Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях ( Способы и методы поведения в конфликтных ситуациях).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

• быть вне конфликта, не участвовать в склоках и дрязгах, не передавать сплетни, так как, находясь вне конфликта, легче вовремя его ликвидировать;

• решительно пресекать склоки, сплетни и ябедничество, для чего можно на первый раз оштрафовать уличенного в этом сотрудника и строго предупредить его о недопустимости подобного поведения, а если это не поможет, то этого сотрудника нужно уволить, чтобы не создавать прецедентов; так же следует поступать и с теми, кто привык "выступать" по любому поводу, тем самым мешая работать другим;

• если примирение между двумя сотрудниками невозможно, не обходимо обязать их общаться по делу, так как работа не должна страдать из-за чьих-то эмоций.

Менеджеры должны тратить свое рабочее временя на улаживание конфликтов. Поскольку менеджеры неизбежно работают в условиях межгрупповых конфликтов, они вынуждены их улаживать. Неспособность делать это может привести к катастрофическим последствиям. Конфликты способны вызвать у сотрудников чувство отчуждения, снижать результативность работы и даже приводить к отставкам.

Руководитель должен помнить, что конфликты могут разрешаться через официальные органы третьей стороны. Третьей стороной может быть более крупная организация, которая просто приказывает прекратить конфликтное поведение под угрозой увольнения (как в случае запрещения правительством стачек и локаутов в трудовых спорах, которые угрожают национальным интересам), или же это могут быть посредники.

Менеджеры должны сознавать, что, так как причины конфликтов различны, способы их разрешения также различаются в зависимости от обстоятельств. Выбор подходящего способа разрешения конфликта зависит от многих факторов, включая причины его возникновения и характер взаимоотношений между менеджерами и конфликтующими группами. Меры по минимизации конфликтов включают: временные паузы и обдумывания перед действиями; меры по формированию доверия; усилия по пониманию мотивов конфликта; выслушивание всех заинтересованных сторон; поддерживание позиции равноценного обмена; деликатное обучение всех участников техникам работы с конфликтами; готовность признавать ошибки; поддерживание равного статуса всех участников конфликта.

Здесь не может быть жестких рекомендаций. Все зависит от характера того или иного конфликта, условий его протекания. Решений в конфликтах, как и результатов этих решений, бывает несколько, и все они могут быть правильными. Неважно, какое из них будет выработано, главное, чтобы оно в наибольшей степени удовлетворяло противоборствующие стороны. При этом следует помнить, что вмешательство в конфликт даже с самыми благими, намерениями непременно требует высокого уровня профессионализма, в противном случае можно лишь осложнить его.


Конфликт может также уменьшить возможности группового мышления и синдрома покорности, когда подчиненные не высказывают идей, которые, как они считают, противоречат идеям их руководителей.

Заключение

Подводя итоги, можно сказать, что в общении с людьми и в деловых контактах возможно возникновению скрытых или явных конфликтов из-за непонимания истинных мотивов поведения. В контактах с людьми необходимо проявлять терпимость, сдержанность. Очень часто мотивы поведения совсем не те, которые можно приписать. Заносчивость и наглость могут скрывать под собой робость и застенчивость, уязвимость. Страх и беспокойство могут маскироваться под злостью и гневом. Плохое настроение может быть объяснено усталостью. Если в коллективе возник конфликт, не следует уходить от него. Очень важно уметь не переводить конфликтную ситуацию в конфликт, так как силовое воздействие обычно связано с эмоциональными переживаниями. Если же конфликтная ситуация уже успела перерасти в конфликт, то очень важно работать с эмоциональным настроем участников. Умение решать конфликты зависит от способности трансформировать взаимное представление участников из врагов в партнеров. Неумение разрядить конфликтную ситуацию, понять ошибки и просчеты может стать причиной постоянной напряженности. Нужно помнить, что конфликтом надлежит умело управлять до того, как он станет настолько сильным, что приобретет деструктивные свойства. Основная причина конфликта в том, что люди зависят друг от друга, каждому нужны сочувствие и понимание, расположение и поддержка другого, нужно, чтобы кто-то разделял его убеждения. Конфликт - это сигнал того, что произошло что-то неладное в коммуникациях между людьми либо появились какие-то существенные разногласия. У многих людей нет специальных навыков управления конфликтами, им нужны рекомендации и соответствующая практика. В порядке основных рекомендаций относительно поведения в конфликтных условиях можно указать на такие ориентиры, как:

• умение отличить главное от второстепенного. Казалось бы, чего проще, но жизнь показывает, что сделать это довольно сложно. Практически ничего, кроме интуиции, не может человеку помочь. Необходимо анализировать конфликтные ситуации, мотивы своего поведения, если пытаться понять, что действительно "вопрос жизни и смерти", а что просто собственные амбиции, и научиться отбрасывать несущественное.

• внутреннее спокойствие. Это такой принцип отношения к жизни, который не исключает энергичности и активности человека. Наоборот, он позволяет стать еще более деятельным, чутко реагировать на малейшие оттенки событий и проблем, не теряя самообладания даже в критические моменты. Внутреннее спокойствие — своего рода защита от всех неприятных жизненных ситуаций, оно позволяет человеку выбрать подобающую форму поведения;


• эмоциональная зрелость и устойчивость - по сути возможность и готовность к достойным поступкам в любых жизненных ситуациях;

• знание меры воздействия на события, означающее способность остановить себя и не "давить" или, наоборот, ускорить событие для того, чтобы "владеть ситуацией" и уметь адекватно реагировать на нее;

• умение подходить к проблеме с различных точек зрения, обусловленное тем, что одно и то же событие можно оценить по-разному, в зависимости от занятой позиции. Если рассматривать конфликт с позиции своего "Я", будет одна оценка, а если попытаться посмотреть на эту же ситуацию с позиции своего оппонента - возможно, все покажется иным. Важно уметь оценивать, сопоставлять, соединять разные позиции;

• готовность к любым неожиданностям, отсутствие (или сдерживание) предвзятой линии поведения позволяют быстрее перестроиться, своевременно и адекватно отреагировать на изменение ситуации;

• восприятие действительности такой, какая она есть, а не такой, какой человеку хотелось бы видеть ее. Этот принцип тесно связан с предыдущим, следование ему способствует сохранению психической устойчивости даже в тех случаях, когда все кажется лишенным внутренней логики и смысла;

• стремление к выходу за рамки проблемной ситуации. Как правило, все "неразрешимые" ситуации в конечном счете разрешимы, безвыходных ситуаций не бывает;

• наблюдательность, необходимая не только для оценки окружающих и их поступков. Многие ненужные реакции, эмоции и действия отпадут, если научиться беспристрастно наблюдать за собой. Человеку, умеющему объективно оценить свои желания, побуждения, мотивы как бы со стороны, гораздо легче управлять своим поведением, особенно в критических ситуациях;

• дальновидность как способность не только понимать внутреннюю логику событий, но и видеть перспективу их развития. Знание "что к чему приведет" предохраняет от ошибок и неправильной линии поведения, предотвращает формирование конфликтной ситуации;

• стремление понять других, их помыслы и поступки. В одних случаях это означает примириться с ними, в других — правильно определить свою линию поведения. Многие недоразумения в повседневной жизни случаются только потому, что не все люди умеют или же не дают себе труда сознательно поставить себя на место других. Способность понять (пусть даже не принимая) противоположную точку зрения помогает предвидеть поведение людей в той или иной ситуации;

• умение извлекать опыт из всего происходящего, т.е. "учиться на ошибках", причем не только на своих.


Такое умение - учитывать причины прошлых ошибок и неудач — помогает избегать новых. При этом всегда следует помнить: Не расширяйте зону конфликта; Предлагайте позитивные решения; Не используйте категоричных форм; Сокращайте число претензий; Жертвуйте второстепенным; Избегайте оскорблений.

Список литературы:

  1. Аширов Д.А. Организационное поведение: - М.: Проспект, 2006. — 360 с.
  2. Аширов Д.А. Управление персоналом. - М.: Проспект, 2007. – 432 с
  3. Глухов В.В. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2007. – 608 с
  4. Огарков А.А. Управление организацией, - М.: Эксмо, 2006. – 512 с
  5. Доблаев В.Л. Организационное поведение. – М.: Дело и сервис,2006. – 416 с.
  6. Кевашин А.В. Управление персоналом организации, - М.: ИНФРА-М, 2010;
  7. Менеджмент: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. М.М. Максимцова, М.А. Комарова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012
  8. Левин С., «Разрешение конфликтов. От конфликтов к сотрудничеству», 2008.

Электронные источники:

  1. Тест на стрессоустойчивость. https://kpasnokamsk.ru/rabota-s-kadrami/priem-na-rabotu/test-na-stressoustojchivost-pri-prieme-na-rabotu.html

Приложение:

1 Тест на стрессоустойчивость

Методика определения стрессоустойчивости позволяет понять. Насколько вы готовы к деятельности, связанной со стрессами, и не требуется ли вам предпринимать меры по ее развитию (это достигается путем посещения тренингов и т.д.). В наше время оценка стрессоустойчивости нередко проводится при приеме на работу, поскольку многие специальности требуют высокой степени нервного напряжения.

Предлагаем простую диагностику стрессоустойчивости, которая позволит выявить ваш уровень раздражительности и способности к самоконтролю. В данном случае на любой вопрос вам предлагается три одинаковый варианта ответов:

  • «да, безусловно»- 3 балла;
  • «да, но не очень» — 1;
  • «нет, ни в коем случае» — 0.

По окончанию ответов суммируйте баллы. Главное – будьте честны сами с собой, ведь это — тест самооценки стрессоустойчивости, и ваша искренность в данном случае очень важна.

Вопросы:

  1. Раздражает ли вас смятая страница в газете, на которой напечатана интересная для вас статья?
  2. Вызывает ли неприязнь женщина «в летах», которая одета как молодая девушка?
  3. Неприятна ли вам чрезмерная близость собеседника при беседе?
  4. Вызывает ли раздражение женщина, которая курит в общественном месте или на улице?Раздражает ли вас человек, кашляющий в Вашу сторону?
  5. Испытываете ли вы неприязнь при виде человека, грызущего ногти?
  6. Испытываете ли вы раздражение, если кто-то смеется невпопад?
  7. Вас охватывает волна недовольства, когда некто учит вас жизни?
  8. Вы испытываете раздражение, если ваша вторая половина постоянно опаздывает?
  9. Вас раздражают люди в кинотеатре, которые постоянно вертятся и комментируют фильм?
  10. Вы крайне раздражаетесь, когда вам пересказывают сюжет книги, которую вы планируете прочесть?
  11. Вы внутренне негодуете, когда Вам дарят ненужные вещи?
  12. Вас раздражает громкий разговор или беседа по телефону в общественном транспорте?
  13. Вы испытываете неприязнь, ощущая у кого-то сильный запах духов?
  14. Вас раздражает человек, активно жестикулирующий во время разговора?
  15. Негодуете ли вы, когда люди вставляют в речь иноязычные слова?

Тест окончен, подсчитайте сумму полученных баллов, перед тем как проверить результаты стрессоустойчивости по тесту.

  • более 36 баллов. Ваш уровень стрессоустойчивости – низкий, из колеи вас может вышибить любая, порой даже сама невинная деталь. Многое вокруг может запросто испортить вам настроение, и вернуть его порой бывает трудно. Вам рекомендуется пройти любой тренинг для повышения стрессоустойчивости, чтобы улучшить качество жизни.
  • от 13 до 36. Ваш уровень стрессоустойчивости – средний. Вы являетесь человеком, который в целом неплохо справляется со стрессовыми ситуациями, но если случится что-то серьезное, это может привести к нервному срыву.
  • менее 13. Ваш уровень стрессоустойчивости – высокий. Для того чтобы вывести вас, нужно действительно серьезное событие. Вы легко переносите невзгоды и лояльны к окружающим. Главное, не слишком увлекайтесь таким отстраненным отношением: ваши близкие могут принять это на свой счет.

2 Шкала стрессов Холмса и Рэя:

Просуммируйте баллы , оценив события за прошедший год:

100 – Смерть супруга

73 – Развод

63 – Смерть близкого члена семьи

53 – Личная травма или болезнь

50 – Женитьба

47 – Увольнение с работы

45 – Примирение с супругом

45 – Уход на пенсию

45 – Изменение здоровья члена семьи

40 – Беременность

39 – Сексуальные осложнения

39 – Прибавление семейства

39 – Изменение рабочего статуса

38 – Изменение финансового статуса

37 – Смерть близкого друга

36 – Изменение профиля работы

35 – Изменение количества конфликтов с супругом

31 – Солидная закладная или ссуда

30 – Приближающаяся плата закладной или ссуды

29 – Изменение обязанностей на работе

29 – Сын или дочь уходят из дома

29 – Конфликты с родственниками, своими или супруга

26 – Выдающееся личное достижение

26 – Супруг начинает или перестает работать

26 – Начало или окончание школы

25 – Изменение условий жизни

24 – Изменение жизненных привычек

23 – Неприятность с начальством

20 – Изменение часа или условий работы

20 – Смена места жительства

20 – Смена учебного заведения

19 – Смена привычек отдыха

19 – Изменение религиозных привычек

18 – Изменение социальных привычек

16 – Изменение привычек сна

15 – Изменение числа семейных праздников

15 – Изменение привычек в еде

13 – Отпуск

13 – Рождество

11 – Незначительное нарушение закона

Оценка результата: