприятия - консервативную, превентивную, адаптивную и социально­ориентированную. Представляется логически увязанной следующая последовательность реализации политики различного типа по схеме: «консервативная политика - превентивная политика - адаптивная политика - социально-ориентированная политика».

Таким образом, изложенные выше результаты обосновывают необходимость совершенствования товарной политики предприятия, ориентированного на удовлетворение запроса потребителей, то есть их спроса. Разработка более эффективных организационных структур управления, в т.ч. и товарной политикой предприятия, обеспечат предприятию гибкое реагирование на меняющиеся потребности рынка, спроса, что позволит, в свою очередь, повысит его конкурентоспособность и эффективность. С целью исследования спроса, необходимо тщательно изучить его информационно - методическое обеспечение.

  1. Информационно-методическое обеспечение исследования спроса на продукцию предприятий