Файл: Современные политические режимы (ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА. ПРИЗНАКИ И ВИДЫ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Во многих учебных и научных изданиях понятие политический режим как элемент формы государства может трактоваться по-разному: и государственным, и политико-государственным, и политико-правовым режимом, тем не менее, все эти термины по своей сути характеризуют одно и то же правовое явление.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что политико-правовой режим страны не только оказывает влияние на политическое развитие гражданского общества, на его социально-классовую составляющую, но и сам формируется под влиянием социальной сущности каждого конкретного государства. В нем отражается функционал государственной власти и иных институтов политической системы. Именно через политический режим государство оказывает воздействие на институты гражданского общества. В то же время, сам политический режим по отношению к формам функционирования государственной власти обладает самостоятельностью. С его помощью можно выделить различные периоды развития основных институтов политической системы общества, развития или эрозии демократии, степень участия общественных масс в комплектовании органов государственной власти. Термин «политический режим» был введен в научный оборот в 60-е гг. XX века. Категория «политический режим», по мнению некоторых ученых, в силу ее син­тетического характера, отождествлялась с понятием форма государства. По мнению других данный признак вообще должен был быть исключен из характеристик формы государства, посколь­ку функционирование государства определяет не политический, а го­сударственный режим. Вышеприведенные дискуссии породили два основных подхода к пониманию политического (государственного) режима. В теории государства и права выделяют широкий и узкий подходы к данному понятию.

Широкий подход относит политический режим к явлениям политической жизни и к политической системе общества в целом.

Узкий – делает его достоянием лишь государственной жизни и государства, поскольку он конкретизирует другие элементы формы государства: фор­му правления, форму государственного устройства, формы и методы осуществления государством своих функций.

Все элементы политической системы: политические партии, общественные движения, объединения трудовых коллективов (а также и «внесистемные» объекты: религиозные организации, массовые спонтанно возникающие движения и т.п.) – подвержены значительному влиянию со стороны государства, его природы, специфики функций, форм и методов правоприменительной деятельности и т. д. Одновременно между государством и элементами политической системы существует и обратная связь, поскольку оно в значительной мере проецирует в себе воздействие общественно-политического окружения. Это влияние распространяется, на форму государства, в частности на политический режим.


Таким образом, для характеристики формы государства имеет важное значение политический режим, этим и обусловлена актуальность выбранной темы.

Определение государственного режима всегда связано с тем, в каких правовых или антиправовых формах он предстает перед исследователем. Именно конкретная правовая система в содержании своих правоустановительных и правоприменительных актов, в организации политической и судебной власти, закрепленной роли армии и других характеристиках позволяет достаточно точно определять вид политического режима, прогнозировать его динамику.

Таким образом, изучение методов и способов, с помощью которых государство управляет проживающими на его территории людьми, т. е. политического режима, становится также объективно необходимым для постижения формы (устройства) государства.

В ходе выполнения курсовой работы были изучены законодательные акты, учебная литература, а так же научные и специальные издания за последние 5 лет таких авторов как: В.В. Оксамытный, М. Н. Марченко, Е. М. Дерябина, Л.Л. Соловьева, другие.

Целью написания курсовой работы является изучение политических режимов и их разновидностей.

Для реализации поставленной цели в ходе написания решаются следующие задачи:

Раскрыть понятие и сущность политического режима;

Перечислить признаки политического режима;

Выявить виды политических режимов;

Дать характеристику антидемократических режимов власти: авторитаризм и тоталитаризм;

Раскрыть сущность демократического политико-государственного режима.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ПРИЗНАКИ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА

1.1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА

В истории государства и права описано большое многообразие политических режимов: деспотический, теократически - монархический, аристократический (олигархический), демократический, абсолютистский, клерикально-феодальный, милитаристско-полицейский, режим «просвещенного абсолютизма», бонапартистский, военно-полицейский, фашистский, фашизмоподобный, марионеточный, авторитарный, тоталитарный, а также и ряд других[1].


Однако, в научной литературе по теории государства и права категория «политический режим» появилась сравнительно недавно – в 60-е гг. прошлого столетия. В современной политологии и юриспруденции данная категория используется в трех основных значениях.

В первом значении политический режим полностью нивелируется с формой государства, по сути, является ее синонимом и с этой точки зрения интегрирует в себя форму правления и форму государственного устройства[2].

Во втором, более широком значении, политический режим определяется не только и не столько как государствоведческое понятие, сколько как явление, во многом предопределяющее особенности функционирования конкретной политической системы общества в целом[3].

И, наконец, понятие политический режим может применяться для характеристики многообразных способов, приемов и методов реализации государственной власти в обществе. Это узкое значение исследуемого термина, в котором он используется, в основном, в юридической науке в качестве особого третьего элемента, описывающего форму государства, дополняя собой форму правления и форму государственного устройства[4].

В понятие «государственный режим» сконцентрирована сущность государственной власти, которая выявляется в средствах и способах управления, в демократическом или антидемократическом характере ее претворения в жизнь.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что, политико-государственный режим представляет из себя систему приемов, методов, форм, способов воплощения политической государственной власти в обществе, очерчивает степень политической свободы индивидов и групп, правовое положение личности в обществе и тип политической системы, существующей в стране; завершенное политическое состояние в обществе, которое сложилось в результате взаимодействия и противостояния всего многообразия политических сил представленных в конкретном обществе, функционирования всех политических институтов[5].

Режим – методы управления, совокупность средств, способов и методов реализации экономической и политической власти господствующего класса[6].

Государственный режим является самой непостоянной составной частью формы государства. Он реагирует на все большинство процессов и изменений, происходящих в социуме, в том числе во взаимоотношениях социально-классовых сил. Государственный режим основной определяющий фактор в индивидуализации формы государства[7].


О виде (типе) политического режима, существующего в той или иной стране, могут свидетельствовать многие факторы. Однако наиболее важны из них следующие:

  • способы и порядок формирования органов государственной власти;
  • порядок распределения между различными государственными органами компетенции и характер их взаимоотношений;
  • степень реальности и гарантированности прав и свобод граждан;
  • роль права в жизни общества и в решении государственных дел;
  • место и роль в государственном механизме армии, полиции, контрразведки, разведки и других аналогичных им структур;
  • степень реального участия граждан и их объединений в государственной и общественно-политической жизни, в управлении государством;
  • основные способы разрешения возникающих в обществе социальных и политических конфликтов[8].

История развития многих государств полностью подтвердила тот факт, что стоящий у власти слой или класс, в частности буржуазия, во всех странах неизбежно приходит к одной из двух систем управления, методу борьбы за свои интересы и отстаивания своего верховенства, причем эти подходы то сменяют друг друга, то переплетаются, взаимодополняя друг друга в различных вариациях[9]. Первый – метод насилия, метод отказа от каких-либо значимых уступок рабочему движению, метод поддержки всех методически и морально устаревших учреждений, метод непримиримого и полного отрицания каких-либо реформ. Второй метод – метод шагов в сторону развития политических прав и свобод, диалога и реформаторства, уступки оппозиции и т.п. В зависимости от того, какой из этих методов осуществления государственной власти в той или иной стране является превалирующим, выделяют два основных вида государственного режима: антидемократический и демократический.

Государственный режим отражает степень, уровень и форму развития демократии, политический климат в конкретной стране в определенный период. Это обусловлено тем, что институт государства является центром в любой политической системе. Именно поэтому политические силы своей главной целью ставят обладание государственной властью.

Представляя из себя особую, публичную власть в обществе, государство представляет общество и выступает гарантом его политической и экономической общности. Реализуя основную массу деятельности по управлению оно, использует для регулирования наиболее значимых отношений правовые формы. Реализация деятельности по управлению обществом проводится с помощью специального (в том числе карательного) государственного механизма[10]. Принятием законов и иных нормативных актов государство может допускать, разрешать и даже стимулировать либо ограничивать или даже налагать полный запрет на деятельность определенных политических партий, отдельных организаций, движений или даже отдельных лиц[11].


Для того, чтобы в полной мере понять сущность политико-правого режима, можно также рассмотреть его значение, опираясь на определение гражданского общества, поскольку оно напрямую влияет на возникновение того или иного режима в государстве[12].

Гражданское общество – это совокупность тех межличностных отношений (семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных и других), которые развиваются без контроля со стороны государства. Это общество взаимодействующее с государством, общество индивидов с высокими социальными, политическими, культурными и моральными принципами, которые совместно с государством соз­дают развитые правовые отношения. 

Оно не входит в государство, хотя все его потребности – независимо от того, какой класс господствует, через волю государства в форме законов получить всеобщее значение. Его суть такова – не государство обусловливает и определяет гражданское общество, а гражданское общество определяет уровень демократичности общества. Если оно подавляется государством, то в результате возникает тоталитарный режим. В том случае, когда государство выполняет волю гражданского общества, действует в рамках права, как правовое государство, возникает демократический режим. Существует зыбкое равновесие между гражданским обществом и государством и тогда возникают авторитарные режимы различной степени жесткости.

Гражданское общество в лице появляющихся самостоятельных ассоциаций людей (церковь, политические партии, купеческие гильдии, а в последствии их заменили профсоюзы и т.п.), призванных выражать и защищать их групповые и индивидуальные права и свободы, становится в особое отношение с государством[13].

Максимально развитое гражданское общество является основной предпосылкой для возникновения и развития демократических режимов. И, наоборот, чем меньшее развитие получили институты гражданского общества в государстве, тем более вероятно существование и укрепление авторитарных и иных антидемократических режимов.

Конечно же, политико-правовые режимы подразделяются на многочисленные виды. В современных реалиях можно выделить множество различных вариаций политических режимов, которые так или иначе различаются между собой. Их очень много, поскольку на ту или иную разновидность политического режима оказы­вает влияние большое количество внешних и внутренних факторов: форма государственного устройства, система и особенности национального законодательства, круг полномочий тех или иных государственных ор­ганов и юридические формы их деятельности, степень развития и соотношение общественно-политических сил, уровень и стандарты жизни, степень развития экономи­ки, формы классовой борьбы или классового сотрудничества.