Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы (Психологические факторы адаптации к школьному обучению первоклассников как психолого-педагогическая проблема).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Можно выделить несколько уровней адаптации первоклассников к школе, причем каждому уровню соответствует определенная группа детей, имеющих  приблизительно  одинаковые показатели по  всем крите­риям. Я.Л. Коломинский и Е.А. Панько, опираясь на исследова­ния Г.М. Чуткиной, определяют уровни адаптации следующим образом:

Высокий уровень.
Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко., глубоко и полно овладевает программным материалом, решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает объяснения учителя; выполняет поручения без внешнего контроля, проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, готовится ко всем урокам; общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает в классе благоприятное статусное положение.
Средний уровень.
Первоклассник положительно относится к школе, посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые зада­чи, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле, бывает внимателен только тогда, когда занят чем-то для него интересным, готовится к урокам и выполняет почти всегда домашние задания, общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.
Низкий уровень.
Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на здоровье, доминирует подавленное настрое­ние, наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учебни­ком затруднена, при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса, к урокам готовится нерегулярно; ему необходимы постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей;сохраняет работоспособность и внима­ние при удлиненных паузах для отдыха, для понимания нового и реше­ния задач по образцу требует значительной учебном помощи учителя и родителей; общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен; близких друзей не имеет, знает по имени и фамилиям лишь часть одноклассников.
По описанию уровней адаптации к обучению можно проследить, что приспособленность у первоклассников протекает по-разному и отли­чается по скорости и устойчивости.
Для успешной адаптации младших школьников к учебно-воспита­тельному процессу необходимо создать ряд условий не только в первый год обучения в школе, а на протяжении всего времени обучения в начальной школе:
— проводить поэтапную диагностику интеллектуального и личностного развития младших школьников;
— на основе ее результатов осуществлять целенаправленную профилак­тическую и коррекционную работу с детьми;
— использовать результаты диагностики учителем с целью оказания помощи ребенку по преодолению выявленных проблем;
— установить оптимальный стиль взаимоотношений с воспитанниками через использование корректных оценочных действий;
— осуществлять коллективную, групповую  работы с детьми;
— реализовать принцип системности и последовательности в обучении и организации жизнедеятельности детей младшего школьного возраста;
— учителю необходимо выступать источником психолого-педагогических знаний для родителей;
— осуществлять поиск компенсаторных возможностей ребенка посредством совместных воспитательных воздействий семьи и школы.
  


Глава 2. Исследование адаптации первоклассников к школьному обучению

 2.1. Этапы, методы и методики исследования.


  В начале опытно-экспериментальной работы необходимо определить цель и задачи данного исследования.
Цель опытно-экспериментальной работы: экспериментально исследовать психологические факторы адаптации первоклассников к обучению в школе.
Задачи опытно-экспериментальной работы:
1.Определить уровень мотивации учения, развития произвольной сферы, сформированности наглядно-схематического мышления у первоклассников до начала адаптационных мероприятий.
2.Разработать и применить программу адаптации первоклассников к школьному обучению.
3.Определить уровень мотивации учения, развития произвольной сферы, сформированности наглядно-схематического мышления у первоклассников до начала адаптационных мероприятий.
4. Проанализировать и обобщить результаты опытно-экспериментальной работы с помощью метода математической статистики.
Далее обозначим гипотезу и этапы предстоящей работы.
Итак, гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, звучит так: адаптация первоклассников к обучению в школе будет протекать успешнее, если применяются специально разработанные адаптационные мероприятия.
Первый этап опытно-экспериментальной работы – подготовительный. На данном этапе работы нам необходимо выбрать школу, класс для проведения эксперимента. Далее был осуществлен подбор методов и методик, которыми можно воспользоваться для проведения нашего исследования.

Когда методы и методики были подобраны, мы подготовили необходимый материал, который понадобиться для проведения работы с испытуемыми.
Второй этап исследования – основной.
Он включает в себя весь основной объем работы. Далее с учащимися мы провели тестирование по подобранным нами методикам с целью определить уровень адаптации испытуемых на констатирующем этапе исследования.
Далее нами была разработана программа по адаптации первоклассников к обучению в школе и в течение трех месяцев с испытуемыми велась психолого-педагогическая работа. По завершении работы по адаптационной программе нами было проведено повторное тестирование первоклассников по тем же методикам с целью определить уровень адаптации испытуемых к школьному обучению на формирующем этапе исследования.
Третий этап – заключительный. На этом этапе работы, полученные в результате проведенного исследования, данные были подвергнуты математической обработке. После чего были сделаны выводы по проделанной работе и даны методические рекомендации по улучшению адаптации первоклассников к обучению в школе.
В данном исследовании были использованы следующие методы: тестирование, анализ, психологический эксперимент и метод математической обработки данных.
Метод тестирования помог определить уровень адаптации у первоклассников к обучению. Тест - стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом - количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами.
Использование определенных и конкретных тестов в психологии наиболее отчетливо проявляет общие теоретические установки исследователя и всего исследования.


Тестирование используется в качестве средств определения наличного уровня развития психологических особенностей.
Анализ позволил нам сделать выводы по итогам проведенного тестирования.
Психологический эксперимент предполагает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, отчетливо выявляющих психологический факт.
Метод математической обработки данных позволяет доказать правильность выдвинутой в начале исследования гипотезы, либо опровергнуть ее. Качественные характеристики изучаемых явлений будут полнее и глубже, если накопленный эмпирический ма­териал подвергнуть количественной обработке. При исследо­вании проблем психологии и педагогики применяются методы математической статистики. С их помощью решаются различные задачи: обработка факти­ческого материала, получение новых, дополнительных данных, обоснование научной организации исследования и другие.
Для проведения исследовательской работы были отобраны следующие методики:
1. Методика мотивации учения.
2. Методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина.
Следует сказать, что ни один из этих тестов в отдельности не даст полного и точного представления об уровне самооценки подростков. Все тесты нужно проводить в комплексе, используя преимущество определенного теста в целях ком­пенсации другого. Тестирование в комплексе помогает специалисту представить более-менее точную картину.
1. Методика «Мотивация учения».
По изменениям этого параметра можно судить об уровне школьной адаптации ре­бенка, степени овладения учебной деятельностью и об удовлетво­ренности ребенка ею.

Разработаны различные способы изучения школьной мотива­ции учащихся начальных классов. Предлагаем один из них, на наш взгляд, наиболее интересный.
Детям предлагается сделать рисунки на тему «Что мне нравится в школе». Несоответствие рисунков теме указывает на:
а) мотивационную незрелость ребенка, отсутствие у него школь­ной мотивации и преобладание других, чаще всего игровых моти­вов. (В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные дей­ствия, узоры и прочее);
б) детский негативизм. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к школьным требованиям. (Ребенок упорно отказывается рисо­вать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать);
в) непонимание и неверное истолкование задачи. Чаще всего
это свойственно детям с задержкой психического развития. (Дети ничего не рисуют или копируют у других детей сюжеты, не имею­щие отношения к данной теме.) Такие ситуации оцениваются 0 баллов.
При соответствии рисунков заданной теме учитывается их сюжет:
а) учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мо­тивации, учебной активности и наличии у школьника познава­тельных мотивов (30 баллов) – высокий уровень мотивации учения;
б) ситуации не учебного характера с внешними школьными ат­рибутами свойственны детям с положительным отношением к шко­ле по внешней мотивации (20 баллов) – средний уровень мотивации учения;
в) игровые ситуации в школе свойственны детям с положи­тельным отношением к школе, но преобладанием игровой моти­вации (10 баллов) – низкий уровень мотивации учения.


2. Методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина.
Данная методика используется для определения уровня развития произвольной сферы ребенка, а также изучения возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства.
Материал состоит из 4 диктантов, первый из которых – тренировочный.
На самостоятельное выполнение каждого узора дается полторы-две минуты. Общее время проведения методики обычно составляет около 15 минут.
Анализ результатов.
Безошибочное воспроизведение узора - 4 балла.
За 1-2 ошибки ставят 3 балла.
За большее число ошибок - 2 балла.
Если ошибок больше, чем правильно воспроизведенных участков, то ставится 1 балл.
Если правильно воспроизведенных участков нет, то ставят 0 баллов.
Указанным образом оцениваются три узора (один тренировочный). На основе полученных данных возможны следующие уровни выполнения:
10-12 баллов - высокий;
6-9 баллов - средний;
3-5 баллов - низкий;
0-2 балла - очень низкий.

2.2. Анализ результатов исследования


 База исследования   –   учащиеся  1 «Б»  класса   МКОУ Сончинской ООШ , в количестве 26 человек в возрасте 7-8 лет. Мальчиков в классе 11, девочек – 15.
Итак, со всеми учащимися было проведено тестирование по запланированным тестам.По методике изучения мотивации учения из всех учащихся 1 «Б» класса 8 человек показали высокий уровень мотивации учения, что составляет 31% от общего количества испытуемых.

Пятеро человек имеют средний уровень мотивации учения – 19% учащихся.
Достаточно большое количество учеников, а именно 13 человек имеют низкий уровень мотивации учения, что составляет 50% от всех исследуемых учеников.
Далее с учащимися 1 «Б» класса было проведено тестирование по методике «Графический диктант» Д.Б. Эльконина.
По тесту «Графический диктант» Д.Б. Эльконина из всех учащихся 1 «Б» класса ни один ученик не показал очень низкий уровень развития произвольной сферы, 11 человек показали низкий уровень развития произвольной сферы, что составляет 43% от общего количества испытуемых.
Пятеро человек показали средний уровень развития произвольной сферы – 19% учащихся и восемь детей показали высокий уровень развития произвольной сферы – 38% от числа первоклассников.
Итак, по тем данным, которые были получены в результате констатирующего эксперимента, можно сделать вывод, что по всем трем методикам первоклассники в большинстве показали низкий уровень адаптации к обучению в школе. Следовательно, попробуем предположить, что применение адаптационных мероприятий даст нам иные результаты, а именно, уровень адаптации первоклассников будет значительно выше.
К учащимся 1 «Б» класса была применена разработанная программа адаптационных игр и упражнений для первоклассников.
1.Программа представляет собой систему коррекционно-развивающих занятий, проводимых в условиях коллективных упражнений.
Программа направлена снижение тревожности, сязанной с поступлением в школу, на просвещение детей в отношении «школьной жизни», их позитивный настрой на учебную деятельность.
Данная программа рассчитана на срок 2 месяца. Занятия проводились 2 раза в неделю в классном кабинете, где можно свободно располагаться и передвигаться. Их продолжительность не превышала 40 минут.


Работа осуществляется с помощью игровых коррекционных сказок.
Затем нами было проведено повторное исследование в 1 Б классе по тем же методикам. После проведения с первоклассниками повторного тестирования были получены следующие результаты. После проведения психолого-педагогической работы с учащимися, по методике изучения мотивации учения  из всех учащихся 1 «Б» класса 16 человек показали высокий уровень мотивации учения, что составляет 61% от общего количества испытуемых.
Восемь человек отметили средний уровень мотивации учения – 3% учащихся. Два человека, к сожалению, по-прежнему показали низкий уровень мотивации учения, что составляет 8% от всех исследуемых учеников.
Далее с учащимися 1 «Б» класса было проведено повторное тестирование по методике «Графический диктант» Д.Б. Эльконина.
По тесту «Графический диктант» Д.Б. Эльконина из всех учащихся 1 «Б» класса ни один человек не показал очень низкий уровень развития произвольной сферы, один человек показал низкий уровень развития произвольной сферы, что составляет 4% от общего количества испытуемых.
Девять человек показали средний уровень развития произвольной сферы – 35% учащихся и шестнадцать человек показали высокий уровень развития произвольной сферы – 61% от числа первоклассников.

Итак, из полученных данных в результате формирующего эксперимента следует, что работа по программе, направленной на адаптацию первоклассников к обучению в школе даже в короткие сроки повышает ее показатели.
Таким образом, выдвинутая нами в начале исследования гипотеза подтвердилась, т. е. адаптация первоклассников к обучению в школе будет протекать успешнее, если применяются специально разработанные адаптационные мероприятия.

Но попробуем доказать это еще раз при помощи метода математической обработки данных. Используем в нашем случае T – критерий Вилкоксона. Критерий применяется для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. Он позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность. С его помощью мы определяем, является ли сдвиг показателей в каком-то одном направлении более интенсивным, чем в другом.
Итак, мы будем использовать в данном случае показатели испытуемых первоклассников «до» и «после» применения адаптационной программы, полученные в результате тестирования по методикам «Изучения мотивации учения» и «Графический диктант».
Опираясь  на данные, полученные в результате сопоставления значений «до» и «после», мы видим, что все разности положительные, это означает, что у всех испытуемых коррекционной группы уровень самооценки после проведения коррекции повысился.