Файл: Современные политические режимы (ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА. ПРИЗНАКИ И ВИДЫ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Во многих учебных и научных изданиях понятие политический режим как элемент формы государства может трактоваться по-разному: и государственным, и политико-государственным, и политико-правовым режимом, тем не менее, все эти термины по своей сути характеризуют одно и то же правовое явление.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что политико-правовой режим страны не только оказывает влияние на политическое развитие гражданского общества, на его социально-классовую составляющую, но и сам формируется под влиянием социальной сущности каждого конкретного государства. В нем отражается функционал государственной власти и иных институтов политической системы. Именно через политический режим государство оказывает воздействие на институты гражданского общества. В то же время, сам политический режим по отношению к формам функционирования государственной власти обладает самостоятельностью. С его помощью можно выделить различные периоды развития основных институтов политической системы общества, развития или эрозии демократии, степень участия общественных масс в комплектовании органов государственной власти. Термин «политический режим» был введен в научный оборот в 60-е гг. XX века. Категория «политический режим», по мнению некоторых ученых, в силу ее синтетического характера, отождествлялась с понятием форма государства. По мнению других данный признак вообще должен был быть исключен из характеристик формы государства, поскольку функционирование государства определяет не политический, а государственный режим. Вышеприведенные дискуссии породили два основных подхода к пониманию политического (государственного) режима. В теории государства и права выделяют широкий и узкий подходы к данному понятию.
Широкий подход относит политический режим к явлениям политической жизни и к политической системе общества в целом.
Узкий – делает его достоянием лишь государственной жизни и государства, поскольку он конкретизирует другие элементы формы государства: форму правления, форму государственного устройства, формы и методы осуществления государством своих функций.
Все элементы политической системы: политические партии, общественные движения, объединения трудовых коллективов (а также и «внесистемные» объекты: религиозные организации, массовые спонтанно возникающие движения и т.п.) – подвержены значительному влиянию со стороны государства, его природы, специфики функций, форм и методов правоприменительной деятельности и т. д. Одновременно между государством и элементами политической системы существует и обратная связь, поскольку оно в значительной мере проецирует в себе воздействие общественно-политического окружения. Это влияние распространяется, на форму государства, в частности на политический режим.
Таким образом, для характеристики формы государства имеет важное значение политический режим, этим и обусловлена актуальность выбранной темы.
Определение государственного режима всегда связано с тем, в каких правовых или антиправовых формах он предстает перед исследователем. Именно конкретная правовая система в содержании своих правоустановительных и правоприменительных актов, в организации политической и судебной власти, закрепленной роли армии и других характеристиках позволяет достаточно точно определять вид политического режима, прогнозировать его динамику.
Таким образом, изучение методов и способов, с помощью которых государство управляет проживающими на его территории людьми, т. е. политического режима, становится также объективно необходимым для постижения формы (устройства) государства.
В ходе выполнения курсовой работы были изучены законодательные акты, учебная литература, а так же научные и специальные издания за последние 5 лет таких авторов как: В.В. Оксамытный, М. Н. Марченко, Е. М. Дерябина, Л.Л. Соловьева, другие.
Целью написания курсовой работы является изучение политических режимов и их разновидностей.
Для реализации поставленной цели в ходе написания решаются следующие задачи:
Раскрыть понятие и сущность политического режима;
Перечислить признаки политического режима;
Выявить виды политических режимов;
Дать характеристику антидемократических режимов власти: авторитаризм и тоталитаризм;
Раскрыть сущность демократического политико-государственного режима.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ПРИЗНАКИ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА
1.1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА
В истории государства и права описано большое многообразие политических режимов: деспотический, теократически - монархический, аристократический (олигархический), демократический, абсолютистский, клерикально-феодальный, милитаристско-полицейский, режим «просвещенного абсолютизма», бонапартистский, военно-полицейский, фашистский, фашизмоподобный, марионеточный, авторитарный, тоталитарный, а также и ряд других[1].
Однако, в научной литературе по теории государства и права категория «политический режим» появилась сравнительно недавно – в 60-е гг. прошлого столетия. В современной политологии и юриспруденции данная категория используется в трех основных значениях.
В первом значении политический режим полностью нивелируется с формой государства, по сути, является ее синонимом и с этой точки зрения интегрирует в себя форму правления и форму государственного устройства[2].
Во втором, более широком значении, политический режим определяется не только и не столько как государствоведческое понятие, сколько как явление, во многом предопределяющее особенности функционирования конкретной политической системы общества в целом[3].
И, наконец, понятие политический режим может применяться для характеристики многообразных способов, приемов и методов реализации государственной власти в обществе. Это узкое значение исследуемого термина, в котором он используется, в основном, в юридической науке в качестве особого третьего элемента, описывающего форму государства, дополняя собой форму правления и форму государственного устройства[4].
В понятие «государственный режим» сконцентрирована сущность государственной власти, которая выявляется в средствах и способах управления, в демократическом или антидемократическом характере ее претворения в жизнь.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что, политико-государственный режим представляет из себя систему приемов, методов, форм, способов воплощения политической государственной власти в обществе, очерчивает степень политической свободы индивидов и групп, правовое положение личности в обществе и тип политической системы, существующей в стране; завершенное политическое состояние в обществе, которое сложилось в результате взаимодействия и противостояния всего многообразия политических сил представленных в конкретном обществе, функционирования всех политических институтов[5].
Режим – методы управления, совокупность средств, способов и методов реализации экономической и политической власти господствующего класса[6].
Государственный режим является самой непостоянной составной частью формы государства. Он реагирует на все большинство процессов и изменений, происходящих в социуме, в том числе во взаимоотношениях социально-классовых сил. Государственный режим основной определяющий фактор в индивидуализации формы государства[7].
О виде (типе) политического режима, существующего в той или иной стране, могут свидетельствовать многие факторы. Однако наиболее важны из них следующие:
- способы и порядок формирования органов государственной власти;
- порядок распределения между различными государственными органами компетенции и характер их взаимоотношений;
- степень реальности и гарантированности прав и свобод граждан;
- роль права в жизни общества и в решении государственных дел;
- место и роль в государственном механизме армии, полиции, контрразведки, разведки и других аналогичных им структур;
- степень реального участия граждан и их объединений в государственной и общественно-политической жизни, в управлении государством;
- основные способы разрешения возникающих в обществе социальных и политических конфликтов[8].
История развития многих государств полностью подтвердила тот факт, что стоящий у власти слой или класс, в частности буржуазия, во всех странах неизбежно приходит к одной из двух систем управления, методу борьбы за свои интересы и отстаивания своего верховенства, причем эти подходы то сменяют друг друга, то переплетаются, взаимодополняя друг друга в различных вариациях[9]. Первый – метод насилия, метод отказа от каких-либо значимых уступок рабочему движению, метод поддержки всех методически и морально устаревших учреждений, метод непримиримого и полного отрицания каких-либо реформ. Второй метод – метод шагов в сторону развития политических прав и свобод, диалога и реформаторства, уступки оппозиции и т.п. В зависимости от того, какой из этих методов осуществления государственной власти в той или иной стране является превалирующим, выделяют два основных вида государственного режима: антидемократический и демократический.
Государственный режим отражает степень, уровень и форму развития демократии, политический климат в конкретной стране в определенный период. Это обусловлено тем, что институт государства является центром в любой политической системе. Именно поэтому политические силы своей главной целью ставят обладание государственной властью.
Представляя из себя особую, публичную власть в обществе, государство представляет общество и выступает гарантом его политической и экономической общности. Реализуя основную массу деятельности по управлению оно, использует для регулирования наиболее значимых отношений правовые формы. Реализация деятельности по управлению обществом проводится с помощью специального (в том числе карательного) государственного механизма[10]. Принятием законов и иных нормативных актов государство может допускать, разрешать и даже стимулировать либо ограничивать или даже налагать полный запрет на деятельность определенных политических партий, отдельных организаций, движений или даже отдельных лиц[11].
Для того, чтобы в полной мере понять сущность политико-правого режима, можно также рассмотреть его значение, опираясь на определение гражданского общества, поскольку оно напрямую влияет на возникновение того или иного режима в государстве[12].
Гражданское общество – это совокупность тех межличностных отношений (семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных и других), которые развиваются без контроля со стороны государства. Это общество взаимодействующее с государством, общество индивидов с высокими социальными, политическими, культурными и моральными принципами, которые совместно с государством создают развитые правовые отношения.
Оно не входит в государство, хотя все его потребности – независимо от того, какой класс господствует, через волю государства в форме законов получить всеобщее значение. Его суть такова – не государство обусловливает и определяет гражданское общество, а гражданское общество определяет уровень демократичности общества. Если оно подавляется государством, то в результате возникает тоталитарный режим. В том случае, когда государство выполняет волю гражданского общества, действует в рамках права, как правовое государство, возникает демократический режим. Существует зыбкое равновесие между гражданским обществом и государством и тогда возникают авторитарные режимы различной степени жесткости.
Гражданское общество в лице появляющихся самостоятельных ассоциаций людей (церковь, политические партии, купеческие гильдии, а в последствии их заменили профсоюзы и т.п.), призванных выражать и защищать их групповые и индивидуальные права и свободы, становится в особое отношение с государством[13].
Максимально развитое гражданское общество является основной предпосылкой для возникновения и развития демократических режимов. И, наоборот, чем меньшее развитие получили институты гражданского общества в государстве, тем более вероятно существование и укрепление авторитарных и иных антидемократических режимов.
Конечно же, политико-правовые режимы подразделяются на многочисленные виды. В современных реалиях можно выделить множество различных вариаций политических режимов, которые так или иначе различаются между собой. Их очень много, поскольку на ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние большое количество внешних и внутренних факторов: форма государственного устройства, система и особенности национального законодательства, круг полномочий тех или иных государственных органов и юридические формы их деятельности, степень развития и соотношение общественно-политических сил, уровень и стандарты жизни, степень развития экономики, формы классовой борьбы или классового сотрудничества.